Конспект урока по русскому языку на тему "Дательный падеж

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Дательный падеж – Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д.п.) имён существительных в тексте. – Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Дательный падеж
Иконка файла материала Дательный падеж.docx
Тема: Дательный падеж –  Развитие   умений   устанавливать   признаки   дательного   падежа   и   определять   изученные   падежи  (И.,   В.,   Р.,   Д.п.)   имён существительных в тексте. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».  Языковая разминка. 1. Запись под диктовку с обозначением орфограмм. У берёзки вьюга посеребрила светлые косы. – Сколько разных орфограмм в предложении? (7.) 2. Синтаксический разбор и выписывание словосочетаний. 3. Устный морфологический разбор слова косы. 4. Определить падежи всех имён существительных. – Какие падежи не встретились? – Образовать такие же падежные формы от слова берёзка (устно). Расшифруйте следующую запись: Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.II.  Формулирование  проблемы.   Используется мотивирующий приём. –   Мы   сегодня   ознакомимся   с   падежом,   про   который   Лежебокин,   герой стихотворения Георгия Граубина, сказал: «Такой падеж… Я с детства не терплю: Давать, Делиться чем­нибудь С друзьями Не люблю». – Правильно, речь идёт о дательном падеже. – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию.Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. III. Открытие  новых знаний. 1.  «Что мы знаем о дательном падеже». – Расскажите, что вы знаете о дательном падеже. Один ученик устно рассказывает о дательном падеже, приводит примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже. Другой ученик начинает заполнять на доске таблицу: в столбик записывает вопросы, вспомогательное слово. 2. Работа на доске (на слайде представлено предложение). – Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги. Туристы шли … реке … лесу (к, по). – Запомните эти два предлога дательного падежа. Дополните вашу таблицу предлогами. 3. Работа с таблицей в учебнике. а) Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на с. 127 после упр. 145. – Есть ли отличия? – Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите пример. б) Упр. 146 – сравнение таблиц для В.п., Р.п. и Д.п. – Вспомните предлоги, которые употреблялись с В.п. и Р.п. (см. с. 121, 124 и 127). – Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги? – Какой вывод можно сделать? (Предлог помогает определить падеж.) 4. История названия «дательный» падеж. Упр. 144. – Просмотрите текст этого упражнения, не читая его. – Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения? – Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши предположения? Что нового узнали из текста? – С каким словом тесно связано название «дательный»? – Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт. Если б я названияIV. Развитие  умений. Падежам давал, Я б тогда дарительным Дательный назвал! (Т. Рик) Работа со словом щедрый в толковом словаре. 1. Работа в учебнике. Упр. 145. Первые   два   словосочетания   записываются   на   доске,   остальные   –   с комментированием и самостоятельно. – Какие окончания бывают у имён существительных в дательном падеже? Самостоятельное   составление   и   запись   предложений   с   однородными членами. Проверка коллективная: ученик рисует схему на доске, остальные зачитывают предложения, соответствующие ей. 2. Игра «Кто получил подарки?». – Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже.  Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботикам, кошке гармошку, мартышкам по книжке. (Подарки получили крокодил, бегемотики, кошка и мартышки.) –   А   теперь   проверим,   кто   самый   внимательный.   Назовите,   какие   подарки получили звери. – В каком падеже стоят эти существительные? (В В.п.) –   Почему   это   не   И.п.,   ведь   можно   задать   вопрос  кто?   что?  [Эти   слова   не называют   того,   кто   дарит,   они   не   являются   подлежащим   –   подлежащее  я (дарю).] 3.  Упр.   147   –   развивается   умение   определять   изученные   падежи   имён существительных. Выполняется по заданию. Проверка коллективная. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? – Прочитайте скороговорку (выводится на слайде с помощью проектора). Простоквашу дали Клаше, Недовольна Клаша: Не хочу я простокваши, Дайте просто каши. – В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных  нами падежах: в И.п., в Р.п., в Д.п., в В.п. Так ли это? (Да.) – Над существительными появляются названия падежей. (Простоквашу – В.п.,  Клаше – Д.п., Клаша – И.п., простокваши – Р.п., каши – Р.п.) V. Итог урока. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. Упр. 5, с. 135–136.

Посмотрите также