Конспект урока по русскому языку 1 класс "Тренировка в расположении слов по алфавиту"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
01.04.2017
Задачи урока: Предметные : помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и осваивании его.
Метапредметные: Познавательные - создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное ;
- содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
- формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельностьурок русского языка по теме "Тренировка в расположении слов по алфавиту".Тип урока:Рефлексии
Конспект урока по русскому языку.docx
Конспект урока по русскому языку.
1 класс.
Тема урока: Тренировка в расположении слов по
алфавиту
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.
Задачи:
Обучающие:
1) систематизировать знания учащихся об алфавите;
2) повторить написание ранее изученных букв;
3) продолжить формирование понятия «звукбуква».
Развивающие:
1) развивать фонематический слух;
2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board.
Дидактический материал учителя: Авторская презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительноиллюстративный
поисковоисследовательский. Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд №2)
Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и
видим).
Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не
встречает преграду).
Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е,Ё,Ю,Я)
Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е,Ё,Ю,Я,И,Ь)
Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й) Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)
III. Изучение нового материала.
1. Ребята, вы не раз слышали выражение: Я – последняя буква в алфавите. Почему так
говорят? (Обсуждение поговорки).
2. Исследовательские вопросы.
1) Как образовалось слово «алфавит».
2) Для чего нужен алфавит?
3) Где применяют алфавит?
– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)
Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось
тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и
получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы
назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и
живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а
обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая
буква имеет своё постоянное место и название.
Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в
классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии
автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении
формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней
изданий).
Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь
на «алфавит»).
Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для
составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в
строгом соблюдении алфавитного порядка).
При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.
(Слайды №35)
IV. Закрепление.
1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки.
(Слайд №6)
Прочитайте. Упражнение 61.
Какая по счету в алфавите первая буква этого слова? (Седьмая.)
Находим седьмую букву. (Ё)
А какая по счету стоит вторая буква? (Тринадцатая.)
Находим тринадцатую букву. (Л)
А какая по счету стоит третья буква? (Двенадцатая.)
Находим двенадцатую букву. (К)
Осталась последняя буква слова. На каком месте она стоит? Как это буква? (На первом.
Буква А.)
Какое слово у вас получилось? (Ёлка.)
Запишите это слово.
2. Практическое пользование алфавитом. Запиши в алфавитном порядке имена детей.
(Слайд №7)
Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна, Сергей.
(Анна, Борис, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Ульяна,
Яков.) 3. Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето,
осень. (Слайд №8).
4. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по
алфавиту. (Слайд №9)
5. Упражнение 62.
Прочитайте. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных
писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.
Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)
Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем
первой? (Житков Б.)
Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.
Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей. (Житков Б., Крылов И., Пушкин
А., Толстой Л., Чехов А.) (Слайд №10)
VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).
Записать по алфавиту слова. (Слайды №1112)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Что такое алфавит?
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Тренировка в расположении слов по алфавиту"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Тренировка в расположении слов по алфавиту"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Тренировка в расположении слов по алфавиту"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Тренировка в расположении слов по алфавиту"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Тренировка в расположении слов по алфавиту"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.