КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.8

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
06.11.2017
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "АНТОНИМЫ. АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ". МАТЕРИАЛ УРОКА НАПРАВЛЕН НА РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ АНТОНИМАХ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОДБИРАТЬ СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. НА УРОКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. РАБОТА ПРОВОДИТСЯ В ГРУППАХ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДАЁТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯХ
Конспект урока Антонимы.doc
Тема: Антонимы. Антонимические пары Цель урока: расширить представления учащихся об антонимах, формировать  умение подбора слов с противоположным значением, продолжить работу по  развитию речи учащихся  Задачи: предметные: в  процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются  одной частью речи, не у всех слов есть антонимы, у многозначных слов разные антонимы. метапредметные:  ­ создать у учащихся мотивацию к уроку; ­ формировать умение формулировать тему урока; ­ развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать  выводы;                    ­ развивать умение работать в паре, в группе,  умение слушать и вступать в  диалог; ­ формировать умение участвовать в  коллективном обсуждении проблемы. Личностные: ­ формировать мотивацию к обучению и познанию;     ­ формировать способность детей к саморазвитию.    Планируемые результаты:  дети учатся: ­ определять значение нового понятия; ­ различать употребление антонимов в речи; ­ целенаправленно пополнять активный словарный запас. Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, карточки с заданиями.                                                                                 Ход урока 1. Подготовка к формулированию темы урока  В стране родного языка Не все известно нам пока. Работать мы сейчас начнем И сами до всего дойдем. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно –  В огромном море – море слов – Купаться ежечасно.  ­ Послушайте стихотворение  Генриха Сапгира. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое   дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок ­  высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка ­ далеко, А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок ­ тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно: ­ Кислое?­ зачем оно? ­ Что вы? – шепчет Червячок, ­ Сладкий у него бочок. ­ Как вы поняли, почему возник спор о яблоке? (Герои стихотворения  разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый  воспринимает по – своему) ­ Положите перед собой текст стихотворения.  Прочитайте слова в левом  столбике   (рабочая тетрадь №4 с. 6 №6) ­ Что вы можете о них сказать?   2. Постановка темы и целей урока                                                            ­ Какова же тема сегодняшнего урока? (Слова с противоположным  значением) ­ Как вы думаете, чему  мы будем учиться на уроке? (Узнаем,  как  называются  эти слова, где встречаются слова, зачем они нужны,   на  какие вопросы отвечают, какой частью речи являются.) ­  Какие знания  и умения нам пригодятся?  Итак, мы должны провести исследование, результатом которого будут ответы на вопросы:      Как называются слова с противоположным значением?      Какой частью речи являются эти слова?      У каждого ли слова есть пара с противоположным значением?      Для чего в речи нужны слова с противоположным значением? 3. Изучение нового материала. Исследование в группах. Обмен  информацией и организация информации ­ Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести  исследование. ­Что будет предметом нашего исследования?   ­ Верно, предметом нашего  исследования будут слова с противоположными значениями.  Мы будем  работать в 5 группах.  Повторим правила работы в группе: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. ­Итак, приступим (каждой группе предлагаются  задания, результаты  выполнения которых фиксируются в рабочих листах) 1) Исследование «Как называются слова с противоположными  значениями?» Возьмите карточку №1. Подберите к данным словам  слова с  противоположным значением. Запишите их. Вам помогут слова для  справок.  Из первых букв новых слов составьте слово. В рабочий лист  запишите вывод. Группы 1, 3 Неряшливый   (аккуратный) Подводный (надводный) Храбрый (трусливый) разный (одинаковый) фальшивый (настоящий) Неинтересный  (интересный) Старший (младший) Группы 2, 4 Рай (ад) Наказание (награда) Холод (тепло) Прилёт (отлёт) Потеря (находка) Устье (исток) Плюс (минус) Группа 5 Окать (акать) Разучиться (научиться) Бездельничать  (трудиться) Закрывать (открывать) Кончать (начинать) Появляться (исчезать) Стареть (молодеть) Итак, что у вас получилось?  Как называются слова с противоположным  значением? Минус­плюс, огонь­вода,  Дерзкий ­  осторожный, Все  антонимы всегда противоположны. Вывод: Антонимы – это слова с противоположным значением. Из истории: Слово антоним состоит из двух частей: «анти» ­ приставка,  обозначающая противоположность, греческое               слово  «онима» переводится как имя, название. 2) Исследование « На какой вопрос отвечают в паре? Какой частью речи могут выражаться?»  Возвращаемся к карточке №1. Поставьте вопросы к антонимическим  парам, определите,  к  какой части речи они относятся. Сделайте вывод и  запишите в рабочий лист. Вывод: Антонимы отвечают на один и тот  же вопрос, являются одной частью  речи. 3) Исследование «Все ли слова имеют антонимы? Антонимы  многозначных слов»           Карточка №2. Допишите антонимы. К каким словам это сделать  невозможно? День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­  _____________. Вывод: к некоторым слова подобрать антоним невозможно.          Карточка №3. К каждому из значений подбери антоним. Группы 1, 3 Старая книга –  Старый человек Группы 2, 4 Мелкий песок Мелкая река Группа 5 Добрый человек  Добрая весть Вывод: многозначные слова имеют разные значения. 4. Связывание информации, формулирование вывода Итак, что же мы можем сказать о словах с противоположным значением.  Формулируется обобщение урока. 5. Закрепление изученного материала 1) Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы  можем встретиться с антонимами?  1, 3 группы.   Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках  математики.  2, 4  группы.  Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках  окружающего мира. 5  группа.  Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках физической  культуры.    2)  А на уроках литературы  мы изучаем разные жанры художественных  произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете? (если позволяет время,  проводится  ТАЙМД ПЭА ШЭА). Найдите антонимы в произведениях литературы: Тары­бары Растабары. Сказки старые  не стары. Новые не старятся, Старые – останутся (Михаил Дудин) В полотняной стране  По реке простыне  Плывет пароход,  То назад, то вперед,  А за ним такая гладь,  Ни морщинки не видать. Ученье – свет, а неученье – тьма. 6.  Проверка понимания изученного материала 1) Найди неверно составленную пару антонимов. а) трудолюбивый – ленивый       б) молодость – старость                в) светлый ­ темнота г) низкий ­ высота                           2) Найди однокоренные антонимы. а) друг ­  враг                          б) правда ­ неправда в) день ­ ночь                          г) верх ­ низ                                               3)  Найди слово, которое не имеет антонима.                              а) вход               б) рука                    в) левый г) худой 4) Вставь подходящий по смыслу антоним. Хороша верёвка длинная, а речь … .   7. Подведение  итогов Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь ...(пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… (нашел) Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…(конец). Не дорого начало, похвален конец. Группы 2, 4. Карточка №1. Рай  ­ ________________________________,  наказание  ­ _________________________________, холод ­ ____________________________________,  прилёт ­  _____________________________________,  потеря ­ __________________________________, устье ­ _______________________________, плюс ­ ____________________________________. Слова для справок: Тепло, награда, отлёт, ад, минус, исток, находка. Карточка 2.  День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­ _____________. –  _____________________________________________________ Мелкая река ­ ___________________________________________________ Карточка 3.  _____________________________________________________________________________ Группы 1, 3. Карточка №1. Неряшливый  ­ ________________________________,  подводный  ­ _________________________________, храбрый ­ ____________________________________,  разный ­  _____________________________________,  фальшивый ­ __________________________________, неинтересный ­ _______________________________, старший ­ ____________________________________. Слова для справок: настоящий, одинаковый, трусливый, интересный, аккуратный,  младший, надводный. Карточка 2.  День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­ _____________. Старый человек –  _____________________________________________________ Старая книга ­  ___________________________________________________ Карточка 3.  Группа 5. Карточка №1. Окать  ­ ________________________________,  разучиться  ­ _________________________________, бездельничать ­ ____________________________________,  закрывать ­  _____________________________________,  кончать ­ __________________________________, появляться ­ _______________________________, стареть ­ ____________________________________. Слова для справок: трудиться, акать, начинать, открывать, научиться, молодеть, исчезать. Карточка 2.  День ­ ____________, стол ­ _____________,  много ­ ___________, лампа ­ _____________. Мелкий песок –  _____________________________________________________ Мелкая река ­ ___________________________________________________ Карточка 3. Рабочий лист «Изучаем антонимы» 1. Антонимы – это  _____________________________________________________________ ____________________________________________________________. 2. Особенности антонимов: 1) ________________________________________________________ ________________________________________________________ 2) ________________________________________________________ ________________________________________________________ 3) ________________________________________________________ ________________________________________________________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017