Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Оценка 4.8
Мероприятия +1
doc
русский язык
6 кл—8 кл
11.11.2018
Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Урок направлен на повышение общей языковой культуры, на развитие интеллекта, лингвистических способностей учащихся, интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Материалы урока способствуют созданию условий для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к родному слову.Урок посвящен богатству русского языка
меткое рус. слово.doc
Тема урока: «Меткое русское слово». Цели:    повысить общую языковую культуру.    способствовать активизации мыслительной деятельности уч­ся; развивать интеллект, внимание,   память,   воображение;   развивать   лингвистические   способности   детей, интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.  создать   условия   для   воспитания   любви   к   родному   языку;   бережного   отношения   к родному слову.                                                                         Ход занятия: Нет слова, которое было бы так замашисто,  бойко, так вырывалось бы из­под самого  сердца, так бы кипело и животрепетало,  как метко сказанное русское слово.                          Н.В. Гоголь 1. ­ Сегодня  на уроке речь пойдет о богатстве русского языка.               Работа над эпиграфом.(Слайд 1) ­ Мысль великого украинского писателя продолжает Константин Георгиевич Паустовский. Он писал: «Нам дан во владение самый богатый,  меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей  стране немыслима без любви к своему  языку. Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (Слайд 2) ­ Как соотносятся слова Н.В.Гоголя и К.Г.Паустовского с темой нашего урока? 2. – В русском языке огромное количество слов. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи. ­ Какими бы словами вы определили того, кто является  знатоком своего дела?  мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово (Слайд 3) 3.(На доске рисуется ромашка, в лепестки надо вписать определения к слову верный друг) надёжный, преданный, постоянный, неизменный, готов в огонь и в воду, настоящий и др.     4. ­ А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться.    Попробуйте их записать самостоятельно.     ­ А вот  какие слова нашел и  использовал писатель  Лев Кассиль:                «Скоро  хохотали  все:  смеялся  мальчик   в   лифте,  хихикала  горничная,  улыбались официанты   в   ресторане,  крякал  толстый   повар   отеля,  визжали  поварята,  хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля».  9 слов, 9 различных оттенков и ни одного повторения. (Слайд 4) 5. Работа в парах:         ­ Подберите как можно больше синонимов к словам,  записанным  на ваших листах  1 вариант                              Говорить     2 вариант                                      Ходить   повторять;                                                                             Возможные ответы излагать,   молвить, произносить, выговаривать, сказать,     рассуждать, трактовать, утверждать, твердить,   разглагольствовать, распространяться,   вдаваться   в   подробности, ораторствовать,     гласить,   вещать,   тараторить, лепетать,   лопотать,   бормотать   (про   себя), ворчать, шептать, мямлить, цедить сквозь  зубы; галдеть; ввертывать (вклеивать) слово     ползти, ступать, шагать, шествовать, грясти, брести, двигаться,   подвигаться,   гулять,  разгуливать, прогуливаться,   прохаживаться;   тащиться, тянуться,   ковылять, семенить,   слоняться,   шататься,   шляться, шлепать, маршировать   плестись, ­ Согласитесь  ли вы, что слово чудесное и волшебное орудий в руках человечества? 6. ­ Образность и яркость придают нашей речи   устойчивые выражения, фразеологизмы.  О ком так говорят? (Слайд 5)  «Семь пятниц на неделе» ­ часто меняет свои решения «Фома неверующий» ­ трудно заставить поверить чему­либо; «Тише воды, ниже травы» ­  о кротком, безобидном, незаметном «Готов сквозь землю провалиться» ­ о человеке, который чувствует большую неловкость «Язык без костей»­ об  очень болтливом «Волосы дыбом становятся» ­ о человеке, который испытывает чувство сильного испуга, ужаса   7. ­ В следующем  задании  в ваших листах из 4 фразеологизмов выделить «лишний», т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных устойчивых выражений. (Слайд 6) Задание 1 варианта  Хоть пруд пруди  Кот наплакал  Тьма­тьмущая  Яблоку негде упасть  Задание 2 варианта  Во все лопатки    Сломя голову  Черепашьим шагом   В мгновенье ока ­ Составьте и запишите с этим фразеологизмом предложение. 8.  Очень важно знать лексическое значение слов, но важно еще эти слова ставить в нужную форму и правильно произносить. Ответьте на вопрос одним словом. (Слайд 7) Листы бумаги, а у дерева? (Листья). Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее). Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов). У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья). Я звоню, а он (звонИт) У волка зубы, а что у пилы? (Зубья). Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще). 9. Следующее задание. Расставьте ударение в словах. (Слайд 8) Баловать,   щавель,   заржаветь,   облегчить,   вы   правы,   она   занята,   ходатайство, упростить, цыган. 10. ­ Теперь вы убедились, что нам нужно еще многое узнать и запомнить? А  тем,   кто   не   согласен,   что   много   еще   скрыто   в   русском   языке   загадок   и   тайн,   еще   одно испытание. Согласуйте существительное с прилагательным. Тюль красив… Шампунь ароматн… Вестибюль просторн… Кенгуру сер… Лазурь февральск… Мозоль любим... Рояль нов... ­ Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться упорно и терпеливо. Писатель  А. Н. Толстой  говорил:  «Обращаться с языком кое­как — значит и мыслить кое­как: неточно, приблизительно, неверно».  Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.  ­   Берегите   и   любите   слово.   Каждое   слово   нужно,   важно   и   ценно.   Мои   слова   подтверждает история, которая, рассказывают, произошла во время Великой Отечественной войны: К коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого   маленькую   комнатку.   И   вот   музей   открыт.   Посетителей   немного.   Люди   первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей ста­ новилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята  голова. Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» ­   Вот   так   слово   может   помочь   человеку   стать   сильнее   и   увереннее,   заставить   смелее   идти навстречу будущей победе.  ­ Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память народа, его душа, его достояние.

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)

Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018