Конспект урока по русскому языку на тему " Текст. План текста."
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.11.2018
Повторение синтаксического разбора предложение. Характеристика данного предложения. Учащиеся вспоминают на уроке что такое текст. Еще раз вспоминаю слова вежливости и их толкования.закрепляют знания о непроверяемой гласной в корне, делают самостоятельно выводы-0 для чего нам нужны вежливые слова. Находят синонимы слов приветствия..
рус яз.docx
Тема: Текст. План текста.
Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение
соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью.
Формируемые УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;— инициативное
сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала;
нравственноэтическое оценивание
усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Ход урока
I.
Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Встречу, новый разговор
Мы со «здравствуйте» начнём.
Чтобы чтото попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим —
Будут все довольны нами.
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори «простите»
Или лучше «извините».
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «до свиданья». (Проверка.)
— Как можно проверить написанные вами слова? (Написание этих слов проверить нельзя, их
надо запомнить.)
— Запишите ещё три «вежливых» слова с непроверяемым написанием.
IV. Самоопределение к деятельности
— Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?
— Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи?
(Вежливым, воспитанным.)
Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком
приятно общаться, он располагает к себе.) — Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить виды
«вежливых» слов, узнать, какую роль они играют, научиться употреблять их в речи и
правильно писать)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 7).
— Прочитайте группы слов.
— В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких случаях — благодарю вас!
— Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со
взрослым человеком?
— Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?
— Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности?
— Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?
— Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Запишите в словарик слово пожалуйста, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (На
доске записаны предложения.)
• Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.
• Передай мне соль, пожалуйста.
• Пожалуйста, оплатите проезд!
— Как выделяется это слово в предложениях?
— Составьте свои предложения с этим словом.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Конкурсаукцион «Кто больше знает "вежливых" слов?»
2. Беседа
— Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?
Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси
вас Бог!» Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть
даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало «оказывать внимание, уважать, проявлять
почтение». Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать, т. е. откликнуться на просьбу,
жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное
внимание, и благодарность, и почтение.
Извините. Если ктонибудь причинял комуто огорчение или неудобство, не желая того,
ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «сни
мите с меня вину».
Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако
фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с
древних времён и считалось жестом уважения при приветствии. (На данном этапе урока можно
использовать школьный толковоэтимологический словарик.)
3. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 7). (Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколько пар
выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунктуации при употреблении этих
слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)
VIII. Рефлексия
Игра «Доскажи словечко»
Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого... («спасибо»).
Зазеленеет старый пень, Когда услышит... («добрый день»).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече... («здравствуйте»).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... («до свидания»).
(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные проверяют.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?
— Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 3 (с. 7) подготовить сообщение.
Конспект урока по русскому языку на тему " Текст. План текста."
Конспект урока по русскому языку на тему " Текст. План текста."
Конспект урока по русскому языку на тему " Текст. План текста."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.