Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
13.02.2017
Познакомить учащихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения; формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умение по правописанию безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов-исключений; развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончании глаголов; воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, любовь к предмету.
I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения.doc
Тема: І и ІІ спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний
глаголов настоящего и будущего времени.
Глаголыисключения.
Цель урока:
познакомить учащихся с глаголамиисключениями и особенностями их
спряжения; формировать умение определять спряжение глаголов,
совершенствовать умение по правописанию безударных личных окончаний
глаголов
развивать
орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончании
глаголов; воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, любовь
к предмету.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урокпутешествие
I и II спряжения, глаголовисключений;
Ход урока
І Организационный момент
Добрый день! Начинаем урок русского языка.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, под рукой».
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необыкновенный город Глагольск.
На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях
экономии времени каждому из вас дается « проездной билет» на весь путь
следования. Эти билеты у вас на парте. На каждой станции вы будете
оценивать свою работу «+», «» или «+»
Станции
1.«Чистописание»
2. «Словарьевская»
3. «Волшебное предложение»
4. «Разгадай-ка»
5. «Тренировочная»
6. «Новинка»
7. «Секретик»
8. «Проверяй-ка» 9. «Счастливый билетик»
ІІ Активизация опорных знаний
Итак, отправляемся в путешествие по нашему городу. И первая остановка
«Чистописание»
Посмотрите на доску. Перед вами записаны соединения букв ___________
Кто может сказать, что интересного заметил в них? (это окончания глаголов в
неопределенной форме)
Прочитайте эпиграф нашего урока:
Кто много видит и слышит, тот много знает.
Как вы понимаете эту пословицу? А теперь красиво запишите ее в тетрадь.
Теперь записываем число, классная работа.
На своих билетиках отметьте «+», «» или «+» свою работу.
Следующая остановка «Словарьевская»
Откройте словари на букву Л (стр. 72).
Найдите слова из словаря, которые отвечают на вопросы что делать? что
сделать?
(лаять, леденеть, лакать, ластиться, лебезить)
Произнесите орфоэпически и орфографически эти слова, запишите эти слова
к себе в тетрадь и на доске. Давайте разберем значение записанных слов.
Лакать вбирать жидкость языком;
Леденеть превращаться в лёд (не употребляется в 1 и 2 лицо), коченеть
стынуть от холода;
Лебезить заискивать, пресмыкаться;
Ластиться Проявлять лаской нежность, любовь к комун., ласкаться с
покорностью, заискивая.
Лаять Издавать характерные громкие, резкие и отрывистые звуки.
Давайте подберем синонимы к этим словам. У вас лежат на партах листики с
записанными синонимами. Встаньте те, у кого синомы к слову:
Лакать пить, хлестать, хлебать.
Леденеть холодеть, хладеть, застывать, цепенеть, каменеть, мёрзнуть,
зябнуть, костенеть, дрогнуть, синеть от холода.
Лебезить угодничать, заискивать, юлить, угождать, ходить на задних
лапках.
Лаять гавкать, рычать.
Ластиться ласкать (приласкать), голубить (приголубить), ластиться к кому,
лелеять, миловать, нежить, холить; гладить (трепать) по головке.
А кто не вставал? Оцените, пожалуйста, свою работу на этой станции
Остановка «Волшебное предложение»
Придумайте предложение с любым из этих слов. (послушать 34
предложения). Устно выберем лучшее. Запишем его в тетради. Подчеркнем
подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания, по
интонации?
Итак, а теперь оцените свою работу.
Остановка «Разгадайка»
Какой частью речи являются записанные слова ? Почему?
В какой форме (в неопределённой или в начальной) даны слова в словаре?
Почему она так называется?
( Нельзя определить число, время, лицо глагола).
Можно ли от глаголов в неопределённой форме образовать другие формы
глагола?
( Да, потому, что начальная форма является «базовой» формой, от
которой можно образовать другие формы глагола).
А можно и наоборот: от глагола образовать начальную форму.
Посмотрите на доску. Перед вами кроссворд. Впишите в пустые клетки
глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам
первого лица. Если мы правильно выполним задание, то в выделенном
столбике можно прочитать название изменения глагола.
1) прошу
2) терплю
3) соберу
4) пойму
5) бегу
6) тру
7) подниму
8) ловлю
9) берегу
1
2
3
4
6
7
8
9
п
т
с
п
5
т
п
л
б
р
е
о
о
б
е
о
о
е
с
п
р
я
и
о
е
р
а
б
н
т
е ж а
р
т
я
д
в
т
ч
р
е
н
и
е
ь
ь
ь
ь
ь
т
т
т
ь
т
ь
т
ь
ь
Что такое спряжение?
Чем отличается спряжение от склонения?
(Склоняются существительные и прилагательные по вопросам).
Оцените сейчас свою работу на этой станции.
Остановка «Тренировочная»
Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов.
1. По ударным окончаниям глаголов
Зову, упадешь, нальешь – I спряжение
Кипит, кричишь, пищат – II спряжение 2. По неопределенной форме
Поупражняемся в определении спряжений глаголов.
УСТНО Вам будут названы глаголы в неопределённой форме, а вы
определите, к какому спряжению они относятся. Для этого воспользуйтесь
карточками с цифрами 1 и 2.
***Погрузить, нагружать, затереть, нагибать, выбросить, выбрасывать,
торопить, стрелять, рубить, толкать.
Сейчас я буду диктовать глаголы.
Если глагол I спряжения, то поставьте его во 2 лицо единственного числа.
Если глагол II спряжения, то поставьте его во 2 лицо множественного лица.
Кто мне скажет, какие окончания имеют глаголы І спряжения 2 л. ед. ч. и ІІ
спряжения 2 л. мн. ч. ?
(Пока мы выполняем задание коллективно, некоторые из вас выполнят
задания на карточках)
1 вариант Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их
спряжение.
Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить,
смеяться, говорим, брать.
2 вариант
В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются
люди. Во второй глаголы, обозначающие, как передвигаются животные.
В третий глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.
Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать,
читать.
(Записать с комментированием нескольких слов)
*** Копать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить, видеть
(проблема!!!)
Чтобы решить эту проблему нам понадобятся новые знания.
Но сначала оцените свою работу на этой станции.
III Работа над новым материалом
Остановка «Новинка»
Глагол видеть мы отнесли к I спряжению. Пользуясь каким признаком мы
определили спряжение глагола? (по неопределенной форме).
Проверим правильность определения спряжения, используя другой признак
(3 лицо множественного числа). Видеть – видят II спряжение.
В русском языке существуют глаголыисключения, которые нужно
запомнить.
Ко второму склоненью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы что на ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните друзья,
Их на е писать нельзя.
Для того, чтобы вы лучше запомнили глаголыисключения, запишем их в
форме стихотворения. (образец записан на доске)
*** Смотреть и видеть, ненавидеть
Терпеть, обидеть и вертеть
Зависеть, слышать, гнать, держать
И всегда легко дышать.
Давайте проверим насколько точно вы запомнили эти слова (хором по
рядам)
Оцените свою работу на этой станции.
Физкультминутка
Я называю вам слова, а вы определяете спряжение. Если I спряжение –
то один раз хлопнуть, если II – один раз топнуть.
**** Читать (1), строить (2), рисовать (1), видеть (2), колоть (1), смотреть (1),
отдыхать(1), сердить (2), гнать (2), брить (1)
Остановка «Секретик»
А теперь я хочу поделиться секретом безошибочного определения
спряжения глаголов.
Откройте учебники на стр.111 ОК №21
II спряжение
1. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.
2. Глаголы на –ать, еть, если в них при спряжении в 1м лице
единственного числа выпадают а, е: видеть – вижу, держать –
держу, слышать слышу.
I спряжение
Все остальные глаголы: на –ать, еть, если в 1м лице единственного
числа а, е не выпадают:
Уважать – уважаю,
Стареть – старею,
на – оть: колоть, бороться, на – нуть: прыгнуть, стукнуть.
Выполним упражнение 289 стр 114 учебник. Выполняете самостоятельно,
пользуясь ОК.
Сверьтесь с доской и оцените свою работу. Все ли сделали правильно?
Оцените свою работу на этой станции.
Остановка «Проверяйка»
Диктант.
Кто вперед смотрит, тот далеко видит.
Воду в решете не удержишь.
Слышит звон да не знает где он.
Взаимопроверка (образец на доске)
Выделить личные окончания, укажите спряжение.
Оцените работу, и не забудьте про каллиграфию.
IV Итог урока «Счастливый билетик»
Работа в группах.
Выберите верный ответ
1. Спряжением называется
а) Изменение глаголов по лицам
б) Изменение глаголов по лицам и числам
2. Как определить спряжение глаголов:
а) нужно поставить глагол в неопределенную форму, выделить
окончания
б) определить время глагола и выделить окончание
3. В III лице I спряжение единственного числа окончание:
а) – ит. б) – ет.
4. Во II лице II спряжение множественного числа окончание:
а) ите б) – ете.
5. У глаголов II лица единственного числа на конце:
а) пишется Ь б) не пишется Ь.
6. Если у глаголов безударное личное окончание:
а)то его нужно проверить ударением.
б) то его нужно поставить в неопределенную форму и
определить какая гласная стоит перед ть.
Когда ваша группа справится с заданием, к доске выходит представитель
от группы и вытаскивает билетик с номером вопроса, на который нужно
дать ответ. Остальные проверяют правильность выполнения задания.
Оцените свою работу. На ваших билетиках есть смайлик, но он без эхмоции. Подсчитайте
колличество «+» и «» . Если плюсиков больше поставьте , если равное
количество , а если «», то .
Встаньте те, у которых на белетиках смайлики заулыбались. Молодцы.
Запишем домашнее задание с.112 упр. 282, повт. Правило.
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.