Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
31.03.2018
Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)
Данный урок можно провести при закреплении темы " Имя прилагательное" . В уроке присутствует разнообразные виды работ: словарная работа, работа над текстом, работа с толковым словарем. Не мало важное место занимает работа над развитием речи. Все задания направлены на обобщение и закрепление знаний грамматических признаках имени прилагательного.Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное"
урок русского языка.doc
Урок русского языка в 4 классе.  Тема урока: « Обобщение знаний об именах прилагательных». Цель:     Развивать умение точно определять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний  прилагательных; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление  учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы,  каллиграфически правильного письма, навыки работы с « Толковым  словарем», воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному  краю. Оборудование:     компьютер, проекционный экран, «Толковый словарь» Ожегова, плакаты, таблицы, учебник русского языка для 4 класса Рамзаевой Т.Г. Ход урока. 1 .Сообщение темы и цели урока. ­ Сегодня на уроке мы будем обобщать знания об имени прилагательном, повторять  все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа и  падежа имен прилагательных, а также поговорим о значении имен прилагательных в  нашей речи, в помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Тает снежок, ожил лужок,         День прибывает. Когда это бывает? Правильно, это весна. Замечательное время года. В это время просыпается и  оживает природа после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «Утром года». ­ Учитель:  ­ Ученица: Отшумела злая вьюга  Стала ночь короче дня.  Теплый ветер дует с юга  Капли падают звеня.  Улеглись в полях метели  В свои белые постели.  И весна идет повсюду  Гонит зиму со двора. Учитель: Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они?  По тонкой нитке ручейка  Сбежал с пригорка снег.  И на пригорке вдруг цветок  Раскрылся раньше всех. Дети: Подснежник. Учитель: Это первый весенний цветок     А это что за цветок? А я цветочек жёлтенький  С зеленым стебельком.  Раскроюсь утром ранним,  Закроюсь вечерком. Дети: Одуванчик. Учитель: Это тоже один из ранних весенних цветов, который растет и в нашем крае. 2. Чистописание. ­Откройте, пожалуйста, тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму.    Спишите  предложения. (на экране) Спишите слова: Разберите  их по составу.  Учитель: Проверьте. (на экране)­ Подснежник   ,  цветочки. Учитель: Спишите предложение.  Первый весенний цветок – нежный подснежник. 3. Повторим изученное об имени прилагательном.  Учитель: С помощью, какой части речи показано своеобразие цветка? Дети: С помощью имени прилагательном. Слово «нежный». Учитель: Посмотрите на экран. Давайте ответим на вопросы.  Что такое имя прилагательное? (Это часть речи)  ­Что оно обозначает? ( Имя прилагательное обозначает признак  предмета)  ­На какие вопросы отвечает? (Какой? Какая? Какое? Какие?)   С какой частью речи связано? ( Имеет связь с именем существительным)  ­Как определить род, падеж, число имён прилагательных?( По имени  существительному, с которым оно связано)  ­С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?  ( Оно украшает нашу речь) ­ Посмотрите еще раз на экран, сделаем вывод, что…….. (на экране) Имя прилагательное Обозначает признак предмета I Какой? Какая? Какое? Какие? Имеет связь с именем существительным  | Имеет синонимы и антонимы Изменяется по числам, падежам, имеет род. Мужской род: какой? ой, ий, ый.  Женский род: какая? ая, яя.  Средний род: какое? ое, ее. 4 .Словарная работа. ­ Посмотрите на экран, (на экране) СЛОВАРЬ: кр____ссовки,     прель, изм_________розь, изм__рось. ­Поставьте   пропущенные   орфограммы,   подчеркните орфограммы.   Определите   количество   букв   и   звуков   в   данных   словах,   укажите цифрой. Проверьте.   поставьте   ударение, (на экране) 9 6.8 зв.          6 б.5 зв.    86.7зв.         8б.7зв. кроссовки,    апрель, изморозь, изморось. ­Почему букв в данных словах больше, чем звуков? ­А чем отличается правописание слов изморозь и изморось? (СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВА)  ­Что обозначают эти слова? Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Дети работают со словарем. ­Как можно проверить согласные в конце слов? (ИЗМОРОЗЬ­ МОРОЗИТЬ, ИЗМОРОСЬ­ МОРОСИТЬ) Запишите: ( на экране) изморозь­ морозить , изморось­ моросить. Учитель: Назовите мне весенние месяцы по порядку (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ). Второй весенний месяц­ это апрель, но это месяц последнего  снега и первых весенних цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние  первоцветы, то есть первые цветы: мать­и­мачеха, чистяк, медуница, хохлатка,ветреница. 5.   Работа   над предложением   ­Запишите предложение.  Поляны запестрели от душистых цветов. ­Проверьте,  (на экране) Поляны запестрели от душистых цветов. ­Сделайте грамматический разбор. (ДЕТИ ДЕЛАЮТ РАЗБОР С ОБЪЯСНЕНИЕМ)  ­Проверьте, (на экране)    сущ.               гл.      пр.    прилаг.   сущ. Поляны  запестрели от   душистых  цветов. 6.Работа с учебником. Учитель: Откройте учебник на стр. 99 Прочитайте про себя текст. , найдите упр.368. ­Как можно озаглавить текст?  ­О чем говорится в тексте? (О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ, ЕЁ КРАСОТЕ И ЩЕДРОСТИ, О ТОМ ,ЧТО  ЗАЩИТА РОДНОЙ ЗЕМЛИ ­ НАШ ДОЛГ). ­Вот и мы сегодня на уроке будем говорить о родной земле, о  красоте природы, о том, что родную землю надо беречь и любить. ­Запишите последнее предложение. Найдите в данном предложении имя прилагательное, стрелочкой укажите, с каким именем  существительным оно связано, определите род, число, падеж имени прилагательного, выделите окончание. Проверьте. (на экране) Защита родной (ж.р., ед.ч., Р.п.) земли ­ долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её  воду, любуется её красотой. ­Учитель:  Послушайте древнюю легенду. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел  сильный снег, и Еве было холодно. Тогда несколько снежинок  желая  утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела. У неё появилась  надежда на лучшие времена. Поэтому подснежники – символ надежды.  Пригрело яркое солнышко, растопило потемневший снег, а на поляне, под  деревом, снег не растаял, только в одном месте проклюнулся. И из этой луночки через день цветок вырос. Синий, синий и очень тонкий. Родился цветок  под снегом, назвали его подснежник. Композитор Петр Ильич Чайковский  написал пьесу « Подснежник». Мы сейчас под эту музыку проведем физминутку.  ( Звучит музыка Чайковского П.И.,  пьеса «Подснежник» из «Времен года».) ­Учитель: С цветами просыпаются бабочки.( на экране иллюстрации бабочек) ­Учитель: Улыбнулось из­за тучи весеннее солнышко. Земля наряжается в праздничный  наряд. А чтобы описать красоту природы родного края, какую часть речи мы должны  использовать? 7.     ДИКТАНТ. Наступила ранняя весна. Синими и синеватыми подснежниками  покрываются лесные поляны. Поля, леса, луга чаруют сочной  зеленью. ­ Укажите стрелками словосочетания. Определите падеж имен прилагательных. ­Проверка. • Наступила         ранняя           весна.  И.п.  И.п. Т.п. Т.п. Т.п. И.п  • Синими и синеватыми подснежниками покрываются • •  лесные поляны.     • • Поля, леса, луга чаруют  сочной зеленью. Т.п.                    Т.п. И.п Учитель: Что же именно вызывает у нас радостное настроение, когда мы стоим на лесной поляне, усеянной первыми цветами?  (РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТОВ, ЗАПАХ ЦВЕТОВ, ЦВЕТЫ  РАЗНОГО ЦВЕТА: ГОЛУБЫЕ,БЕЛЫЕ,ЖЕЛТЫЕ) ­А какая разница по смыслу между словами: синий и  синеватый? К первоцветам относится и медуница. Ее назвали так за сладкий медовый на вкус сок.                     А  еще её называют пахучей.                                                                                                       ­ Подберите к слову «пахучая» синонимы. (ароматная, душистая)  ­А теперь подберем к именам прилагательным имена существительные, определим: на  какие правила пропущенны орфограммы, (на экране) Уд…вительная,  радос...ное,  ч...десный. Проверка (на экране)  Удивительная... , радостное... , чудесный… . Учитель: Очень трудно представить нашу жизнь без цветов. Давайте посмотрим текст и  выберем словосочетания (прилагательное + существительное). Устно. (на экране)                                         Первые цветы.  Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю теплые  лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускают свои пышные  головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны. 8. Самостоятельная работа. Задание: Вставить окончания имен прилагательных. Лесные шорохи.                Ночью стар… сосна,                Полусонн... со сна,                 Шепчет маленьк… детишкам.                 Озорным соснов…шишкам:                 « Тихо, шишки, не шалите!         Лучше спите, крепко спите!»                                           А.Александров. Учитель: Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Стоит ли губить  растения из­за нескольких дней красоты? (НЕТ)  Учитель: Правильно. Посмотрите на эти плакаты, внимательно их прочитайте. Недаром говорится: «Поймал я бабочку ­ она погибла, сорвала я  цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно  прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту  природы. Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься.   Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни!    Учитель: О чем говорит нам этот плакат? ( о том, что природу надо защищать, заботиться  о ней , от этого мы станем только  добрее.) Итог урока. Оценки. Домашнее задание: карточки с текстом Л.Н.Толстого. Лебеди.  Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через  море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая,  летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой  видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не  останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади  всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда  он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а  товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на  воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо  лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в  тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь  загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и  опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий  ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь  открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь  вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя  крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными  всколыхавшимися волнами. Спишите. Определите, к какому типу речи относится текст: повествование, описание,  рассуждение.

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)

Конспект урока по русскому языку " Имя прилагательное" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018