КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "АНТОНИМЫ. АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ". МАТЕРИАЛ УРОКА НАПРАВЛЕН НА РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ АНТОНИМАХ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОДБИРАТЬ СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. НА УРОКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. РАБОТА ПРОВОДИТСЯ В ГРУППАХ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДАЁТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯХ
Иконка файла материала Конспект урока Антонимы.doc
Тема: Антонимы. Антонимические пары Цель урока: расширить представления учащихся об антонимах, формировать  умение подбора слов с противоположным значением, продолжить работу по  развитию речи учащихся  Задачи: предметные: в  процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются  одной частью речи, не у всех слов есть антонимы, у многозначных слов разные антонимы. метапредметные:  ­ создать у учащихся мотивацию к уроку; ­ формировать умение формулировать тему урока; ­ развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать  выводы;                    ­ развивать умение работать в паре, в группе,  умение слушать и вступать в  диалог; ­ формировать умение участвовать в  коллективном обсуждении проблемы. Личностные: ­ формировать мотивацию к обучению и познанию;     ­ формировать способность детей к саморазвитию.    Планируемые результаты:  дети учатся: ­ определять значение нового понятия; ­ различать употребление антонимов в речи; ­ целенаправленно пополнять активный словарный запас. Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, карточки с заданиями.                                                                                 Ход урока 1. Подготовка к формулированию темы урока  В стране родного языка Не все известно нам пока. Работать мы сейчас начнем И сами до всего дойдем. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно –  В огромном море – море слов – Купаться ежечасно.  ­ Послушайте стихотворение  Генриха Сапгира. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое   дело?Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок ­  высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка ­ далеко, А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок ­ тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно: ­ Кислое?­ зачем оно? ­ Что вы? – шепчет Червячок, ­ Сладкий у него бочок. ­ Как вы поняли, почему возник спор о яблоке? (Герои стихотворения  разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый  воспринимает по – своему) ­ Положите перед собой текст стихотворения.  Прочитайте слова в левом  столбике   (рабочая тетрадь №4 с. 6 №6) ­ Что вы можете о них сказать?   2. Постановка темы и целей урока                                                            ­ Какова же тема сегодняшнего урока? (Слова с противоположным  значением) ­ Как вы думаете, чему  мы будем учиться на уроке? (Узнаем,  как  называются  эти слова, где встречаются слова, зачем они нужны,   на  какие вопросы отвечают, какой частью речи являются.) ­  Какие знания  и умения нам пригодятся?  Итак, мы должны провести исследование, результатом которого будут ответы на вопросы:      Как называются слова с противоположным значением?      Какой частью речи являются эти слова?      У каждого ли слова есть пара с противоположным значением?      Для чего в речи нужны слова с противоположным значением? 3. Изучение нового материала. Исследование в группах. Обмен  информацией и организация информации ­ Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести  исследование.­Что будет предметом нашего исследования?   ­ Верно, предметом нашего  исследования будут слова с противоположными значениями.  Мы будем  работать в 5 группах.  Повторим правила работы в группе: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. ­Итак, приступим (каждой группе предлагаются  задания, результаты  выполнения которых фиксируются в рабочих листах) 1) Исследование «Как называются слова с противоположными  значениями?» Возьмите карточку №1. Подберите к данным словам  слова с  противоположным значением. Запишите их. Вам помогут слова для  справок.  Из первых букв новых слов составьте слово. В рабочий лист  запишите вывод. Группы 1, 3 Неряшливый   (аккуратный) Подводный (надводный) Храбрый (трусливый) разный (одинаковый) фальшивый (настоящий) Неинтересный  (интересный) Старший (младший) Группы 2, 4 Рай (ад) Наказание (награда) Холод (тепло) Прилёт (отлёт) Потеря (находка) Устье (исток) Плюс (минус) Группа 5 Окать (акать) Разучиться (научиться) Бездельничать  (трудиться) Закрывать (открывать) Кончать (начинать) Появляться (исчезать) Стареть (молодеть) Итак, что у вас получилось?  Как называются слова с противоположным  значением? Минус­плюс, огонь­вода,  Дерзкий ­  осторожный, Все  антонимы всегда противоположны. Вывод: Антонимы – это слова с противоположным значением. Из истории: Слово антоним состоит из двух частей: «анти» ­ приставка,  обозначающая противоположность, греческое               слово  «онима» переводится как имя, название.2) Исследование « На какой вопрос отвечают в паре? Какой частью речи могут выражаться?»  Возвращаемся к карточке №1. Поставьте вопросы к антонимическим  парам, определите,  к  какой части речи они относятся. Сделайте вывод и  запишите в рабочий лист. Вывод: Антонимы отвечают на один и тот  же вопрос, являются одной частью  речи. 3) Исследование «Все ли слова имеют антонимы? Антонимы  многозначных слов»           Карточка №2. Допишите антонимы. К каким словам это сделать  невозможно? День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­  _____________. Вывод: к некоторым слова подобрать антоним невозможно.          Карточка №3. К каждому из значений подбери антоним. Группы 1, 3 Старая книга –  Старый человек Группы 2, 4 Мелкий песок Мелкая река Группа 5 Добрый человек  Добрая весть Вывод: многозначные слова имеют разные значения. 4. Связывание информации, формулирование вывода Итак, что же мы можем сказать о словах с противоположным значением.  Формулируется обобщение урока. 5. Закрепление изученного материала 1) Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы  можем встретиться с антонимами?  1, 3 группы.   Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках  математики.  2, 4  группы.  Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках  окружающего мира. 5  группа.  Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках физической  культуры.    2)  А на уроках литературы  мы изучаем разные жанры художественных  произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете? (если позволяет время,  проводится  ТАЙМД ПЭА ШЭА).Найдите антонимы в произведениях литературы: Тары­бары Растабары. Сказки старые  не стары. Новые не старятся, Старые – останутся (Михаил Дудин) В полотняной стране  По реке простыне  Плывет пароход,  То назад, то вперед,  А за ним такая гладь,  Ни морщинки не видать. Ученье – свет, а неученье – тьма. 6.  Проверка понимания изученного материала 1) Найди неверно составленную пару антонимов. а) трудолюбивый – ленивый       б) молодость – старость                в) светлый ­ темнота г) низкий ­ высота                           2) Найди однокоренные антонимы. а) друг ­  враг                          б) правда ­ неправда в) день ­ ночь                          г) верх ­ низ                                               3)  Найди слово, которое не имеет антонима.                              а) вход               б) рука                    в) левый г) худой 4) Вставь подходящий по смыслу антоним. Хороша верёвка длинная, а речь … .   7. Подведение  итогов Скажу я слово высоко,А ты ответишь… (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь ...(пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… (нашел) Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…(конец). Не дорого начало, похвален конец. Группы 2, 4. Карточка №1. Рай  ­ ________________________________,  наказание  ­ _________________________________, холод ­ ____________________________________,  прилёт ­  _____________________________________,  потеря ­ __________________________________, устье ­ _______________________________, плюс ­ ____________________________________. Слова для справок: Тепло, награда, отлёт, ад, минус, исток, находка. Карточка 2.  День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­ _____________. –  _____________________________________________________ Мелкая река ­ ___________________________________________________ Карточка 3.  _____________________________________________________________________________ Группы 1, 3. Карточка №1. Неряшливый  ­ ________________________________,  подводный  ­ _________________________________, храбрый ­ ____________________________________,  разный ­  _____________________________________,  фальшивый ­ __________________________________, неинтересный ­ _______________________________, старший ­ ____________________________________.Слова для справок: настоящий, одинаковый, трусливый, интересный, аккуратный,  младший, надводный. Карточка 2.  День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­ _____________. Старый человек –  _____________________________________________________ Старая книга ­  ___________________________________________________ Карточка 3.  Группа 5. Карточка №1. Окать  ­ ________________________________,  разучиться  ­ _________________________________, бездельничать ­ ____________________________________,  закрывать ­  _____________________________________,  кончать ­ __________________________________, появляться ­ _______________________________, стареть ­ ____________________________________. Слова для справок: трудиться, акать, начинать, открывать, научиться, молодеть, исчезать. Карточка 2.  День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­ _____________. Мелкий песок –  _____________________________________________________ Мелкая река ­ ___________________________________________________ Карточка 3.Рабочий лист «Изучаем антонимы» 1. Антонимы – это  _____________________________________________________________ ____________________________________________________________. 2. Особенности антонимов: 1) ________________________________________________________ ________________________________________________________ 2) ________________________________________________________ ________________________________________________________ 3) ________________________________________________________ ________________________________________________________

Посмотрите также