Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
13.02.2017
Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Познакомить учащихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения; формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умение по правописанию безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов-исключений; развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончании глаголов; воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, любовь к предмету.
I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения.doc
Тема:   І и ІІ спряжение глаголов.   Правописание   безударных   личных   окончаний глаголов настоящего и будущего времени.  Глаголы­исключения. Цель урока:            познакомить учащихся с глаголами­исключениями и особенностями их спряжения;               формировать   умение   определять   спряжение   глаголов, совершенствовать   умение   по   правописанию   безударных   личных   окончаний глаголов     развивать орфографическую   зоркость   в   определении   орфограммы   в   окончании глаголов;         воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, любовь к предмету. Тип урока:      комбинированный Вид урока:      урок­путешествие  I  и  II  спряжения,   глаголов­исключений;             Ход урока І Организационный момент  ­ Добрый день! Начинаем урок русского языка.            Быть должны у нас в порядке            Книжки, ручки и тетрадки.            А девиз у нас такой:            «Все, что надо, под рукой». ­ Сегодня, ребята, мы с  вами отправимся в необыкновенный город Глагольск. На   каждой   улице   есть   автобусные   остановки   для   пассажиров.   В   целях экономии времени каждому из вас дается « проездной билет» на весь путь следования.   Эти   билеты   у   вас     на   парте.     На   каждой   станции   вы   будете оценивать свою работу  «+», «­» или «+­» Станции 1.«Чистописание» 2. «Словарьевская» 3. «Волшебное предложение» 4. «Разгадай-ка» 5. «Тренировочная» 6. «Новинка» 7. «Секретик» 8. «Проверяй-ка» 9. «Счастливый билетик» ІІ Активизация опорных знаний ­ Итак, отправляемся в путешествие по нашему городу. И первая остановка «Чистописание» Посмотрите на доску. Перед вами записаны соединения букв ___________ Кто может сказать, что интересного заметил в них? (это окончания глаголов в неопределенной форме) Прочитайте эпиграф нашего урока: Кто много видит и слышит, тот много знает. ­ Как вы понимаете эту пословицу?  А теперь красиво запишите ее в тетрадь. Теперь записываем число, классная работа.  На своих билетиках отметьте «+», «­» или «+­» свою работу. Следующая остановка                        «Словарьевская»  ­ Откройте словари на  букву Л (стр. 72).  ­ Найдите слова из словаря, которые отвечают на вопросы  что делать? что сделать?  (лаять, леденеть, лакать, ластиться, лебезить)  Произнесите орфоэпически и орфографически эти слова, запишите эти слова к себе в тетрадь и на доске. Давайте разберем значение записанных слов.  Лакать  ­ вбирать жидкость языком; Леденеть   ­  превращаться в лёд (не употребляется в 1 и 2 лицо),  коченеть стынуть от холода; Лебезить  ­ заискивать, пресмыкаться; Ластиться  ­  Проявлять  лаской   нежность,  любовь   к  кому­н.,  ласкаться  с покорностью, заискивая. Лаять ­ Издавать характерные громкие, резкие и отрывистые звуки. Давайте подберем синонимы к этим словам. У вас лежат на партах листики с записанными  синонимами. Встаньте те, у кого синомы к слову: Лакать ­ пить, хлестать, хлебать. Леденеть  ­   холодеть,   хладеть,   застывать,   цепенеть,   каменеть,   мёрзнуть, зябнуть, костенеть, дрогнуть, синеть от холода. Лебезить  ­   угодничать,   заискивать,   юлить,   угождать,     ходить   на   задних лапках. Лаять ­  гавкать, рычать. Ластиться ­ ласкать (приласкать), голубить (приголубить), ластиться к кому, лелеять, миловать, нежить, холить; гладить (трепать) по головке. ­ А кто не вставал? Оцените, пожалуйста, свою работу на этой станции Остановка «Волшебное предложение» Придумайте   предложение   с   любым   из   этих   слов.   (послушать   3­4 предложения). Устно выберем лучшее.  Запишем его в тетради. Подчеркнем подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Итак, а теперь оцените свою работу. Остановка                     «Разгадай­ка» ­ Какой частью речи являются записанные слова ? Почему?  ­ В какой форме (в неопределённой или в начальной) даны слова в словаре? ­ Почему она так называется?  ( Нельзя определить число, время, лицо глагола). ­ Можно ли от глаголов в неопределённой форме образовать другие формы глагола? ( Да, потому, что начальная форма является «базовой» формой, от которой можно образовать другие формы глагола).       А можно и наоборот:  от глагола  образовать начальную форму. ­ Посмотрите на доску. Перед вами кроссворд. Впишите в пустые клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам первого   лица.   Если   мы   правильно   выполним   задание,   то   в   выделенном столбике можно прочитать название изменения глагола. 1) прошу 2) терплю 3) соберу 4) пойму 5) бегу 6) тру 7) подниму 8) ловлю 9) берегу 1 2 3 4 6 7 8 9 п т с п 5 т п л б р е о о б е о о е с п р я и о е р а б н т е ж а р т я д в т ч р е н и е ь ь ь ь ь т т т ь т ь т ь ь ­ Что такое спряжение? ­ Чем отличается спряжение от склонения?  (Склоняются существительные и прилагательные по вопросам). Оцените сейчас свою работу на этой станции. Остановка              «Тренировочная» ­ Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов. 1. По ударным окончаниям глаголов Зову, упадешь, нальешь – I спряжение Кипит, кричишь, пищат – II спряжение 2. По неопределенной форме ­ Поупражняемся в определении спряжений глаголов.              УСТНО Вам будут названы глаголы в неопределённой форме, а вы определите, к какому спряжению они относятся. Для этого воспользуйтесь карточками с цифрами 1 и 2.  ***Погрузить,  нагружать, затереть, нагибать, выбросить, выбрасывать, торопить, стрелять, рубить, толкать. ­ Сейчас я буду диктовать глаголы.  Если глагол I спряжения, то поставьте его во 2 лицо единственного числа. Если глагол II спряжения, то поставьте его во 2 лицо множественного лица. ­ ­ Кто мне скажет, какие окончания имеют глаголы  І спряжения 2 л. ед. ч.  и ІІ спряжения 2 л. мн. ч. ? (Пока мы выполняем задание коллективно, некоторые из вас выполнят задания на карточках) 1 вариант         Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение. Бежал,   поет,   пить,   гуляет,   ходить,   думает,   слетать,   выучить, смеяться, говорим, брать. 2  вариант В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй ­ глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий ­ глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение. Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.  (Записать с комментированием нескольких слов) ***  Копать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить,  видеть (проблема!!!) ­ Чтобы решить эту проблему нам понадобятся новые знания.  Но сначала оцените свою работу на этой станции. III Работа над новым материалом Остановка             «Новинка» ­ Глагол  видеть мы отнесли к I спряжению. Пользуясь каким признаком мы определили спряжение глагола?  (по неопределенной форме).  ­ Проверим правильность определения спряжения, используя другой признак (3 лицо множественного числа). Видеть – видят ­ II спряжение. ­   В   русском   языке   существуют   глаголы­исключения,   которые   нужно запомнить.                            Ко второму склоненью                             Отнесем мы без сомненья                            Все глаголы что на ­ить,                            Исключая брить, стелить.                            И ещё: смотреть, обидеть,                            Слышать, видеть, ненавидеть,                            Гнать, держать, дышать, вертеть                            И зависеть, и терпеть.                            Вы запомните друзья,                            Их на ­е­  писать нельзя. ­ Для того, чтобы вы лучше запомнили глаголы­исключения, запишем их в форме стихотворения. (образец  записан на доске) ***                Смотреть и видеть, ненавидеть                       Терпеть, обидеть и вертеть                       Зависеть, слышать, гнать, держать                       И всегда легко дышать. Давайте   проверим насколько  точно  вы  запомнили  эти   слова  (хором по рядам) Оцените свою работу на этой станции. Физкультминутка  Я называю вам слова, а вы определяете спряжение. Если I спряжение – то один раз хлопнуть, если II – один раз топнуть. **** Читать (1), строить (2), рисовать (1), видеть (2), колоть (1), смотреть (1), отдыхать(1), сердить (2), гнать (2), брить (1) Остановка                  «Секретик» ­   А   теперь   я   хочу   поделиться   секретом   безошибочного     определения спряжения глаголов. Откройте учебники на стр.111 ОК №21 II    спряжение 1. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить. 2. Глаголы   на   –ать,   ­еть,   если   в   них   при   спряжении   в   1­м   лице единственного числа выпадают а, е: видеть – вижу, держать – держу, слышать ­ слышу. I   спряжение             Все остальные глаголы: на –ать, ­еть, если в 1­м лице единственного числа а, е не выпадают:                Уважать – уважаю,                 Стареть – старею,              на – оть:  колоть, бороться, на – нуть: прыгнуть, стукнуть.      ­ Выполним упражнение 289 стр 114 учебник. Выполняете самостоятельно, пользуясь ОК.  Сверьтесь с доской и оцените свою работу. Все ли сделали правильно? Оцените свою работу на этой станции. Остановка                      «Проверяй­ка» Диктант.  Кто вперед смотрит, тот далеко видит. Воду в решете не удержишь. Слышит звон да не знает где он. Взаимопроверка (образец на доске) Выделить личные окончания, укажите спряжение. Оцените работу, и не забудьте про каллиграфию. IV Итог урока              «Счастливый билетик» Работа в группах.     Выберите верный ответ 1. Спряжением называется  а) Изменение глаголов по лицам  б) Изменение глаголов по лицам и числам        2. Как определить спряжение глаголов:                  а) нужно поставить  глагол в неопределенную форму, выделить окончания          б) определить время глагола и выделить окончание        3. В III лице I спряжение единственного числа окончание:          а)  – ит.                    б)  – ет. 4. Во II лице II спряжение множественного числа окончание:           а)  ­ ите                  б)  – ете. 5.  У глаголов  II лица единственного числа на конце:          а) пишется Ь           б) не пишется Ь. 6.  Если у глаголов безударное личное окончание:                   а)то его нужно проверить ударением.                                    б) то его нужно поставить в неопределенную форму и определить какая гласная стоит перед  ­ть. ­ Когда ваша группа справится с заданием, к доске выходит представитель от группы и вытаскивает билетик с номером вопроса, на который нужно дать ответ.  Остальные проверяют правильность выполнения задания. Оцените свою работу. ­   На   ваших   билетиках   есть   смайлик,   но   он   без   эхмоции.   Подсчитайте колличество «+» и «­» . Если плюсиков больше поставьте       , если равное количество       , а если «­», то       . ­Встаньте те, у которых на белетиках смайлики заулыбались. Молодцы. Запишем домашнее задание   с.112 упр. 282, повт. Правило.

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "I и II спряжение глаголов. Глаголы-исключения" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017