конспект урока по русскому языку 1 класс УМК 21 век Тема: "Правописание сочетаний ча_ща, чу-щу"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу. На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке. Планируемые результаты Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок. Метапредметные результаты: - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке; - работает по коллективно составленному плану; - фиксирует затруднения в выполнении заданий; - оценивает правильность выполнения действий; - планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - высказывает свои предположения; - строит краткое устное высказывание по теме; - слушает и понимает речь других; - ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного; - участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке. Авторский медиапродукт: презентация.
Иконка файла материала русский язык.doc
Тема урока .«Правописание ЧА –ЩА, ЧУ ­ ЩУ» ( урок грамоты послебукварный  период) УМК «Начальная школа 21 век»  Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча­ща, чу­щу.   Задачи.   Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА,  ЧУ – ЩУ.   Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча­ща, чу­щу;  создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно­го  письма. Развивать речь.   Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.   Планируемые результаты   Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной  деятельности.   Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча­ща, чу­щу без ошибок.   Метапредметные результаты:   ­ определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;   ­ проговаривает последовательность действий на уроке;   ­ работает по коллективно составленному плану;   ­ фиксирует затруднения в выполнении заданий;   ­ оценивает правильность выполнения действий;   ­ планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;   ­ высказывает свои предположения;   ­ строит краткое устное высказывание по теме;   ­ слушает и понимает речь других;   ­ ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;   ­ участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя  словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.   Авторский медиапродукт: презентация.   Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.  Дидактические материалы:   ­ сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,   ­ картинки животных,   ­ текст загадок,   ­ ребусы,   ­ толковый словарь С. И. Ожегова,   ­ карточки для индивидуальной работы,   ­ звук: стук дятла.                                            Структура урока  1. Организационный  момент Создали дружелюбное ,  хорошее настроение на весь  урок. Улыбнитесь друг другу.  ­ Руки? – На месте!   ­ Ноги? – На месте!  Дидактическая задача:  Подготовка учащихся к  работе.   Показатели реального  результата решения задачи:2. Актуализация знаний..  Минутка чистописания. Полная готовность класса и  оборудования, быстрое  включение учащихся в  деловой ритм.   Формируемые УУД.  Формирование личностной  заинтересованности (л).   Формирование осознания  этапов урока для того, чтобы  в будущем учить детей  самостоятельно планировать  и организовывать  деятельность в целом и  учебную деятельность на  уроке, в частности (р).  Дидактическая задача:  Активизация познавательной  активности учащихся.  Актуализация опорных  знаний и умений.   Показатели реального  результата решения задачи:  Активность познавательной  деятельности, понимание  учащимися практической  значимости изучаемого  материала.   Формируемые УУД.  Формирование умений  оформлять свои мысли в  устной форме (к).  Формирование умений  ориентироваться в своей  системе знаний: отличать  новое от уже известного с  помощью учителя (п).  Формирование умений  слушать и понимать речь  других(к).   ­ Локти? – У края.   ­ Спинка? – Прямая.  Учитель. Вспомним, ребята,  над правописанием какой  орфограммы мы работали  вчера на уроке?   Ученик. ЖИ – ШИ пиши с  буквой И.   Учитель. Вспомним  правило. По моей руке  хором.   Дети. ЖИ­ ШИ пиши с  буквой И.   Учитель. Дети, помогите  мне отгадать загадки.   Черепаха понимает,   Что домой не опоздает.   При луне, как при свече,   Подползает к букве…   Дети. Ч   Учитель. Что вы можете  рассказать об этой букве?   Ученик. Буква Ч обозначает  звук ч´ . Он согласный,  глухой, мягкий, непарный,  шипящий.   Учитель. Отгадаем вторую загадку.   Щуке в речке каждый день   Щёткой зубы чистить  лень.   Позвала к себе леща­   От леща осталась…   Дети. Щ (ща).   Учитель. Что вы знаете оСлайд 2 Слайд 3 ­ 4  Анимированный плакат 3.Самоопределение к  деятельности  Слайд 5­6 букве щ?   Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный,  мягкий, непарный, шипящий.  На интерактивной доске  звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .  Учитель. Вспомним, чем  отличаются звуки ж , ш от  звуков ч' , щ' ?   Карандашом интерактивной  доски перетянуть слова,  которые соответствуют  характеристике этих звуков.   Учитель. Откроем тетради,  запишем число и вспомним  красивое и правильное  написание заглавных и  строчных букв Ч ч, Щ щ.  Учитель .  Пропишем эти буквы,  соблюдая закономерность:   Чч Ччч   Щщ Щщщ  Учитель. Ребята, посмотрите  на доску.   (Ребусы)   Какое задание можете  предложить?   Ученик. Разгадать ребусы.   Учитель. Попробуем их  разгадать.   Ученик. Чашка, щука.   Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?   Ученик. В этих словах  встретились сочетания ча и  щу, а мы знаем, что ча  пишется с буквой а, щу  пишется с буквой у.   Учитель. С какой буквой не  дружат буквы ч и щ?   Ученик. Эти буквы не  дружат с буквами ю и я,  потому что с ними никогда не пишутся.   Учитель. Кто сможет  Дидактическая задача:  Организовать и направить к  цели деятельность учащихся.   Показатели реального  результата решения задачи:  Готовность учащихся к  актив­ной познавательной  деятельности на основе  опорных знаний.   Формируемые УУД.  Формирование умений  оформлять свои мысли в  устной и письменной форме,  слушать и понимать речь  других (к). Формирование  умений ориентироваться в  своей системе знаний, уметь  преобразовывать  информацию из одной формы  в другую(п). Формирование  умений проговаривать  последовательность действий, высказывать своё  предположение, уметьсформулировать тему нашего урока?   Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.  Учитель. Какая же цель  стоит перед нами на уроке?   Ученик. Будем учиться  писать слова с сочетаниями  ча – ща, чу –щу.   Учитель. Хором, по моей  руке произнесём правило.   Дети. ЧА –ЩА пиши с  буквой А.   ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.   Слайд 7 (картинки  животных)   На интерактивной доске  появляются картинки: волка,  зайца, галки, сороки, белки.   Учитель. Кто изображён на  картинках?   Ученик. Животные.   Учитель. Вспомним, как  зовут детёнышей этих  животных?   Ученик. Волчата, зайчата,  галчата, бельчата, сорочата.  Учитель. Работая в паре,  посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.   На какие группы у вас  получилось разбить слова?   Ученик. Детёныши зверей и  детёныши птиц.   Учитель. Продолжая  работать в паре, выпишите  слова по группам.   Один ученик из пары  выписывает названия  детёнышей птиц, другой  зверей.   Что общего у всех слов?   Ученик. Все слова предметы  во множественном числе.   Учитель. Какое задание  предложите выполнить с  этими словами?   Ученик. Подчеркнуть  правило ча, зелёным  определять и формулировать  тему, цель урока с помощью  учителя.(р Дидактическая задача:  Обеспечение усвоения знаний и способов действия на  уровне применения в  изменённой ситуации,  формирование умений  работать в паре.   Показатели реального  результата решения задачи:  Формирование практических  умений, утверждение в себе,  построение человеческих и  деловых отношений ,  развитие контроля и оценки.   Формируемые УУД.  Формирование умения  выполнять  последовательность действий  (р), позицию по отношению к  своей работе в группе (л),  быть исследователем ,  организовывать совместную  4. Применение и добывание  знаний. Работа в парах5. Физкультминутка.  карандашом подчеркнуть  буквы, обозначающие мягкий  согласный звук, синим  карандашом буквы,  обозначающие твёрдый  согласный звук.   Учитель. Обменяйтесь  тетрадями и оцените  выполненную работу.   Сигналами светофора дети  оценивают работу. Рисуют  зелёный кружок, если всё  верно, жёлтый ­ есть 1­2  ошибки, красный ­ требуется  помощь. Учитель при  проверке тетрадей проверяет  работу и если согласен с  оцениванием ставит +, если  не согласен ­, затем  обсуждается с ребёнком.  Учитель. Попробуем  добавить слово и изобразить  то, о чем говорится в  предложении.   Жи­жи­жи – летают в городе  …(стрижи).   Ши­ши­ши – маршируют …  (малыши).   Ча­ча­ча – прискакала …  (саранча).   Чу­чу­чу – молоточком я …  (стучу).   Ща­ща­ща – я в реке  поймал ... (леща).   Щу­щу­щу – в небо птицу …  (отпущу).  работу(к).  Дидактическая задача:  Организовать отдых для  снятия напряжения с мышц  тела.   Показатели реального  результата решения задачи:  Снятие усталости и  напряжения, внесение  эмоционального заряда.   Формируемые УУД.  Формирование развития  интеллектуальных функций,  эмоционально ­ волевой  сферы и игровой  деятельности, черт  гармоничной и не  закомплексованной личности, соблюдения здорового образа  жизни (л).На интерактивной доске на  карточках записаны слоги, из  которых дети составляют  слова. Слоги перетаскивают  карандашом.  Слайд 8 . Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)  Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё  что – то спрятано.   Ученик. В них спрятались  слоги.   Учитель. Что бы вы хотели  сделать с этими слогами?   Ученик. Составить из слогов  слова.   Учитель. Хорошо. Составим  слова и запишем их разделяя  для переноса, подчеркнём  правила.   Учитель. Кто сможет  объяснить значение слова  «Щавель»?   Ученик. Это такая трава.   Ученик. Это кислое  растение.   Учитель. Да, дети, у всех у  вас разные мнения. А где  узнать точное значение  слова?   Ученик. В толковом словаре.  Учитель. Молодец!  Попробуешь сегодня быть  ответственным при работе со  словарём?   Ученик читает значение  слова в словаре.   Ученик. Щавель –  травянистое растение  семейства гречишных с  продолговатыми съедобными  спелыми листьями.   Учитель. Какое задание  предложите выполнить с этим словом?   Ученик. Составить  предложение.   Учитель. Кто готов  поделиться своими  предложениями?  Обратите внимание на  постановку ударения в этом  слове и произносите  правильно.   Ученик. Маша сорвалащавель.   Ученик. Из щавеля сварили  щи.   Ученик. В огороде растёт  щавель.   Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?   Ученик. Мне последнее.   Учитель. Запишем его в  тетрадь. Что нужно  вспомнить, чтобы правильно  записать предложение?   Ученик. Начало  предложения пишем с  большой буквы, в конце  предложения ставим точку,  слова в предложении пишем  отдельно.   Учитель. Я предлагаю вам  такое задание. Слайд 10  (схема)   Что же это за задание?   Ученик. Найти главные слова в предложении.   Учитель. Выполните работу  самостоятельно.   Какие орфографические  задачи решаем в этом  предложении?   Ученик. « В» ­ маленькое  слово, предлог пишем со  словами отдельно.   Ученик. В слове « Огороде»  безударные гласные о в  первом и втором слоге.   Ученик. В слове « Щавель»  правило ща пиши с буквой а,  смягчающий ь.   Учитель. Дети, вы любите  отдыхать на природе?   Дети. Да, конечно Учитель. А кто из вас хотел  бы сейчас оказаться в лесу?  О.. сколько рук…   Сели по удобней. Закрыли  глазки и представили, что вы  отправились на прогулку в  лес. Проезжаем мимо  больших домов, зданий,  магазинов и попадаем в  Дидактическая задача:  Организовать отдых для глаз  учащихся: переключить их  внимание, снять усталость.   Показатели реального  результата решения задачи: У учащихся улучшается  внимание, снижается  усталость, восстанавливаются 6. Физкультминутка для  глазгустой, труднопроходимый  лес.   А как называется такой лес?   Ученик. Чаща.  силы.   Формируемые УУД.  Формировать умения  соблюдать здоровый образ  жизни (л).  Слайд 11   Учитель. В нашей чаще  тихо и только кто –то  нарушает эту тишину. А  кто, мы сейчас услышим.   На слайде есть знак звука,  учитель на него наводит  курсор мышкой , нажимает  левой клавишей и дети  слышат стук дятла.   Кто же этот невидимка?  Ученик. Дятлы стучат по  деревьям.   Учитель. Запишите  предложение в тетрадь,  подчеркните правило в слове  «стучат».   Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?   Ученик. Они ищут пищу.   Учитель. Запишите  предложение.   Какие правила подчеркнём?   Учитель. В слове «ищут» ­  щу, в слове «пищу» ­ щу.   Учитель. Отдыхать вы  любите. А играть ?   Ой, как громко. Тогда  поиграем.7. Контроль и  самоконтроль полученных  знаний  » 8. Итог урока  Игра «Молчанка Слайд 12   На интерактивной доске  слова с пропущенными  буквами. Учитель указкой  показывает слово, а дети  веером букву. Два человека  работают на ноутбуке  (задание аналогичное).  Самостоятельно по  карточкам будут работать  три человека.   Задания на карточках.   Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш… повник, крич… .   Слова на доске:   Ч…йка уш… скач…   уж…н щ…кА тащ…   дач… рощ… кач…ет   Учитель. Что вы можете  сказать о словах третьего  столбика?   Учитель. Это слова  действия.   Учитель. Какое слово  «лишнее»?   Ученик. «Лишнее» слово  качает, потому что в нём три  слога. Учитель. Какая цель была  перед нами в начале урока?   Ученик. Научиться писать  слова с сочетаниями ча – ща,  чу – щу.   Учитель. Предлагаю  дополнить предложения.   Слайд 13   ЧА – ЩА пиши с буквой …   ЧУ – ЩУ пиши с буквой …  Дидактическая задача:  Проверить полученные  знания.   Показатели реального  результата решения задачи:  Получение информации о  достижении всеми учащимися планируемых результатов.   Формируемые УУД.  Формирование умения  выполнять работу по  предложенному плану.  вносить необходимые  коррективы (р),  способствовать к самооценке  на основе критерия успешной  учебной деятельности(л).  Дидактическая задача:  Проанализировать, дать  оценку успешности  достижения цели на уроке.   Показатели реального  результата решения задачи:  Чёткость, лаконичность,  максимум участия ученика в  оценке своей работы.   Формируемые УУД.  Формирование умения  проследить  последовательность действий  на уроке(р), дать самооценку  учебной деятельности(л).  9. Рефлексия учебной  деятельности  Слайд 14   На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая  задумчивая, третья грустная.  Дидактическая задача:  Мобилизация учащихся на  рефлексию своего поведения  и работы на уроке, оценкаЕсли у вас всё получилось  сегодня на уроке поднимите  весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но  а если постоянно требовалась помощь грустную.  Учитель. Урок окончен.  успешности достижения цели.  Показатели реального  результата решения задачи:  Открытость учащихся в  осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование  способов саморегуляции и  сотрудничества.   Формируемые УУД.  Формирование умения  проговаривать  последовательность действий  на уроке, оценивать  правильность выполнения  действия на уровне  адекватной ретроспективной  оценки(р). Способствовать к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности (л).  На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий   Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной  деятельности.   Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со­ ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию  затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё  предположение.   Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.   Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Посмотрите также