Конспект урока по русскому языку "Как отличить диалог от монолога?"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока : познакомить с терминами диалог и монолог', формировать умение оформлять диалог. Планируемые результаты : учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 3. Как отличить диалог от монолога? Цели: познакомить с терминами диалог и монолог', формировать умение оформлять диалог. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с  одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого»,  «правильного» поведения. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний Орфографическая минутка (На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут. — Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть  смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в  конце стоит точка.) — Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении. — Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ'пиши с  буквой У.) — Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.) — Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните  орфограмму. III. Самоопределение к деятельности — Сравните два вида речи. 1) ­Ты чего такой хмурый? — Кафтан прожег. — А велика ли дыра? — Один ворот остался. 2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался. — Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее.  Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором  варианте один человек рассказывает.) IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику — Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется  речь одного человека. — На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога ?) Упр. 6 (с. 10­11). — Прочитайте задание. — Как называется сказка? («Терем­теремок»^) — Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.) — Кто спрашивает? (Блоха­попрыгуха.) — Кто отвечает? (Муха­горюха.) (Чтение в парах.) — Кто догадался, для чего используется знак «—»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.) — Прочитайте, на что нужно обратить внимание. — Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте  орфограмму. — В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11). (Работа в парах: вариант I — Колобок, вариант II — Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».) — Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно. — Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»? — Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12). — Прочитайте отрывок из сказки. — Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.) — К кому обращен монолог?  — Спишите первое предложение с проговариванием. 2. Словарная работа — Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.) — Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем букву О.) — Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».)— Запишите это слово. — Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался,  прощальный.) V. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.) Закачалось деревцо. (Покачаться вправо и влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.) VI. Закрепление изученного материала Упр. 9 (с. 12). — Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении. — Прочитайте текст. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.) — Что это — диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.) — Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.) — Спишите ее.. VII. Рефлексия Упр. 10 (с. 13). — По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие  слушают.) — По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое:  Колобок и Волк.) (Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму  рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в  каких — монолог? Дети зачитывают по 2—3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.) VIII. Подведение итогов урока — Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц  — это диалог. В письмен ­ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова  каждого говорящего.) Домашнее задание Выполнить упр. 11 (с. 14).