Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Тема урока .«Правописание ЧА –ЩА, ЧУ ЩУ» ( урок грамоты послебукварный
период)
УМК «Начальная школа 21 век»
Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний чаща, чущу.
Задачи.
Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА,
ЧУ – ЩУ.
Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями чаща, чущу;
создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного
письма. Развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями чаща, чущу без ошибок.
Метапредметные результаты:
определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
проговаривает последовательность действий на уроке;
работает по коллективно составленному плану;
фиксирует затруднения в выполнении заданий;
оценивает правильность выполнения действий;
планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
высказывает свои предположения;
строит краткое устное высказывание по теме;
слушает и понимает речь других;
ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя
словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:
сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,
картинки животных,
текст загадок,
ребусы,
толковый словарь С. И. Ожегова,
карточки для индивидуальной работы,
звук: стук дятла.
Структура урока
1. Организационный
момент
Создали дружелюбное ,
хорошее настроение на весь
урок. Улыбнитесь друг другу.
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Дидактическая задача:
Подготовка учащихся к
работе.
Показатели реального
результата решения задачи:2. Актуализация знаний..
Минутка чистописания.
Полная готовность класса и
оборудования, быстрое
включение учащихся в
деловой ритм.
Формируемые УУД.
Формирование личностной
заинтересованности (л).
Формирование осознания
этапов урока для того, чтобы
в будущем учить детей
самостоятельно планировать
и организовывать
деятельность в целом и
учебную деятельность на
уроке, в частности (р).
Дидактическая задача:
Активизация познавательной
активности учащихся.
Актуализация опорных
знаний и умений.
Показатели реального
результата решения задачи:
Активность познавательной
деятельности, понимание
учащимися практической
значимости изучаемого
материала.
Формируемые УУД.
Формирование умений
оформлять свои мысли в
устной форме (к).
Формирование умений
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя (п).
Формирование умений
слушать и понимать речь
других(к).
Локти? – У края.
Спинка? – Прямая.
Учитель. Вспомним, ребята,
над правописанием какой
орфограммы мы работали
вчера на уроке?
Ученик. ЖИ – ШИ пиши с
буквой И.
Учитель. Вспомним
правило. По моей руке
хором.
Дети. ЖИ ШИ пиши с
буквой И.
Учитель. Дети, помогите
мне отгадать загадки.
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве…
Дети. Ч
Учитель. Что вы можете
рассказать об этой букве?
Ученик. Буква Ч обозначает
звук ч´ . Он согласный,
глухой, мягкий, непарный,
шипящий.
Учитель. Отгадаем вторую
загадку.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить
лень.
Позвала к себе леща
От леща осталась…
Дети. Щ (ща).
Учитель. Что вы знаете оСлайд 2
Слайд 3 4
Анимированный плакат
3.Самоопределение к
деятельности
Слайд 56
букве щ?
Ученик. У буквы щ есть звук
щ´ , который согласный,
мягкий, непарный, шипящий.
На интерактивной доске
звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .
Учитель. Вспомним, чем
отличаются звуки ж , ш от
звуков ч' , щ' ?
Карандашом интерактивной
доски перетянуть слова,
которые соответствуют
характеристике этих звуков.
Учитель. Откроем тетради,
запишем число и вспомним
красивое и правильное
написание заглавных и
строчных букв Ч ч, Щ щ.
Учитель .
Пропишем эти буквы,
соблюдая закономерность:
Чч Ччч
Щщ Щщщ
Учитель. Ребята, посмотрите
на доску.
(Ребусы)
Какое задание можете
предложить?
Ученик. Разгадать ребусы.
Учитель. Попробуем их
разгадать.
Ученик. Чашка, щука.
Учитель. Что можете сказать
о написании этих слов?
Ученик. В этих словах
встретились сочетания ча и
щу, а мы знаем, что ча
пишется с буквой а, щу
пишется с буквой у.
Учитель. С какой буквой не
дружат буквы ч и щ?
Ученик. Эти буквы не
дружат с буквами ю и я,
потому что с ними никогда не
пишутся.
Учитель. Кто сможет
Дидактическая задача:
Организовать и направить к
цели деятельность учащихся.
Показатели реального
результата решения задачи:
Готовность учащихся к
активной познавательной
деятельности на основе
опорных знаний.
Формируемые УУД.
Формирование умений
оформлять свои мысли в
устной и письменной форме,
слушать и понимать речь
других (к). Формирование
умений ориентироваться в
своей системе знаний, уметь
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую(п). Формирование
умений проговаривать
последовательность действий,
высказывать своё
предположение, уметьсформулировать тему нашего
урока?
Ученик. Правописание слов с
сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Учитель. Какая же цель
стоит перед нами на уроке?
Ученик. Будем учиться
писать слова с сочетаниями
ча – ща, чу –щу.
Учитель. Хором, по моей
руке произнесём правило.
Дети. ЧА –ЩА пиши с
буквой А.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
Слайд 7 (картинки
животных)
На интерактивной доске
появляются картинки: волка,
зайца, галки, сороки, белки.
Учитель. Кто изображён на
картинках?
Ученик. Животные.
Учитель. Вспомним, как
зовут детёнышей этих
животных?
Ученик. Волчата, зайчата,
галчата, бельчата, сорочата.
Учитель. Работая в паре,
посовещайтесь и разбейте эти
слова на группы.
На какие группы у вас
получилось разбить слова?
Ученик. Детёныши зверей и
детёныши птиц.
Учитель. Продолжая
работать в паре, выпишите
слова по группам.
Один ученик из пары
выписывает названия
детёнышей птиц, другой
зверей.
Что общего у всех слов?
Ученик. Все слова предметы
во множественном числе.
Учитель. Какое задание
предложите выполнить с
этими словами?
Ученик. Подчеркнуть
правило ча, зелёным
определять и формулировать
тему, цель урока с помощью
учителя.(р
Дидактическая задача:
Обеспечение усвоения знаний
и способов действия на
уровне применения в
изменённой ситуации,
формирование умений
работать в паре.
Показатели реального
результата решения задачи:
Формирование практических
умений, утверждение в себе,
построение человеческих и
деловых отношений ,
развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД.
Формирование умения
выполнять
последовательность действий
(р), позицию по отношению к
своей работе в группе (л),
быть исследователем ,
организовывать совместную
4. Применение и добывание
знаний. Работа в парах5. Физкультминутка.
карандашом подчеркнуть
буквы, обозначающие мягкий
согласный звук, синим
карандашом буквы,
обозначающие твёрдый
согласный звук.
Учитель. Обменяйтесь
тетрадями и оцените
выполненную работу.
Сигналами светофора дети
оценивают работу. Рисуют
зелёный кружок, если всё
верно, жёлтый есть 12
ошибки, красный требуется
помощь. Учитель при
проверке тетрадей проверяет
работу и если согласен с
оцениванием ставит +, если
не согласен , затем
обсуждается с ребёнком.
Учитель. Попробуем
добавить слово и изобразить
то, о чем говорится в
предложении.
Жижижи – летают в городе
…(стрижи).
Шишиши – маршируют …
(малыши).
Чачача – прискакала …
(саранча).
Чучучу – молоточком я …
(стучу).
Щащаща – я в реке
поймал ... (леща).
Щущущу – в небо птицу …
(отпущу).
работу(к).
Дидактическая задача:
Организовать отдых для
снятия напряжения с мышц
тела.
Показатели реального
результата решения задачи:
Снятие усталости и
напряжения, внесение
эмоционального заряда.
Формируемые УУД.
Формирование развития
интеллектуальных функций,
эмоционально волевой
сферы и игровой
деятельности, черт
гармоничной и не
закомплексованной личности,
соблюдения здорового образа
жизни (л).На интерактивной доске на
карточках записаны слоги, из
которых дети составляют
слова. Слоги перетаскивают
карандашом.
Слайд 8 .
Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)
Учитель. Ой, да тут не просто
прямоугольники, в них ещё
что – то спрятано.
Ученик. В них спрятались
слоги.
Учитель. Что бы вы хотели
сделать с этими слогами?
Ученик. Составить из слогов
слова.
Учитель. Хорошо. Составим
слова и запишем их разделяя
для переноса, подчеркнём
правила.
Учитель. Кто сможет
объяснить значение слова
«Щавель»?
Ученик. Это такая трава.
Ученик. Это кислое
растение.
Учитель. Да, дети, у всех у
вас разные мнения. А где
узнать точное значение
слова?
Ученик. В толковом словаре.
Учитель. Молодец!
Попробуешь сегодня быть
ответственным при работе со
словарём?
Ученик читает значение
слова в словаре.
Ученик. Щавель –
травянистое растение
семейства гречишных с
продолговатыми съедобными
спелыми листьями.
Учитель. Какое задание
предложите выполнить с этим
словом?
Ученик. Составить
предложение.
Учитель. Кто готов
поделиться своими
предложениями?
Обратите внимание на
постановку ударения в этом
слове и произносите
правильно.
Ученик. Маша сорвалащавель.
Ученик. Из щавеля сварили
щи.
Ученик. В огороде растёт
щавель.
Учитель. Какое предложение
понравилось вам больше?
Ученик. Мне последнее.
Учитель. Запишем его в
тетрадь. Что нужно
вспомнить, чтобы правильно
записать предложение?
Ученик. Начало
предложения пишем с
большой буквы, в конце
предложения ставим точку,
слова в предложении пишем
отдельно.
Учитель. Я предлагаю вам
такое задание. Слайд 10
(схема)
Что же это за задание?
Ученик. Найти главные слова
в предложении.
Учитель. Выполните работу
самостоятельно.
Какие орфографические
задачи решаем в этом
предложении?
Ученик. « В» маленькое
слово, предлог пишем со
словами отдельно.
Ученик. В слове « Огороде»
безударные гласные о в
первом и втором слоге.
Ученик. В слове « Щавель»
правило ща пиши с буквой а,
смягчающий ь.
Учитель. Дети, вы любите
отдыхать на природе?
Дети. Да, конечно
Учитель. А кто из вас хотел
бы сейчас оказаться в лесу?
О.. сколько рук…
Сели по удобней. Закрыли
глазки и представили, что вы
отправились на прогулку в
лес. Проезжаем мимо
больших домов, зданий,
магазинов и попадаем в
Дидактическая задача:
Организовать отдых для глаз
учащихся: переключить их
внимание, снять усталость.
Показатели реального
результата решения задачи: У
учащихся улучшается
внимание, снижается
усталость, восстанавливаются
6. Физкультминутка для
глазгустой, труднопроходимый
лес.
А как называется такой лес?
Ученик. Чаща.
силы.
Формируемые УУД.
Формировать умения
соблюдать здоровый образ
жизни (л).
Слайд 11
Учитель. В нашей чаще
тихо и только кто –то
нарушает эту тишину. А
кто, мы сейчас услышим.
На слайде есть знак звука,
учитель на него наводит
курсор мышкой , нажимает
левой клавишей и дети
слышат стук дятла.
Кто же этот невидимка?
Ученик. Дятлы стучат по
деревьям.
Учитель. Запишите
предложение в тетрадь,
подчеркните правило в слове
«стучат».
Учитель. Зачем дятлы стучат
по деревьям?
Ученик. Они ищут пищу.
Учитель. Запишите
предложение.
Какие правила подчеркнём?
Учитель. В слове «ищут»
щу, в слове «пищу» щу.
Учитель. Отдыхать вы
любите. А играть ?
Ой, как громко. Тогда
поиграем.7. Контроль и
самоконтроль полученных
знаний
»
8. Итог урока
Игра «Молчанка
Слайд 12
На интерактивной доске
слова с пропущенными
буквами. Учитель указкой
показывает слово, а дети
веером букву. Два человека
работают на ноутбуке
(задание аналогичное).
Самостоятельно по
карточкам будут работать
три человека.
Задания на карточках.
Ч…шка, держ…м, больш…е,
ч…гун, дач…, куч.., ш…
повник, крич… .
Слова на доске:
Ч…йка уш… скач…
уж…н щ…кА тащ…
дач… рощ… кач…ет
Учитель. Что вы можете
сказать о словах третьего
столбика?
Учитель. Это слова
действия.
Учитель. Какое слово
«лишнее»?
Ученик. «Лишнее» слово
качает, потому что в нём три
слога.
Учитель. Какая цель была
перед нами в начале урока?
Ученик. Научиться писать
слова с сочетаниями ча – ща,
чу – щу.
Учитель. Предлагаю
дополнить предложения.
Слайд 13
ЧА – ЩА пиши с буквой …
ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
Дидактическая задача:
Проверить полученные
знания.
Показатели реального
результата решения задачи:
Получение информации о
достижении всеми учащимися
планируемых результатов.
Формируемые УУД.
Формирование умения
выполнять работу по
предложенному плану.
вносить необходимые
коррективы (р),
способствовать к самооценке
на основе критерия успешной
учебной деятельности(л).
Дидактическая задача:
Проанализировать, дать
оценку успешности
достижения цели на уроке.
Показатели реального
результата решения задачи:
Чёткость, лаконичность,
максимум участия ученика в
оценке своей работы.
Формируемые УУД.
Формирование умения
проследить
последовательность действий
на уроке(р), дать самооценку
учебной деятельности(л).
9. Рефлексия учебной
деятельности
Слайд 14
На парте у вас три мордочки:
одна весёлая, вторая
задумчивая, третья грустная.
Дидактическая задача:
Мобилизация учащихся на
рефлексию своего поведения
и работы на уроке, оценкаЕсли у вас всё получилось
сегодня на уроке поднимите
весёлую мордочку, если были
сомнения, то задумчивую, но
а если постоянно требовалась
помощь грустную.
Учитель. Урок окончен.
успешности достижения цели.
Показатели реального
результата решения задачи:
Открытость учащихся в
осмыслении своих действий и
самооценке, прогнозирование
способов саморегуляции и
сотрудничества.
Формируемые УУД.
Формирование умения
проговаривать
последовательность действий
на уроке, оценивать
правильность выполнения
действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки(р). Способствовать к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности (л).
На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной
деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со
ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию
затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё
предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.