Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2018
Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС. Эта разработка предназначена для изучения нового материала.Задания, представленные в конспекте, разноуровневые.Урок можно использовать как самостоятельно, так и брать фрагменты.В конспекте представлены индидуальные задания. В разработке урока представлены новые технологии. Данный конспект разработан к учебнику Ладыженской.
urok_bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.doc
Тема   :   Буквы з­с на конце приставок  Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце  приставок»;  формировать умение определять условия выбора букв з ­ с на конце приставок;  Планируемые результаты: Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим  участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам  познания. Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности,  последовательность действий, оценивать достигнутые результаты. Предметные: знать правило написания з­с на конце приставок, знать о единообразном  написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически  обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов. Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная  приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари. Ход урока I. Организационный  этап. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на  уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа. Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их  ( сначала про себя, затем вслух выразительно) Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь! Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив,  сообразителен  уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.  Я желаю вам успеха. II  Проверка домашнего задания: 1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку. 1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой) 2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова) 3. Какие морфемы вам  изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания. 4. Что такое корень? 5. Что такое приставка?  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  ( приставками,  которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре­,  при­) 7. Назовите неизменяемые приставки. 8. Когда пишется приставка пре­? При­? 2. Орфографический диктант. (дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)        3. Взаимопроверка по ключу.                                         ( Оценки выставляются в лист достижений). Лист достижений Фамилия, имя Орфографический диктант Усвоение нового материала Первичная проверка понимания  изучненного III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе ­   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.  А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем  уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку) В некотором царстве, орфографическом государстве, Жили­были согласные, звонкие и глухие.  Дружно жили, не тужили. Но однажды …     Заспорили звонкий З и глухой С…  Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? З кричал, что звучит сильнее,  С убеждал, что без него тоже не обойтись.  Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! Кто­то посоветовал обратиться к мудрецам,   Которые всё на свете знал и даже писали правила Для жителей государства. Тема урока «Буквы з и с на конце приставок» ­  Исходя из темы, определите цели урока. (1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с. (2. Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм, (3. графически обозначать изученную орфограмму). Мотивация IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит   разрешить спор между жителями орфографического государства и  сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого  необходимо провести исследовательскую работу. Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока. ­ Определите объект исследования. ( слова с приставками) ­ Предмет исследования?   (Буквы  з­с на конце приставок) 1. Запишите слова в два столбика безграничный                   бескрайний разбросать                         распустить известить                           испортить                  вздыхать                            вспомнить возместить                        восхождение низвергать                             ниспадать ­ Давайте составим план исследования. ­ Выделить в словах приставки. ­ Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и  согласную, с которой начинается корень, двумя чертами. ­ Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. ­ Какой вывод можно сделать? Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими  согласными. ­ Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы  учебника  ( материал стр. 30 ) V. Этап первичной проверки понимания изученного  1. Упр 437 фронтально,   (Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений) VI. Физкультминутка Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать  приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с  приседают. Бесшумный Вздохнуть Бесчисленный Возделать Разжимать Расщелина Безвкусный  Изгонять Расчертить Расписать Разгорячиться Сбежать (Самооценка вносится в лист достижений) Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать? 2)­ Фонетический разбор слова. ­ В чём коварство приставки С? Работа с лингвистическим текстом.                                             Коварная приставка с­   Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во­ первых, потому, что она маленькая и  легко ускользает от внимания. А во­ вторых, потому, что иногда оказывается  перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным,  она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто­  нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться,  сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту  удочку не попадёмся!     Как бы звонко ни звучала приставка с­ перед звонкими согласными , будем  помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться,  сгорать, сжечь…   Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье. VI. Этап закрепления знаний и способов действия. ( в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным  тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их  в лист  достижений) 1. Упр 440  ( в парах с обсуждением  1 вариант выписать слова с з на  конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки) Вздыхать                                            Исправить Разглядеть                                         расцвет Разбег                                                  вскарабкаться Безбрежный                                       беспомощный Возглас                                                расположиться Безграничный                                    беспредельный Изморозь                                              рассмотреть Чрезмерный                                        рассвет                                                                расписание ( справиться, сгибать, списать) Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений 2.  Тестовые задания. Тестовые задания I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  буква З. 1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный, бе..заветный; 2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный; 3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить. II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С. 1) ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье; 2) бе..примерный,   в..плеск,  .. беречь,  ..дание; 3) ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный,  ..делка. III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С. 1) сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать; 2) восход, бескозырка, испуг, возрасти; 3) погрузить, возглавлять, бесплатный, восток. IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З. 1) во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно; 2) ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь; 3) и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный; V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  С.     1)  и..следовать,  ..жимать,   бе..покойный,  ..дешний;     2) ...делать,  ра..сечь,  ..дать,   ра..хватать;     3)  и..тлеть,  ..гореть,  ра..жать,  и..пугать; Самопроверка (ответы на интерактивной доске). 1.  1 2.  3 3.  2 4.  2 5.  2 3. Разноуровневые задания «3»  Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.  Объясните свой выбор. 1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный. 2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать; 3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить; 4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный. Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З –  часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З­часть корня; в 4ряду беспредельный)  «4»   К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы  попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы. 1. Ра…говором сыт (не) будешь. 2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей. 3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра. 4. Ра…суждениями каши (не) …варишь. Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами,  ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В  каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)  «5»   Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует  теме урока, выделите орфограмму. Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся  колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную  мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи  почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить.  Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её  заставляют кусать очень горячие предметы. Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка  змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть) VII. Этап информации о домашнем задании Разноуровневые домашние задания  «3» 1 уровень Упр 443 «4» 2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным  подходящие по смыслу существительные. Образец: без плана – бесплановая работа. Без заботы – ..., без крыльев – ..., без дома – ..., без края – ..., без конца – ..., без руки – …, без хозяйства – ..., без цели – ..., без работы – ..., без толка – … «5» 3 уровень Соединить буквы з и с с согласными, составить слова    VII. Этап подведения итогов урока ­ Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке? ­ Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?  IX. Этап рефлексии Обратитесь к листку достижений. Работаем с нашим светофором  зелёный  ­ я понял материал урока;  жёлтый – у меня остались вопросы;  красный  – я бы ещё хотел проработать эту тему. Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов? Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь!

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"

Конспект урока по русскому языку " Буквы з и с на конце приставок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018