Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
27.03.2017
Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)
Систематизация и закрепление знаний по разделу "Лексика" . Повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы, использование изобразительно-выразительных средств в речи. Лексика с точки зрения употребления и происхождения. Неоднородность лексического состава языка. Варианты тестовых заданий для проведения итогового контроля по теме "Лексическая система русского языка".комбинированный урок по русскому языку
ЗАТЯТИЕ.docx
Название работы: «Лексическая система русского языка» Автор работы Игнатьева Ольга Михайловна, преподаватель Место выполнения Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» ,  учреждение  г.Ачинск 1 Тема урока: Лексическая система русского языка Цели урока:  Методическая: закрепить полученные знания по разделу «Лексика» Обучающая:  развивать познавательную активность студентов Воспитательная: воспитание любви и бережного отношения к родному языку Тип урока: обобщающее повторение Перечень литературы: 1. Власенков   А.И.,   Рыбченкова   Л.М.   Русский   язык   10­11   класс,   М.: Просвещение, 2002. – 20 с. 2. Савко  И.Э. Весь школьный курс русского  языка: Пособие  для учащихся старших классов и абитуриентов Минск: Современный литератор, 1999. – 36 с. 3. Розенталь   Д.Э.   и   др.     Современный   русский   язык   /   Д.Э.  Розенталь,   И.Б Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис­пресс, 1997. – 6 с. 4. Гусарова И.  Тесты по русскому языку  – М.: Олимп, 2002. – 43 с. 5. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя, М.: МИРОС, 2000. ­ 41 с. Технические средства: компьютер, проектор Наглядные пособия: презентация, словари Оборудование:  тестовые задания (в электронном варианте и на бумажных носителях) План урока 1. Организационный этап  (3мин) 2. Обобщение знаний  (40 мин) 3. Проверка знаний. Тест.  (10 мин) 4. Инструктаж по выполнению домашнего задания (2 мин) 2 5. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин) Описание урока Организационный   момент:  Здравствуйте!   Прошу   садиться!   Тема   нашего урока   «Лексическая   система   русского   языка».   На   занятии   мы   с   вами систематизируем   знания   по   разделу     «Лексика»   и   в   конце   урока   для закрепления выполним тест. Обобщение знаний: Для   систематизации   знаний   преподаватель   задает   вопросы   (систематизация знаний проходит в форме беседы, которая чередуется с выполнением заданий студентами):  ­ что изучает лексика? ­ что называют лексикой? ­ что есть слово? Опираясь на схему (слайд 1), расскажите об основных чертах слова. Действительно,   слово   является   важнейшей   номинативной   единицей   языка. Всякое   слово   имеет   фонетическую   оформлённость.   Слово   характеризует постоянство звучания и значения. Слова имеют лишь одно основное ударение. От словосочетаний и предложений слова отличают цельность и единооформлённость. Все   слова   характеризуют   воспроизводимость.   Одним   из   признаков   слов   является изолируемость. Важнейшим признаком является номинативность. Кроме этого словам присущие определённые значения. Какие? Расскажите о них (слайд 2). А все ли слова имеют только одно лексическое значение? Как называются такие слова? Задание: (слайд 3)  а) дать ЛЗ слов беседка, сад, туман, пользуясь толковым словарём  3 б) найти однозначные и многозначные слова. Наша речь очень богата, образна и ярка. Во многом это зависит от того, что в русском языке присутствуют синонимы, антонимы, омонимы (слайд 4). Опираясь на схемы слайда, расскажите о них? Богатство   и   выразительность   синонимов   в   русском   языке   создаёт неограниченные   возможности   для   их   целенаправленного   отбора   и   внимательного употребления в речи. Писатели, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают речь точной, яркой. Пример: а)  помогает избежать повторов:  Аптекарша была белокурая женщина,   и   в   свое   время   родила   аптекарю   дочь,   белобрысую   и золотушную. б) нанизывание синонимов порождает градацию: У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба. в)   употребление   в   качестве   однородных   членов   предложения способствует   усиления   выражения   признаков   или   действия:  Он   добрый   и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный… А   вот   правильное   употребление   антонимов   помогает   раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств. Пример: а) важнейшее средство создания антитезы (что это такое?): Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь. б) Придают особую афористичность крылатым выражениям: Чем ночь   темней,   тем  звёзды   ярче;   Так   мало   пройдено   дорог,   так   много   сделано ошибок. в)   Употребление   антифразиса   (употребление   слова   в противоположном ему значении) в обиходно­разговорной речи: рассеянному человеку в шутку говоря: «Какой ты внимательный!,  злому: «Как ты добр!» 4 г) столкновение в речи антонимов многозначных слов порождает каламбур (игра слов, возникающая в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях): Молодая была уже не молода. Очень   часто   поэты   используют   и   омонимичные   рифмы,   которые   придают занимательность: Вы, щенки, за мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! Или такое: Снег сказал – Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей. Однако необходимо быть осторожным в словоупотреблении, т.к. в некоторых случаях омонимия может привести к неуместному комизму: «Сегодня футболисты покинули поле без голов», «На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации», «Можно ли быть равнодушным ко злу?». Задание: (слайд 5) Задание: (слайд 6) Скажите,   а   точки   зрения   происхождения   наш   словарный   состав   языка однороден? Почему? Действительно, словарный состав русского  языка прошёл длительный  путь становления. Наша лексика состоит не только из исконно русских слов, но из слов, заимствованных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего исторического пути развития (слайд 7). Опираясь на схему, расскажите о происхождении лексики русского языка. 5 Из какого словаря можно узнать о происхождении слова? Некоторые слова пришли к нам очень давно, и они перестали казаться нам иноязычными. Значения этих слов мы с вами хорошо знаем. Но есть слова, которые пришли к нам в язык совсем недавно. Их лексическое значение   неизвестно, а так хочется   употребить   его   в   своей   речи,   отсюда   возникают   речевые   ошибки   – плеоназмы. Задание:  запишите   в   тетради   сочетания.   Определите,   верны   ли   они: Короткий   брифинг,   ландшафт   местности,   главный   приоритет,   короткий блицтурнир. Также неоднородна наша лексика с точки зрения употребления. Некоторые слова мы употребляем часто,  лексическое значение  этих слов понятно абсолютно всем   носителям   языка.   Другие   мы   не   употребляем   вообще,   либо   очень   редко,   в какой­то определённой ситуации. Почему? Опираясь на схему, расскажите о  языке с точки зрения его употребления (слайд 8). Задание:  зачитываются   слова,   студенты   записывают   в   тетрадь   по столбикам. Левый ­ архаизмы и их синонимы, в правый – историзмы: Стряпчий, десница, сюртук, придворный, внимать, кокошник, денница, дворовый, ланиты, стезя, взор, дворянин. Задание: о каких словах идёт речь в тексте? ­Где Люба? – спросил я. ­По батожья ушла. ­По что? ­Ну, по столбцы? ­По что? ­Ну, по петушки. ­По что? По что? ­По стебени. 6 ­Не понимаю я вас. ­Ах, батюшки, какой ты бестолковый. По щавель. Н.А. Некрасов в письме к И.С. Тургеневу писал: «…услыхал   одно   новое   словечко,   которое   мне   очень   понравилось,   ­   паморха. Знаешь   ли   ты,   что   это   такое?   Это   мелкий­мелкий,   нерешительный   дождь, сеющий сквозь сито и бывающий летом. Он зовется паморохой в отличие от измороси, идущей в пору более холодную. Это словцо новгородской губернии». А   вот   С.   Есенин   родился   в   Рязанской   области.   Очень   часто   в   своих стихотворениях он использовал слова этого края.                                    Пахнет рыхлыми дроченами. У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Мать с ухватами не сладиться, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Дежка или дежа – деревянная кадка, в которой месят тесто; дрочена – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами; махотка – крынка, горшок; паз – узкая щель между кирпичами и досками; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи. Задание:  зачитывается   текст.  Кто   участвует   в   разговоре?   По   какому признаку это можно определить? ­ Как интересно подготовил Сергеев сообщение о синонимах и антонимах! – сказала Анна Петровна. ­ Вы говорите о Сергееве Саше? Посмотрите, как хорошо начертил он систему координат в блокноте для диаграмм,­ вступил в разговор Петр Иванович. ­ И ориентироваться на местности он научился прекрасно… 7 ­ Приходите ко мне на урок. Увидите, с каким искусством делает он кувырок вперёд, стойку на лопатках, «мостик». О какой профессии идёт речь? Вся  эта   терминология,   так   же  как  разговорный  язык  их,   великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами».                  А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах, шхунах и клиперах, вантах и реях, кабестанах и адмиралтейских якорях! Проверка знаний. Тест.   За 10 минут до конца урока студенты выполняют зачетный тест по разделу «Лексика» (см. приложение).  Инструктаж   по   выполнению   домашнего   задания.  Сочинить   рассказ,   в котором   нужно   употребить   как   можно   больше   несуществующих   в   языке   слов, произведенных от корня динозавр. Подведение итогов, выставление оценок.  Сегодня на занятии  мы с вами повторили все, что касается словарного состава нашего языка, но разговор на этом не заканчивается.   На   следующих   уроках   русского   языка   обращение   к   лексике   будет необходимо. За урок все получают оценки (устные ответы, выполнение теста). 8 Приложение ВАРИАНТ 1 1. В каком словаре можно уточнить или узнать значение слова? А) в орфографическом Б) в толковом В) в орфоэпическом 2.Что такое историзмы? А) слова, имеющие  “историческое” значение Б) старые слова, замененные новыми словами В) устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с выходом из жизни  тех предметов или явлений, которые они обозначали 3. Что такое сниженная лексика? А) это диалектная лексика 9 Б) это слова, имеющие ярко выраженную эмоционально­экспрессивную окраску В) это слова, использующиеся при официально­деловом общении 4. Какие слова называются архаизмами?      А) слова, “старые по происхождению”      Б) слова, которые обозначают предметы или явления, вышедшие из                           употребления      В) слова, вышедшие из употребления в результате замены их новыми словами 5. Различаются ли слова по сфере их употребления?     А) да      Б) нет     А) новые слова, недавно появившиеся в русском языке для обозначения нового  6. Что такое неологизмы? предмета или выражения нового понятия     Б) слова, появившиеся в последнее столетие     В) заимствованные слова 7. Что такое грамматическое значение слова?     А) совокупность признаков слова как элемента однородных классов слов и как  элемента синтаксиса     Б) стилистическая окраска слова     В) лексическое значение слова 8. Подчиняются ли слова иноязычного происхождения правилам русского     А) да    Б) нет    В) и да, и нет литературного произношения? 9. Что такое лексическое значение слова?     А) отражение в слове того или иного явления действительности     Б) особенности образования и изменения слова     В) стилистическая окраска слова 10 10. Выделяются ли в истории русской лексики пласты слов, отражающие разные стадии развития языка?     А) да         Б) нет ВАРИАНТ 2 1. Что такое слово? А) минимальная смыслоразличительная единица языка Б) коммуникативная единица языка В) важнейшая структурно­семантическая единица языка, служащая для предметов, свойств 2. Что такое старославянизмы? А) исконно русская лексика  Б) слова, заимствованные из  церковнославянского языка А) правила употребления слов 3. Что такое лексика? 11 Б) совокупность слов данного языка или какой­либо его            разновидности В) учение о слове 4. Каковы причины лексических заимствований? А) внешние (неязыковые): всевозможные (политические, культурные,  экономические) связи между народами Б) внутриязыковые В) политические, экономические, культурные и внутриязыковые 5. Однороден ли лексический состав слов русского языка с точки зрения происхождения? А) да            Б) нет 6. Из какого языка особенно активно заимствования сегодня? А) из немецкого   Б) французского   В) английского 7. Может ли слово иметь несколько значений? А) да            Б) нет А) слова, близкие по значению Б) слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие  8. Что такое антонимы? противоположное значение В) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различные по значению 9. Какое значение слова называется прямым? А) основное значение слова, прямо называющее предмет, свойство Б) вторичное значение, появившееся у слова в результате переноса наименования  с одного предмета на другой А) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но ничего общего не  10.Какие слова называются омонимами? имеющие по значению Б) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но близкие по значению В) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но противоположные по  значению 12 ВАРИАНТ 3 1. Что такое синонимы? А) слова, одинаковой части речи, не совпадающие по написанию и  произношению, но близкие или тождественные по значению Б) слова, противоположные по значению В) слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по значению 2. Являются ли слова сестра – брат, стоять – сидеть антонимами? А) да            Б) нет            В) они синонимы 3. Различаются ли слова по сфере их употребления? А) да            Б) нет 4.Однороден ли лексический состав слов русского языка с точки зрения происхождения? А) да            Б) нет 5.Что такое грамматическое значение слова? А) совокупность признаков слова как элемента однородных классов слов и как элемента синтаксиса Б) стилистическая окраска слова  В) лексическое значение слова А) минимальная смыслоразличительная единица языка 6.Что такое слово? 13 Б) коммуникативная единица языка В) важнейшая структурно­семантическая единица языка, служащая для  предметов, свойств  7.Что такое историзмы? А) слова, имеющие “историческое” значение Б) старые слова, замененные новыми словами      В) устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с выходом из          жизни тех предметов или явлений, которые они обозначали  8. Какое значение слова называется прямым? А) основное значение слова, прямо называющее предмет, свойство Б) вторичное значение, появившееся у слова в результате переноса  наименования с одного предмета на другой                          9. Что такое лексическое значение слова? А) отражение в слове того или иного явления действительности Б) особенности образования и изменения слова В) стилистическая окраска слова                       10. Что такое сниженная лексика? А) это диалектная лексика Б) это слова, имеющие ярко выраженную эмоционально­экспрессивную  окраску 14 15

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Лексическая система русского языка" (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017