Цели деятельности учителя: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные» места в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки.
Планируемые результаты (предметные): овладевают речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка; стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету; объясняют значения термина (понятия) «буква»; знают и применяют правило переноса слов; рассуждают об особенностях букв: ы, ь, ъ; осваивают каллиграфическое написание этих букв; слушают грамматическую сказку и участвуют в обсуждении ее содержания; формулируют вывод о роли «двух братцев» – ь и ъ в речи; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
ПЕРЕНОС СЛОВ
Цели деятельности учителя: ознакомить обучающихся с правилами
переноса слов; развивать умения видеть «опасные» места в словах и правильно
писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и
каллиграфические навыки.
Планируемые результаты (предметные): овладевают речевыми умениями
как средством целостного осуществления речевого поступка; стремятся к
приобретению комплекса знаний по предмету; объясняют значения термина
(понятия) «буква»; знают и применяют правило переноса слов; рассуждают об
особенностях букв: ы, ь, ъ; осваивают каллиграфическое написание этих букв;
слушают грамматическую сказку и участвуют в обсуждении ее содержания;
формулируют вывод о роли «двух братцев» – ь и ъ в речи; называют звуки, из
которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие,
глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают
понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; пишут
большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят
пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и
пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные
начертания букв, соединения.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент.
З а п и с ь д а т ы в т е т р а д и .
II. Орфоэпическая тренировка.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его;
осознают роль языка и речи в жизни людей; учатся формировать границы
собственного знания и «незнания»; ориентируются на выполнение моральных
норм.
Регулятивные УУД:
контролируют свои действия по точному и
оперативному ориентированию в орфоэпическом словаре, на основе сверки с
контрольной карточкой (с образцом учителя).
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме;
учатся работать в паре – обмениваются информацией, обсуждают расстановку
ударения, взаимодействуют, сверяют работы друг друга по контрольной
карточке, умеют слушать и принимать мнение партнера.1. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м з а д а н и я м .
Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен
расставить ударение.
ее
яе
I
в а р и а н т :
яе
ае
кварт л, стол р, балов ть, рем нь, магаз н.
ие
ае
договóр, заржáветь, каталóг, комбáйнер, килом тр,
ее
ие
II в а р и а н т : намéрение, петл , процéнт, шофёр, дос г, мал р, (она)
начал , крас вее, газопров д, сантим тр.
ае
В з а и м о к о н т р о л ь . Учащиеся меняются заданиями с целью
взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой,
прикрепленной на закрытой доске.
2.
ое
ее
уе
яе
3. Х о р о в о е п р о и з н о ш е н и е слов по вариантам с выделением ударного
слога (чтение на доске слов с контрольной карточки, сверка выполненной
работы).
III. Работа над каллиграфией.
Личностные УУД: в процессе становления каллиграфического навыка и
умения речевого поступка руководствуются принципом адекватного
мотивационного отношения к учебной деятельности; используют знания и
сформированные учебные действия в конкретных жизненных ситуациях;
приобретают личный опыт интегрированного обучения, умения мотивированно
организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную цель и практическую
задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; выполняют
инструкцию.
Познавательные УУД:
понимают смысл плаката при чтении и
воспроизведении на слух, отвечают на вопросы, объясняют значение термина
«буква»; делают вывод о роли мягкого и твердого знаков в словах; сравнивают
собственные написания с образцом; анализируют слова (односложные,
двусложные, трехсложные; по количеству звуков и букв, слогов, подвижное
ударение).
Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение; оформляют
свои мысли в устной форме; слушают и учитывают мнения партнеров, понимают
речь других участников образовательного процесса; дают в устной форме оценку
соответствия содержания ответа одноклассника вопросу (заданию) и исполнения
его выступления.1. Р а б о т а п о р и с у н к у .
– Рассмотрите рисунок в тетради на с. 9.
– Догадайтесь, куда спешит улитка.
– Какие буквы живут в этом домике? ( Буквы ы ъ, ь.)
– Нарисуйте улитку на строчке.
Учитель демонстрирует образец на доске: сначала еобразные рожки,
затем туловище и «домик».
– Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (Буквы ь, ъ, ы.)
– Есть ли такие заглавные буквы?
– Буквы ь, ъ, ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание
на их соединения с другими буквами.
Ученики проговаривают написание букв и прописывают их по образцу.
2. Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а .
ДВА БРАТЦА
Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из
них мягко ступал по земле, а другой с силой и твёрдостью от неё отталкивался.
Были они похожи друг на друга, вот только прически у них различались.
Первого, который мягко ступал и имел короткую стрижку, звали Мягким
знаком. Второго – в кепке с маленькой твёрдой косичкой – Твёрдым знаком. И
были эти незнакомцы братьями. Долго бродили они по свету, прежде чем попали
в эту удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с
помощью Волшебного платья превращаться в буквы.
Понравилось братьям в этой стране и решили они в ней остаться. Были они
видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не
было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.
С тех пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.
Хоть и были ъ и ь родными братьями, но характеры имели разные.
Мягкий знак был добрым и ласковым, старался всё смягчить.
Он очень вежлив, Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.А Твёрдый знак отличался молчаливостью и твёрдостью. Там, где он
появлялся, слышалась чёткость.
Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое почётное
место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:
– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –
Услыша этот спор, сказала А,
– Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
И указала Мягкому и Твёрдому знакам их законные места. И с тех пор они
никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.
3. А н а л и з с л о в .
– Прочитайте слова в тетради на с. 9.
– Какую роль в словах играют буквы ъ и ь?
– Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные слова.
– В каких словах букв и звуков поровну?
– Запишите слова, диктуя их по слогам.
– Подчеркните мягкий и твёрдый знаки.
– Послушайте загадку, отгадайте ее.
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль – моль.)
– Назовите слова с ь и ъ. Определите роль мягкого и твёрдого знаков в этих
словах.
– Запишите в тетрадь названные слова, подчеркните ь и ъ.
Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова, остальные
учащиеся пишут в тетрадях.
Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто.
4. У п р а ж н е н и е д л я с а м о к о н т р о л я .
– Пусть самая красивая буква из трёх (ы, ь, ъ) встретит улитку в домике.
Лучшую из букв ученики вписывают в окошко домика.
Гостей всегда мы рады встретить,
Приветить, чаем напоить
И самым лучшим одарить –– Как вы думаете, будет ли улитка довольна, если у хозяина дома будет такой
С таким законом надо жить!
жизненный закон?
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачитека вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
IV. Словарная работа.
Личностные УУД: эмоционально «переживают» текст, выражают свои
эмоции; положительно рассуждают о необходимости вырабатывать умения
грамотного письма и орфографической зоркости.
Регулятивные УУД:
контролируют свои действия по точному и
оперативному ориентированию в учебнике, тетради; учатся высказывать свое
предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, рисунками.
Познавательные УУД: умеют работать с основной учебной, дополнительной
литературой и другими источниками информации; устанавливают взаимосвязь
между объемом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как
интегрированных сложных умений; приобретают умения по разработке
собственного алгоритма решения познавательных задач.
Коммуникативные УУД: умеют работать в коллективе, уважать мнение
других участников образовательного процесса, высказывать личное отношение к
произведению (тексту, стихотворению), проблеме, объясняя свою позицию,
использовать речь для регуляции своего действия.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Выпишите из стихотворения П. Ефимова слова с безударной гласной,
которую нельзя проверить, а надо запомнить.
З а п и с ь н а д о с к е :
На столе у малышаТри цветных карандаша,
Выбирай себе любой:
Красный, жёлтый, голубой.
Мальчуган нашёл тетрадь,
Стал в ней домик рисовать.
Запись в тетради:
Карандáш, голубóй, жёлтый, тетрáдь, рисовать.
– Какую роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать? (Обозначает
мягкость согласных.)
– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что?».
– Какие слова отвечают на вопрос «какой»?
– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что делать?».
2. Р а б о т а п о р и с у н к а м в учебнике на с. 18–19.
– Какие слова составили ученики? (Корова, собака, мяч.)
– Правописание этих слов надо запомнить.
– Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила
выть на круглую луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.
– Ну хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».
– Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. Я не хочу так
называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с
«о» бака. А потом просто собака.
Так и до сих пор пишут.
По О. Соболевой
3. Р а б о т а н а д с р а в н е н и е м с л о в .
– Сравните написание слов:
ночь
речь
дочь
мяч
врач
грач
– Чем отличаются слова?
– Запомните эти написания.
V. Актуализация опорных знаний.
Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают
информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа
или выполненного действия.Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в
другую; формулируют ответы на вопросы учителя; выполняют задания для
актуализации собственных знаний о слоге и слове; делают выводы по итогам
наблюдений.
1. Б е с е д а .
– Какую работу выполняют гласные в словах? (С помощью гласных можно
определить количество слогов в слове, гласные образуют слог.)
– Какое правило помогает определить количество слогов в слове? (Есть
правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.)
– Что можно составить из слов?
– Сколько слогов может быть в слове? Ответьте стихотворением.
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Что можно составить из слов?
2. И г р а « М о л ч а н к а » .
У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. Учитель называет слова, а ученики
поднимают карточку, где указано, сколько в слове слогов. Учитель может
показывать ученикам карточку с записанными на ней словами: обед, что,
топор, сапоги, ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шёл, ягода
и др.
VI. Постановка проблемного вопроса.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебнопознавательную
проблему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.
– Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает?
(Мы перенесем это слово.)
– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по
правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?
– Кто догадался, какую учебнопознавательную и практическую задачу мы
поставим перед собой?
– Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.
VII. Открытие новых знаний.
Личностные УУД:
осознанно проявляют положительные личностные
качества (ответственность, самостоятельность, чувство взаимопомощи и
доброжелательности); осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально
«переживают» текст, выражают свои эмоции.Регулятивные УУД: учитывают установленные правила в планировании и
контроле способа решения познавательной задачи; учатся высказывать свое
предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентируются в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте,
таблице; руководствуются орфографическими правилами; делают выводы в
результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию
из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
осознанно строят речевые высказывания;
оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста); слушают и понимают речь других.
1. Р а б о т а н а д о с к е под руководством учителя.
– Запишите предложение:
Бродит стадо по лугам.
– Разделите каждое слово на слоги. (Ученики карандашом проводят
вертикальные линии: Бро|дит ста|до по лу|гам.)
– Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую (Учитель
показывает запись, выполненную заранее: Бродит стадо по лугам.)
2. З а у ч и в а н и е п р а в и л а .
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бродит стадо по лугам.
3. П р о б л е м н ы й в о п р о с .
– Можно ли перенести с одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?
– Почему нельзя? (В этих словах один слог, поэтому разделить их нельзя.)
– Определите количество слогов в словах: моя, яма, семья.
– Можно ли перенести эти слова с одной строки на другую?
З а п о м н и т е : одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять
на строке или переносить.
4. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 18, с. 18 (по заданиям учебника).
Д о п о л н и т е л ь н ы й в о п р о с :
– Как можно перенести слова: бараны, лошади, ослики, коровы? (2 способа:
лошади, лошади и т. д.)Бродит стадо по лугам,
Щиплет травку тут и там.
Ты до травки дотянись,
Низконизко наклонись,
Влевовправо повернись
И на месте покружись.
Динамическая пауза; игра «Слог, слово»
– Если услышите слог, сделайте хлопок в ладоши; если услышите слово,
присядьте к полу.
С л о в а д л я и г р ы : лес, от, оса, птица, под, на, школа, по, цена, у.
5. Р а б о т а п о т а б л и ц е «Правила переноса слов».
– Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ
Нужно переносить
Нельзя переносить
группа
касса
письмо
отъехал
майка
зайка
суббота
аллея
мальчик
объехал
лейка
чайка
– Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с. 21.
6. У п р а ж н е н и е в д е л е н и и с л о в д л я п е р е н о с а .
Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем,
коньки, змея, лейка, масса.
VIII. Закрепление пройденного.
Личностные УУД: осознают границы собственного знания и «незнания»;
адекватно позитивно оценивают себя и свои поступки.
Регулятивные УУД:
планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; вносят необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок.Познавательные УУД: ориентируются в тексте учебника; находят ответы на
вопросы в тексте, необходимые для выполнения учебных заданий;
структурируют собственные знания.
Коммуникативные УУД: формулируют понятные для всех участников
образовательного процесса высказывания.
1. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я 19, с. 19 (по заданию учебника).
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы :
– Какие слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?
– Разделите устно слова третьего предложения для переноса.
2. П о з н а в а т е л ь н о з а н и м а т е л ь н ы е з а д а н и я .
– Послушайте метаграмму (загадку, в которой из загаданного слова путём
замены одной буквы на другую получается новое слово).
– Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?
С ч над морем я летаю,
С г в машинах я бываю,
С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь,
(Чайка.)
(Гайка.)
(Майка.)
(Лайка.)
– Разделите эти слова для переноса.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД: осуществляют итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: осознанно формулируют вывод о качестве своей деятельности
на уроке и уровне своих знаний по теме, идентифицируя себя с понятием
«хороший ученик».
– Прочитайте в тетради на зелёной полосе слова и расскажите о правилах
переноса.