Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Оценка 4.8
Мероприятия +1
doc
русский язык
6 кл—8 кл
11.11.2018
Урок направлен на повышение общей языковой культуры, на развитие интеллекта, лингвистических способностей учащихся, интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Материалы урока способствуют созданию условий для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к родному слову.Урок посвящен богатству русского языка
меткое рус. слово.doc
Тема урока: «Меткое русское слово».
Цели:
повысить общую языковую культуру.
способствовать активизации мыслительной деятельности учся; развивать интеллект,
внимание, память, воображение; развивать лингвистические способности детей,
интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное
время.
создать условия для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к
родному слову.
Ход занятия:
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырывалось бы изпод самого
сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
1. Сегодня на уроке речь пойдет о богатстве русского языка.
Работа над эпиграфом.(Слайд 1)
Мысль великого украинского писателя продолжает Константин Георгиевич Паустовский. Он
писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (Слайд 2)
Как соотносятся слова Н.В.Гоголя и К.Г.Паустовского с темой нашего урока?
2. – В русском языке огромное количество слов. Богатство русского словаря позволяет не только
точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить
самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
Какими бы словами вы определили того, кто является знатоком своего дела?
мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово
(Слайд 3)
3.(На доске рисуется ромашка, в лепестки надо вписать определения к слову верный друг)
надёжный, преданный, постоянный, неизменный, готов в огонь и в воду, настоящий и др.
4. А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться.
Попробуйте их записать самостоятельно.
А вот какие слова нашел и использовал писатель Лев Кассиль:
«Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались
официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал
швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля».
9 слов, 9 различных оттенков и ни одного повторения.
(Слайд 4) 5. Работа в парах:
Подберите как можно больше синонимов к словам, записанным на ваших листах
1 вариант Говорить
2 вариант Ходить
повторять;
Возможные ответы
излагать, молвить, произносить, выговаривать,
сказать, рассуждать, трактовать, утверждать,
твердить,
разглагольствовать,
распространяться, вдаваться в подробности,
ораторствовать, гласить, вещать, тараторить,
лепетать, лопотать, бормотать (про себя),
ворчать, шептать, мямлить, цедить сквозь зубы;
галдеть; ввертывать (вклеивать) слово
ползти,
ступать, шагать, шествовать, грясти, брести,
двигаться, подвигаться, гулять, разгуливать,
прогуливаться, прохаживаться; тащиться,
тянуться,
ковылять,
семенить, слоняться, шататься, шляться,
шлепать, маршировать
плестись,
Согласитесь ли вы, что слово чудесное и волшебное орудий в руках человечества?
6. Образность и яркость придают нашей речи устойчивые выражения, фразеологизмы.
О ком так говорят?
(Слайд 5)
«Семь пятниц на неделе» часто меняет свои решения
«Фома неверующий» трудно заставить поверить чемулибо;
«Тише воды, ниже травы» о кротком, безобидном, незаметном
«Готов сквозь землю провалиться» о человеке, который чувствует большую неловкость
«Язык без костей» об очень болтливом
«Волосы дыбом становятся» о человеке, который испытывает чувство сильного испуга,
ужаса
7. В следующем задании в ваших листах из 4 фразеологизмов выделить «лишний», т. е. тот,
который не соответствует общему значению остальных устойчивых выражений.
(Слайд 6) Задание 1 варианта
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьматьмущая
Яблоку негде упасть
Задание 2 варианта
Во все лопатки
Сломя голову
Черепашьим шагом
В мгновенье ока Составьте и запишите с этим фразеологизмом предложение.
8. Очень важно знать лексическое значение слов, но важно еще эти слова ставить в нужную
форму и правильно произносить. Ответьте на вопрос одним словом.
(Слайд 7)
Листы бумаги, а у дерева? (Листья).
Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
Я звоню, а он (звонИт)
У волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
9. Следующее задание. Расставьте ударение в словах. (Слайд 8)
Баловать, щавель, заржаветь, облегчить, вы правы, она занята, ходатайство,
упростить, цыган.
10. Теперь вы убедились, что нам нужно еще многое узнать и запомнить?
А тем, кто не согласен, что много еще скрыто в русском языке загадок и тайн, еще одно
испытание. Согласуйте существительное с прилагательным.
Тюль красив…
Шампунь ароматн…
Вестибюль просторн…
Кенгуру сер…
Лазурь февральск…
Мозоль любим...
Рояль нов...
Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться упорно и
терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком коекак — значит и
мыслить коекак: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет
вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.
Берегите и любите слово. Каждое слово нужно, важно и ценно. Мои слова подтверждает
история, которая, рассказывают, произошла во время Великой Отечественной войны:
К коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая учительница русского языка.
Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для
этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое
время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей ста
новилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд,
тверже становилась походка, выше поднята голова.
Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил
посмотреть сам. Вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый, были слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя
— как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы
такой язык не был дан великому народу!» Вот так слово может помочь человеку стать сильнее и увереннее, заставить смелее идти
навстречу будущей победе.
Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память
народа, его душа, его достояние.
Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Конспект урока по русскому языку "Меткое русское слово" (6-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.