Конспект урока по русскому языку
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
07.02.2019
Конспект урока по русскому языку
конспект урока по русскому языку "Синонимы, антонимы и их употребление. Омонимы, паронимы в русском языке. Неологизмы. Пословицы и поговорки. Фразеология." Цель занятия: Систематизировать изученное по лексике Задачи: образовательная: обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах. развивающая: развивать культуру устной и письменной речи. Развивать монологическую речь обучающихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты. воспитательная: воспитывать осознанное отношение к изучаемому, любви к русскому языку; Тип урока: обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Вид урока: практикум
ОТКРЫТЫЙ УРОК Лексика Мейер И.А..docx
Колледж университета «Туран» г. Алматы преподаватель русского языка и литературы Мейер Ирина Александровна (обмен педагогическим опытом) Сабақтың технологиялық картасы Технологическая карта урока Пәні / дисциплина :      русский язык и литература              Мерзімі /дата     :  03.11.2016                     Топ /группа:  СМар – 16 – 1  Сабақтың   №     урока   5 Сабақтың   тақырыбы/Тема занятия :  Синонимы, антонимы и их употребление. Омонимы, паронимы в русском языке.  Неологизмы. Пословицы и поговорки. Фразеология. Сабақтың мақсаты /  Цель занятия:    Систематизировать изученное по лексике Задачи:   білімділік/образовательная: обучать анализу и редактированию предложений  (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах.  дамытушылық/развивающая: развивать культуру устной и письменной речи.  Развивать монологическую речь обучающихся, умение использовать в своей речи  фразеологические обороты.   тәрбиелік/воспитательная:  воспитывать осознанное отношение к изучаемому, любви к  русскому языку; Сабақтың типі /  тип урока: обобщения и систематизации знаний и способов  деятельности Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная,  групповая, фронтальная и др. Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока: словесные; наглядные;  практические. Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока:    мультимедийная презентация,  интерактивная доска, материал для обучающихся.   Пән аралық байланыс/межпредметная связь: литература, маркетинг Сабақтың өту барысы  / Ход урока : 1. Организационный момент 2. Постановка цели и задач Здравствуйте, ребята! В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков  от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь,  обогащаться ежеминутно. ­ В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя? Сегодня мы повторяем раздел «Лексика». Цели  и задачи урока: систематизировать  изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты по  этому разделу.  Теперь каждый конкретизирует, что он знает по этой теме. Для этого заполним таблицу: Н. В. Гоголь 0 – «5»;         1­2 – «4»;            3­4 – «3»;             5­8 – «2». № Информация 1 Что включает в себя понятие «лексическое  значение слова»? 2. Лексические понятия, умение находить,  Я знаю Я не  знаю Я  хочу  знать пользоваться ими:  паронимы,  омонимы,  антонимы, синонимы,  диалектизм, профессионализмы, архаизмы, историзмы,  неологизмы 3. Что такое фразеологизм?     3. Актуализация  Прежде чем перейти к основной части нашего урока, напишем терминологический  диктант.  Пишем только одно слово или словосочетание. 1. Словарный состав языка – ЛЕКСИКА.  2. Раздел языкознания, который занимается изучением лексики – ЛЕКСИКОЛОГИЯ.  3. Основная структурно­семантическая единица языка, которая служит для именования  предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических,  фонетических и грамматических признаков – СЛОВО 4. Закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой  единицы с тем или иным явлением действительности – ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  СЛОВА 5. Сколько лексических значений у научных терминов, имен собственных, недавно  возникших слов, которые еще редко употребляются,  слов с узкопредметным значением.  6. Клуб дыма – клуб железнодорожников. ОМОНИМЫ   7. Предположение ­ гипотеза ­ догадка ­допущение. СИНОНИМЫ  8. Рано ­ поздно, уснуть ­ проснуться, белый ­ чёрный. АНТОНИМЫ 9. Невежа и  невежда, бал и балл, каменный и каменистый, сытый и сытный –  ПАРОНИМЫ 10. Шалаш, сундук, аудитория, администрация, вишня, фонарь, история ­  ЗАИМСТВОВАННЫЕ  11. Слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями.  НЕОЛОГИЗМЫ  ПРОВЕРКА 4. Применение знаний, умений и навыков Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме  «Лексика».  Самостоятельная работа учащихся (запись на инд. листы) 1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов    : 1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо. 2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали  чехлы на мебель. 3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни. 4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон. Ответ: (на слайде) Запишите предложения в исправленном виде. 2) О каком языковом явлении говорится в стихотворении: Много разных есть ключей: Ключ­родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. Почему возникают омонимы? Каковы причины появления их в языке? (Омонимы могут  возникнуть в результате звуковых изменений, вошедшие из других языков и случайно  совпадающие по звучанию, распад полисемии). 3) Задание. Омоформы Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в  зависимости от контекста? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала  сомнения. 4) Задание. Омоформы Какими частями речи является слово «путём» в предложениях? А) Почта была доставлена водным путём. (сущ.) Б) Разногласия были устранены путём переговоров. (предлог) В) И слова­то путём не умеет молвить, а еще петербургский! (наречие) 5).     А теперь следующее задание, более сложное, это работа с текстом. (Организация сопутствующего повторения). Отправной точкой пусть послужат слова Арсения Тарковского ­ русский поэт и  переводчик с восточных языков. Сторонник классического стиля в русской поэзии. Отец  кинорежиссёра Андрея Тарковского: Слово только оболочка, Пленка, звук пустой, но в нём Бьётся розовая точка, Странным светится огнём… Каждый из вас стоит на пороге большой жизни, вам важно выбрать верную дорогу, кем  быть, каким быть ­ дадим слово Д. С. Лихачеву. Дм трий Серг евич Лихачёв —  советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР  до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда  культуры (1986—1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской  литературы. ии еи Каждый человек, кем бы он ни был по специальности, должен обладать культурным  кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и музыке, черствых к  добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность,  дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте  её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, читайте  литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом, будьте душевно  богаты. Задания к тексту: ­ Согласны ли вы с мнением Д. С. Лихачева? ­ Что делает человека душевно богатым? ­ Объясните значение слов и словосочетаний: интеллигентность, мемуары, беспамятный,  культурный кругозор, гуманитарные науки. ­ В каком значении употреблены слова чёрствый, глухой, слепой, богатый? 6)  Упражнение «Ранжирование» Тренировочные упражнения. ­ Выберите из текста понятия и расположи их по степени важности для твоего будущего,  например:  Я выбираю душевное богатство, потому что… ­ Выступление обучающихся. ­ Я рада, что каждый из вас выбрал для себя наиболее значимое, то, что пригодится вам в вашем будущем, лучше быть отзывчивым, а не чёрствым к добру, неравнодушным, чем  слепым к красоте, внимательным, нежели глухим к слову… 7) Цифровой диктант. Зачитываются словосочетания, учащиеся в тетради ставят только соответствующие  цифры: 1 – синоним; 2 – омоним, 3 – антоним. Для проверки учитель еще раз читает  словосочетания, а учащиеся объясняют правильность выбора цифры. Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок;  бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших;  дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы  березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин. Получившийся код: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1. 8)     Объясните значения неологизмов: Промоутер, рекламный трейлер, дилер, дистрибьютер, паблик рилейшнз, маржа,  лид, лакшери.  Ключ:  Промоутер ­  тот , кто способствует продвижению на рынок рекламный трейлер – рекламный видеоролик о фильме Дилер — посредник (юридическое или физическое лицо) в сделках купли­продажи  товаров, ценных бумаг, валюты. Дилер действует от собственного имени и за свой счет. В маркетинге дилер рассматривается как возможное звено каналов распределения. Дистрибьютор — независимая посредническая фирма, осуществляющая сбыт  продукции розничным торговцам и предприятиям на основе оптовых закупок у фирм­ производителей. Паблик рилейшнз, PR (связи с общественностью) — способ достижения известности  фирмы среди широкого круга потенциальных покупателей путем выступления  представителей фирмы в прессе и средствах массовой информации, спонсорства,  благотворительности, использования престижной рекламы (фирменные сувениры,  фирменный журнал, рекламные буклеты и листовки, фирменный стиль и т.д). Маржа ­  разница между отпускной ценой и себестоимостью товарной единицы Лид ­  потенциальный клиент, тем или иным образом отреагировавший на коммуникацию Лакшери ­  сегмент рынка товаров роскоши и услуг класса люкс­премиум 2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный. 1. Около подъезда толпились …прохожие. 2. Моя сестра обладает …умом. 3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами. 9) К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология».  Что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. (Это устойчивые сочетания,  они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды). 3) Укажите предложение с фразеологизмом. а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г) В луже сидеть – любимое занятие свиней. Верный ответ – в. Выражение «сесть в лужу» ­ фразеологизм со значением  «опозориться», синтаксически неделимое словосочетание, являющееся в предложении  сказуемым. 4) ­ Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки. 1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. 2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным  делом; ее набирают в рот, когда молчат. 3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые  люди. 4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают  слова и деньги. 10) Игра « Библейская мудрость» Источником возникновения пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы.  Сравните: Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.  « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,  ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться) 2. «Не может  дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые»  ( Яблочко от яблони недалеко падает) « А язык укоротить никто из людей не может, это  неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой) «И что ты  смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает. « …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт,  а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь)  Отличие  Поговорка ­ отношение к чему­либо, без вывода Пословица ­ поучительность, содержит вывод 5. Закрепление В заключении я предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои  знания. Контрольный тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.» 1. В составе предложения есть антонимы. А) И голова постоянно кружится, и сердце болит. В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица. С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке. Д) Сытый голодного не разумеет. Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню. 2. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый» А) Перевал В) Местность С) Вершина Д) Тропа Е) Водопад 3. Подберите фразеологизм­синоним к понятию «золото». А) Слово в слово В) Презренный металл С) Кот наплакал Д) Голова на плечах Е) Кожа да кости 4. Укажите строку паронимов. А) Белый, черный В) Искусный, искусственный С) Холодный, теплый Д) Горячий, обжигающий Е) Алфавит, азбука 5. Укажите строку омонимов А) Корень слова, корень растения В) Старый билет, старое здание С) Укрепление здоровья, укрепление позиций Д) Пятый курс, курс на юг Е) Банальный, заурядный 6. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать» А) Родиться в рубашке, собраться с духом В) Сжечь свои корабли, перейти рубикон С) Невелика птица, пустое место Д) Заткнуть за пояс, утереть нос Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки Ключ к тесту 1­ Д 2­ В 3­ В 4­ В 5­ Д 6­ Е 6. Рефлексия Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое  невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами,  паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются  другими устаревшие. На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали над  текстом. Рассмотрели типы заданий по лексике и фразеологии. Обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... 7. Домашнее задание.  Написать сочинение по прочитанному тексту, высказать свое мнение по поднятой в  тексте проблеме. Оқытушының қолы / подпись преподавателя ______________________ Сабақтың технологиялық картасы Технологическая карта урока Пәні / дисциплина :      русский язык и литература              Мерзімі /дата     :  ______________                     Топ /группа:  СПр – 17 – 3, СПД – 17 – 5   Сабақтың   №     урока   _____ Сабақтың   тақырыбы/Тема занятия :  Причастие. Образование причастий. Деепричастие. Образование деепричастий. Сабақтың мақсаты /  Цель занятия:    Систематизировать изученное по лексике Задачи:   білімділік/образовательная:  ­систематизировать знания обучающихся о причастии и деепричастии, дамытушылық/развивающая: развивать культуру устной и письменной речи. ­развивать умения находить причастный и деепричастный обороты, развивать монологическую речь обучающихся.   тәрбиелік/воспитательная:  воспитывать осознанное отношение к изучаемому, любви к  русскому языку; Сабақтың типі /  тип урока: комплексного применения  знаний и способов деятельности Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая,  фронтальная и др. Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока: словесные; наглядные; практические. Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока:    мультимедийная презентация, интерактивная  доска, материал для обучающихся.   Пән аралық байланыс/межпредметная связь: литература, маркетинг Сабақтың өту барысы  / Ход урока : 1. Организационный момент 2. Постановка цели и задач 3. Проверка домашнего задания. 1. Лингвистическая разминка. Учение(3) – вот лучшее(3) богатство()4 (Разборы у доски.) 2.Упражнение устно. 4. Повторение темы «Правописание причастия, деепричастия. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»  Работа в группах. Каждая группа получает задание. Группа «Причастие» Задание 1.Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? Привести примеры (все примеры записывать на доске). 2.Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте. Привести примеры. 3.Как образуются действительные и страдательные причастия? Примеры. 4.НЕ с причастиями. Примеры. 5.Правописание –НН­ и –Н­ в причастиях и отглагольных прилагательных. Примеры. Группа «Деепричастие» 1.НЕ с деепричастиями. Привести примеры (все примеры записывать на доске ). 2.Как образуются деепричастия несовершенного вида и совершенного вида? (примеры) 3.  Что такое  деепричастный оборот? Знаки препинания при деепричастном обороте. Привести  примеры.   4.Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты на письме? (Каждая группа готовится к выступлению, распределяют вопросы.) 5. Закрепление. 1. У каждого ученика карточка с текстом Отлет гусей          С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда  над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они  неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были  темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв  встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак,  замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и  стая летела дальше.          И всё же, бывало, на озере или где­нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей  трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта.  Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.  Задания 1.Прочитать текст. 2. Найти предложения с причастными и деепричастными оборотами. 3.Объяснить постановку знаков препинания. 4. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1 ­й вариант ­ выдерживая, 2­й вариант ­ замедлив.  5. Сделать морфологический разбор у доски и в тетрадях причастий и деепричастий. 6. Итог урока. 7.  Домашнее задание: повторить тему «Наречие» Написать мини­сочинение «Зима» (с причастными и деепричастными оборотами).

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019