Конспект урока по русскому языку "Что такое синонимы?"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УМК "Школа России" ( 2 класс ) Тема урока : Что такое синонимы? Цели урока : познакомить с термином синоним; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 2 6. Что такое синонимы? Цели: познакомить с термином синоним; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов;  аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Орфографическая минутка Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели и теплые страны. — Определите, сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и  конец предложений. — В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений. (Основы предложений:  осень пришла, птицы улетели.) — Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.) 2. Творческая работа (КИМы(с.43). III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла?  (Наступила, настала, началась.) У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке  называются слова, у которых близкие лексические значения. IV. Работа по теме урока — Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы ?) ~ Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это слова с близким лексическим значением.) Упр. 66 (с. 52). — Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.) — Одинаково или по­разному они произносятся? (По­разному.) — Запишите слова ключ, родник, источник. Слова разные по написанию, но близкие по смыслу  называются синонимами. Мы записали синонимы. — Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.) — У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны. V. Физкультминутка Видим, скачут по опушке Дне веселые лягушки. Прыг­скок, прыг­скок, Прыгать с пятки на носок. VI. Закрепление изученного материала Упр. 67 (с. 53). — Объясните значение выделенных слов. (Родина — место, где человек родился; мир — отсутствие  войны; ловкий — обладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем­либо.) — Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.) — Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Упр. 68 (с. 53). — Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по  смыслу.} — Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите  отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это  рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый —  ярко­красный цвет.) Упр. 69 (с. 53), — Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.) — Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.) — Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную — Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет ее.) — Кто видел, как осинка дрожит на ветру?— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.) — Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически. — Какие знакомые орфограммы встретились? — Проговорите стихотворение соседу и послушайте его. — А теперь проговорим стихотворение хором. — Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. (Проверка. Взаимопроверка.) — Оцените товарища. «!» — молодец, все написал правильно. «+» — есть перестановка слов или 1—2 ошибки. «­» — много ошибок, будь внимательнее. VII. Рефлексия Карточка Соедини синонимы. неразговорчивый отважный неудачный алчный несложный чудесный жадный молчаливый смелый ошибочный 11 рскрасный простой (Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».) VIII. Подведение итогов урока ­ Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.) ~ Какие слова называют синонимами?  (Разные по написанию и близкие по смыслу.) ­ Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной,  эмоциональной.) Домашнее задание Выполнить упр. 70 (с. 54).