Конспект урока по русскому чзыку ,,Второстепенные члены предложения,,6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Планконспект урока по русскому языку 6 класс Тема: Второстепен¬ные члены предложения Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения. Задачи урока: Образовательные:  знать признаки второстепенных членов предложения,  уметь находить второстепенные члены в предложении и правильно обозначать их графически. Развивающая:  развивать умение работать с художественным текстом, Воспитательные:  прививать уважение и любовь к русскому языку и литературе на примере художественных текстов.
Иконка файла материала знанио.docx
Тема: Второстепенные члены предложения Планконспект урока по русскому языку 6 класс Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения. Задачи урока:  Образовательные:  знать признаки второстепенных членов предложения,   уметь находить второстепенные члены в предложении и правильно обозначать их графически. Развивающая:  развивать умение работать с художественным текстом, Воспитательные:  прививать уважение и любовь к русскому языку и литературе на примере художественных  текстов. 1. Психологический настрой на урок Ребята, сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая вам неизвестна. Называется  она времена года. Времена года –это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Давайте  познакомимся с  этой страны. Ход урока 2. Подготовка к восприятию нового материала ­ Какое время года в природе? Я предлагаю вам представить  картину осеннего леса и понаблюдать за  его красотой. (Слайд 1) И начнем мы с двух предложений. Прочитайте их  внимательно и подумайте, что в них общего и чем  они отличаются?  (Одна грамматическая основа, второе предложение – распространенное). (Слайд 2)               Лес стоит.                             Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. И.А. Бунин «Листопад»           Лиловый­фиолетовый, багряный­насыщенный красный. ­ Какое предложение помогает нам представить  картину осеннего леса? (Второе.) ­ Какие члены предложения дают возможность увидеть лес в богатом наряде осени?  (Второстепенные.) ­ Как вы думаете, нужны ли  в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны, они  позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной,  выразительной, без них предложение часто теряет смысл).  ­ Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы  выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чувства,  эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто признак  предмета, а другие помогают более ярко и  выразительно описывать предмет. Это эпитеты –  художественные образные определения.  3. Формулирование учащимися темы урока (Слайд 3,4,5,6)  ­ Ребята, вы, конечно, уже много знаете о второстепенных членах, а я предлагаю вам по­другому на  них взглянуть. Давайте познакомимся с веселыми стихами  А.И. Косоговского, которые будут вашими помощниками. Прочитаем их хором.  4. Систематизация знаний по теме «Второстепенные члены» через работу с поэтическими  текстами.­ А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как  их правильно графически обозначать,  я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы побываем в  гостях  у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года  замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Многие  путешественники вели дневник, а мы будем записывать свои мысли в таблицу­памятку  «Второстепенные члены предложения». Приготовьте ее. А. Определение  ­ Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых  нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Осень деревья на картине Василия  Дмитриевича Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович Тютчев в  стихотворении «Осенний вечер».  (Слайд 7) Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего вечера? (Определение.) Что  обозначает определение? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечает? (Каких? Какая?) Чем оно  выражено в предложении? (Прилагательным.) Как оно подчеркивается? (Волнистой линией.)  Запишите ваши ответы в памятку и проверьте себя. (Слайд 8) Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!..                                          Ф.И.Тютчев «Осенний вечер» Б. Дополнение  ­ А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на  картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея  Александровича Есенина! (Слайд 9) Найдите в предложении дополнение. (Пруды.) Что обозначает дополнение и на какие вопросы  отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.) Чем оно выражено в предложении?  (Существительным.) Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.) Запишите ответы в  памятку и проверьте правильность записи. (Слайд 10) Вот морозы затрещали И сковали все пруды.      С.А. Есенин «Зима» В. Обстоятельство  ­ Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений  Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина «Наступление  весны». (Слайд 11) Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, быстро.) Что обозначает обстоятельство?  (Место и образ действия.) Что еще оно может обозначать? (Время действия, причину и цель.) На  какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Почему? Зачем?) Чем оно выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.) Как подчеркивается  обстоятельство? (Точкой и  тире.) Запишите ответы в памятку и проверьте себя. (Слайд 12) С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам.                            Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»                  Весна наступает, Снег быстро тает.             С.А. Есенин «Наступление весны» ­ Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и манит нас в свои края.  Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте покажем, как хорошо мы знаем все  второстепенные члены и назовем их в этом отрывке. (Слайд 13) Последние лучи заката  Лежат на поле сжатой ржи.   А.А. Блок «Летний вечер»5. Работа по вариантам (Слайд 14) ­ Наше путешествие подошло к концу, теперь мы сядем у теплой печки и будем вспоминать, что  узнали в далеких краях.  А если вы что­то забудете, вам поможет памятка. Вы будете выполнять  разные задания в карточке «Записки внимательного путешественника». Напишите свою фамилию и  имя на первой странице. И вот первое задание. Каждый вариант записывает по три отрывка из  стихотворений. Подчеркните в этих предложениях дополнения.  Какой частью речи они выражены?  Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.  1. От лип душистым медом тянет… А.А.  Фет 2. Люблю я пышное природы увяданье. А.С.  Пушкин 3. Буря мглою небо кроет. А.С.Пушкин 6. Физкультминутка  (Слайд 15) ­ Мы, опытные путешественники, не можем долго сидеть на одном месте, поэтому давайте немного  подвигаемся  и поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры таковы. Я читаю предложение  – отрывок из стихотворения, если в предложении есть обстоятельство – нужно поднять руки вверх и  потянуться, есть определение – нужно подпрыгнуть, если есть дополнение – присесть. Начинаем!  Весна в окно стучится и гонит со двора. Ф.И.Тютчев  Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. С.А.Есенин  Лес оживился щебетанием , воздух наполнился благоуханием. С.А. Есенин  Ночью ветер злится да стучит в окно. А.А. Фет  Летний вечер тих и ясен. А.А. Фет  Листья в поле пожелтели. М.Ю. Лермонтов  Не верит солнышку земля. А.А. Фет 7. Творческая работа. Восстановление деформированного текста  (Слайд открыть после выполнения) ­ Мы отдохнули,  а сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. В карточке (задание № 2)  вы видите отрывок из известного вам стихотворения ­ «Береза» Сергея Александровича Есенина и  «Зимнее утро». Используя слова для справок, восстановите стихотворный текст. Прочитайте  получившийся текст. Какой второстепенный член вам понадобился? (Определения.) Подчеркните  определения. Чем они выражены в предложении? (Прилагательными) (Слайд 16)  Слова для справок: сонный, пушистый, снежный, золотой, белый. А. На _________ветках ___________ каймой Распустились кисти _________ бахромой.  И стоит береза В __________ тишине, И горят снежинки В _________  огне.  С.А. Есенин «Береза» 8. Работа в парах. Составить предложения по теме «Природа» по схемам.  (Слайд 17) ­ Надеюсь, вы почувствовали себя  настоящими поэтами! А теперь самое трудное задание (№ 3).  Работать вы будете в парах. Путешествуя, мы должны аккуратно и бережно относиться к природе,  заботиться о сохранении ее красоты и разнообразия. Первый ряд составляет предложения об осени,  второй ряд – о зиме, третий ряд – о весне. А.                                обст. места .   Б. обст. времени                                                  .В.                               .                                                9. Подведение итогов урока  Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 18) Упр. 119, 121 на выбор  10. Рефлексия  (Слайд 19­20)  Нарисовать смайлик на раздаточном материале внизу ­ Вы сегодня замечательно поработали и показали хорошие знания.  ­ Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих русских поэтов, увидели  картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с  вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное  отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров  литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года. И когда  вы будете идти по ковру из желтых листьев, или по скрипучему снегу, или по тропинке в цветущем  саду, вспомните о нашем уроке. ­ Спасибо вам за урок!

Посмотрите также