Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
03.04.2018
Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"
Понятие о служебных словах, о их роли в языке; сформировать навыки отличия служебных слов от знаменательных, распознавания служебных слов в тексте. Тип урока: изучение нового материала Дидактические методы: сообщающая беседа Частные методы и приемы: рассказ, анализ текста, метод сопоставления, работа с книгой. Дидактические средства: раздаточный материал (лингвистические сказки, схемы морфологического разбора), классная доска, карточки, учебник.
предлог.doc
Служебные части речи.  Класс: 7 Цель: сформировать  понятие о служебных словах, о их роли в языке; сформировать  навыки  отличия служебных слов от знаменательных, распознавания служебных слов в тексте. Задачи: Образовательные: ­ ­ учить отличать предлоги от сходных по звучанию приставок и знаменательных частей речи; учить определять тип предлога, определять, от какой части речи образован производный  предлог; учить самостоятельно работать со справочной литературой; закрепить поученные знания. Развивающие: развивать устную и письменную речь  стимулировать развитие у студентов наблюдательности, внимательности; развивать аналитические способности: сравнение, синтез, обобщение. Воспитывающие:  ­ ­ ­ ­ ­ ­ формировать навыки сотрудничества, уважительного отношения к чужому мнению; ­ воспитывать интерес к словарному богатству русского языка. Тип урока: изучение нового материала Дидактические методы: сообщающая беседа Частные методы и приемы: рассказ, анализ текста, метод сопоставления, работа с книгой. Дидактические средства: раздаточный материал (лингвистические сказки, схемы  морфологического разбора), классная доска, карточки, учебник Ход урока 1. Организация начала урока Приветствие. Проверка готовности класса к уроку 2.Актуализация знаний по теме «Служебные части речи»  Чтение лингвистической сказки и выполнение заданий к ней. Подведение к теме урока ­  Сегодня мы начнем урок необычно. Наверное, нет среди вас таких, кто не любил бы сказку. И  наш сегодняшний урок мы начнем с чтения лингвистической сказки. Из сказок вы узнаете тему  нашего урока. Итак, вы разделились на группы. Каждая группа получила свою сказку. Вы должны прочитать ее  и выполнить небольшое задание в конце. В итоге вам нужно представить краткое сообщение по  вашей сказке. На работу – 5 мин. ­ Кто готов?  1 группа : ПО ПРЕДЛОГУ.  Эта сказка – о предлогах. Мы узнали, что предлоги употребляются с существительными и местоимениями, а пишутся всегда раздельно со словами. 2 группа: ПО СОЮЗУ. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные, сочинительные  соединяют однородные члены предложения, а подчинительные – простые предложения в составе сложного. 3 группа: ПО ЧАСТИЦЕ. Частицы усиливают значение слов, подчеркивают главную мысль,  придают ей дополнительный оттенок. А пишутся раздельно со словами. Постановка темы и цели урока ­  Мы узнали, о чем говорится в сказках. А что общего имеют эти сказки? ( В них говорится о предлогах, союзах и частицах – о служебных словах.) ­Вы уже поняли, что тема  сегодняшнего урока –  ( Служебные части речи (записываю тему на доску) Запишите тему в тетрадь. Мы сегодня рассмотрим служебные части речи и выясним, почему их  выделяют в отдельную группу. А также начнем изучать предлоги, поговорим об их употреблении и правописании. 3. Изучение новой темы Упражнение на определение частей речи в предложении. ­ Давайте рассмотрим предложение, которое я написала  на доске (читаю его  выразительно): Карточка №! Слова – это как листья на огромном дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться! (по М.Горькому) ­ Какова главная мысль этого высказывания? ( Чтобы знать, как употребляются и пишутся слова, надо учиться!) ­ Перепишите предложение в тетрадь, над всеми словами надпишите части речи. Кто­то один  выполнит это задание у доски (вызываю желающего). На задание – 2 мин. (у доски – отвечает.) ­ (к классу): все верно? Как видите, в тексте есть и знаменательные, и служебные слова. Чтобы  нам понять, почему служебные слова выделяют в отдельную группу, их надо сравнить с  самостоятельными. А прежде чем сравнить, надо разобрать 4. Морфологический разбор 3 знаменательных частей речи ­В предложении я подчеркнула 3 слова: огромном, дереве, растет. Какие это части речи?  (знаменательные) ­Разберите любое из них по схеме, которая есть у вас на партах. На задание – 2 мин. Проверим, что у вас получилось (спрашиваю 3 человек по желанию) Таблица для проверки: слово На дереве Часть речи Сущ Нач.форма Дерево Пост.призн аки Непост.при знаки Нариц., неодуш.,  конкр.. ср.род Ед.ч., предл.п. огромном Прил. Огромный Кач. Ед.ч., м.р.,п.п. В  предл.явл.обст.мест а В  предл.явл.согл.оп р. Растет Глаг. Расти Несов.в.,невозвр.,неп ерех.,1 спр. Изъяв.,наст.вр.,ед.ч. ,3 л. В  предл.явл.сказуем. ­ Все верно (если есть ошибки, исправляем их) А теперь на основе ваших разборов и с помощью вопросов на доске сделайте вывод по  знаменательным частям речи. На доске вопросы: o Имеет ли слово лексическое значение? o Изменяется ли слово? o Является ли оно членом предложения?  (делают вывод): Знаменательные части речи имеют лексическое значение (дерево…..и т.д.),  изменяются (у сущ. есть непост.признаки – число и падеж,…….), являются членами  предложения. 5.  Сравнительный анализ служебных частей речи из текста и  знаменательных. Так, а теперь обратимся к служебным частям речи. Найдите в тексте союз КАК, предлог  НА и частицу НЕ (подчеркиваю их на доске). Проанализируйте их по плану, сделайте  вывод. 6.  Вывод о роли служебных частей речи в языке.   (Служебные части речи не имеют лексического значения, не изменяются и не являются  членами предложения.) ­ Итак, мы узнали, что предлоги, союзы и частицы не изменяются, не имеют лексического  значения и не являются членами предложения. Так зачем же они нам нужны? Может, можно  обойтись и без них? Посмотрите еще раз на название нашей темы. Оно подскажет вам ответ. ­ Нет, без служебных частей речи не обойтись. Они потому и называются служебными, что служат самостоятельным. Если мы их уберем из предложения, оно потеряет смысл. Да. Это маленькие труженики, все они имеют значение в языке, для чего­то служат. Мы  выяснили, что служебные слова делятся на предлоги, союзы и частицы. О союзе и частице  поговорим на следующих уроках, а сегодня начнем изучать предлог. 7.  Актуализация знаний  учащихся по теме « Предлог» ­ Работа по восстановлению текста Запишите в тетрадь тему. У вас на партах карточки с текстом, в котором пропущены предлоги. Восстановите  его. На работу – 2 мин. (…) утра подул южный ветер, и (……….) нескольких часов шел обильный теплый  Карточка № 2 дождь. Земля (…) буграх, (………  )солнечным лучам, начала уже подсыхать.  (…….)  недавних холодов почки на деревьях еще не набухли. (……………..) прохладу и сырость,  идущие от земли, (….) воздухе чувствуется наплывающее откуда­то сверху тепло.  (………) мной чудесная картина весны…. Предлоги для справок: благодаря, несмотря на, с, в течение, от,  из­за, в  течение, передо П: Сейчас мы снова поработаем по группам.  Задание 1 группе – определить падеж всех существительных с предлогом. 2 группе – выяснить, какие отношения выражают предлоги в этом тексте? (т.е. на что  указывает каждый предлог) З группе – с помощью этого текста попытаться выяснить: для чего служат предлоги? На задание – 3­4 мин.  1группа : с утра – сущ. употреблено с род.пад., в течение нескольких часов – с род.п., на  буграх – с предл.п., благодаря лучам – с дат. пад., из­за холодов – с род.п., несмотря на  прохладу – с вин. п., от земли – с род.п., в воздухе – с предл.п., передо мной – с твор.п. ­ Сделайте вывод: (Каждый предлог употребляется с определенным падежом. Предлоги  употребляются со всеми падежами, кроме родительного.)  2 группа : В этом тексте предлоги указывают на место: земля на буграх, идущие от земли;  пространство: в воздухе, условие: благодаря, причину: благодаря, время: с утра. (Вывод: предлоги выражают различные отношения.)  3 группа  Предлоги служат для связи слов, например, предлог НА связывает слова  «земля» и «буграх». 8.  Работа с материалом учебника стр.  ­ Итак, давайте сформулируем определение предлога: Предлоги – это служебные слова, которые употребляясь с  существительными и местоимениями, выражают различные отношения и  служат для связи слов в предложении  Работа с материалом учебника стр.  Д/З   Карточка №1 Слова – это как листья на огромном дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как р…стет дерево, нужно учит…ся!             (по  М.Горькому) Задание №2   Морфологический разбор На дереве Огромном Растет Таблица  слово Часть речи Нач.форма Пост.признаки Непост.признаки Синт­ая роль Карточка № 2 (…) утра подул южный ветер, и (……….) нескольких часов шел обильный теплый  дождь. Земля (…) буграх, (………  )солнечным лучам, начала уже подсыхать.  (…….)  недавних холодов почки на деревьях еще не набухли. (……………..) прохладу и сырость,  идущие от земли, (….) воздухе чувствуется наплывающее откуда­то сверху тепло.  (………) мной чудесная картина весны…. Предлоги для справок: благодаря, несмотря на, с, в течение, от,  из­за, в  течение, передо ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Карточка №1 Слова – это как листья на огромном дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как р…стет дерево, нужно учит…ся!           (По  М.Горькому) Задание №2   Морфологический разбор На дереве Огромном Растет Таблица  слово Часть речи Нач.форма Пост.признаки Непост.признаки Синт­ая роль Карточка № 2 (…) утра подул южный ветер, и (……….) нескольких часов шел обильный теплый  дождь. Земля (…) буграх, (………  )солнечным лучам, начала уже подсыхать.  (…….)  недавних холодов почки на деревьях еще не набухли. (……………..) прохладу и сырость,  идущие от земли, (….) воздухе чувствуется наплывающее откуда­то сверху тепло.  (………) мной чудесная картина весны…. Предлоги для справок: благодаря, несмотря на, с, в течение, от,  из­за, в  течение, передо СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты осуществятся! Были же… БЫ, ЛИ, ЖЕ… Три маленькие частицы, в которых все это выразилось с наибольшей силой… Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и  пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить! Каждая   из  них  занята   своим   делом   в   предложении,   старается  подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время… О, о чем только не говорят в служебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтете в тексте. ­ сказала! Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, – говорит БЫ, ­ я бы такое Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет. Вряд ли, ­ возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да и нужна ли тебе лишняя буква? ­   Это   же   пустой   разговор,   ­   останавливает   их   частица   ЖЕ,   привыкшая   разно смотреть   на   вещи.   –   Тебе   же   вполне   хватает   двух   букв   –   больше   тебе   не   положено   по правописанию… Но частицу БЫ трудно остановить. ­ Если бы я была подлежащим, ­ вдруг заявляет она, ­  я бы навела порядок в этом тексте. Ой ли! Тебе ли наводить в тексте порядок? Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой. Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они – служебные слова, но у ­ ­ ­ ­ каждой свой характер, поэтому они ведут себя в тексте по­разному. БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает. И   попробуйте   прожить   хоть   без   одной   из   них!   НЕ   проживете!   Попробуйте   ни   в   чем   не сомневаться! Попробуйте ничего не утверждать! Попробуйте ни о чем не мечтать!  Сможете прожить? Не сможете! ЗАДАНИЯ: Прочитайте сказку. Запишите связный ответ по следующему плану:  О какой части речи говорится в сказке?  Как частицы пишутся с другими словами?  Для чего нужны частицы в языке? ССОРА ПРЕДЛОГОВ СО ВСЕМИ СЛОВАМИ Жили  в одном из городов Морфологии предлоги.  Были они драчуны, забияки и задиры и всегда   старались   кого­нибудь   задеть   или   обидеть.   Особенно   доставалось  существительным   и местимениям.  Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные Предлоги поссорились с обидчивыми словами.   Они   переехали   в   другой   дом   и   даже   перестали   разговаривать   с   бывшими   соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии. Так предлоги стали отдельными словами. Делать   нечего.   Раз  уж  случилась   такая  ссора  навек,   решили  записать  в  книгу  Правил  это событие – предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. ЗАДАНИЯ: Прочитайте сказку. Запишите связный ответ по следующему плану:  О какой части речи говорится в сказке?  С какими частями речи употребляются предлоги?  Как предлоги пишутся с другими словами? СОЮЗЫ­ТРУЖЕНИКИ Жили­были   на   самой   окраине   страны   Морфологии   союзы.   Их   город   так   и назывался – Союзград. Жили союзы интересно и дружно. Каждый из них исправно ходил на службу.  Вот   И,   например,   ни   дня   не   мог   прожить   без   того,   чтобы   не  соединить однородные члены в каком­нибудь предложении. Он так и просился: возьмите меня и поставьте в предложение! Сколько слов свел он – счету нет!  А какие разные слова подчас   благодаря   ему   соединялись!   Люблю   И   ненавижу,   лед   И   пламень,   вода   И огонь…Какие пламенные  чувства вспыхивали! И назвали люди этот союз­помощник соединительным. Союз НО тоже очень любил соединять слова, да вот эти самые слова его  недолюбливали: вечно он чему­то противился – и название­то у него такое –  противительный. Вот и жаловался он другим союзам: хорошо, НО мало! Союз ДА был натурой весьма изменчивой: то под И подделается: ты ДА я  приятели, мол! То закапризничает и переметнется поближе к НО: приятели мы,  ДА не друзья! Вот   как­то   раз,   глядя   на   однородные   члены,  простые   предложения   тоже решили соединиться. Станем, мол, одним целым – сложным предложением. А как?  И тут пришли на помощь к простым предложениям союзы: «Кто же, кроме нас, способен   помочь  соединить   вас   в   одно   сложное   предложение?  Думали   союзы, думали   и   решили,   что   в   сложносочиненные   предложения   отправятся   союзы сочинительные.  Обрадовались сложносочиненные предложения, НО надо теперь и сложноподчиненным помочь! ­ Ну что ж, на этот случай у нас существуют союзы подчинительные! –   откликнулся   добрый   И.   ЧТОБЫ   создать   сложноподчиненное   предложение, существует великое множество союзов – причины, цели, времени, условия…. ….Но это уже совсем другая история!  ЗАДАНИЯ: Прочитайте сказку. Запишите связный ответ по следующему плану:  О какой части речи говорится в сказке?  Для чего нужны союзы?  На какие 2 группы делятся союзы?

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Служебные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018