Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот" (7 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
30.07.2019
Разработка конспекта урока (технологическая карта) по русскому языку по теме « Деепричастный оборот» (7 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, программой: Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителя общеобразовательных учреждений, Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская.-М.: Просвещение, 2014.-108с.
Учебник: русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-223 с.: ил.
Конспект по русскому языку 7 класс Деепричастный оборот.docx
Технологическая карта урока
Учитель: Зайцева И.В.
Предмет: русский язык
Тема урока: Деепричастный оборот.
Класс: 7
Цели урока: дать понятие о деепричастном обороте; познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в
предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы деепричастного оборота; воспитывать
обучающихся в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Личностные:
понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
:
Регулятивные:
постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
осуществление рефлексии и самоконтроля.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
сохранение и развитие умения сотрудничать в паре;
умение отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулирование и аргументация собственного мнения.
Предметные
:
образовательные:
знать определение деепричастного оборота,
выявить условия обособления деепричастного оборота;
формировать навыки постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;
формировать умения различать причастные и деепричастные обороты;
обогащение словарного запаса учащихся;
совершенствование орфографических и пунктуационных умений;
развивающие:
способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
способствовать развитию внимания;
способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
способствовать развитию умения групповой и парной работы.
воспитательные:
воспитание уважения к творческому наследию А.С. Пушкина, татарского поэта Г.Тукая;
воспитание чуткого отношения к художественному слову;
воспитание уважения учащихся друг к другу.
Элементы используемых технологий: личностно ориентированная, информационнокоммуникативная,
исследовательская.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: таблица «Деепричастие», алгоритм, тесты, презентация к уроку, дидактический материал, «Лист
самооценки».
Этапы урока
Деятельность учителя
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Напоминание о заполнении «Карты
достижения» после каждого задания.
1.Мотивация
к учебной
деятельности
2.Актуализаци
я знаний
Осуществляемая
деятельность учащихся
Демонстрируют
готовность к уроку
Формируемые умения
(УУД)
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками и учителем
Познавательные:
построение речевого
высказывания
Регулятивные: контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности
Фронтальный опрос учащихся.
Что называется деепричастием?
Признаки каких частей речи можно
определить в деепричастии?
Какова роль деепричастия в тексте?
Какова синтаксическая роль деепричастия?
Вспомним алгоритм «Как определить вид
Отвечают на вопросы
Алгоритм:
1. Задать вопрос к
деепричастию.
2. Деепричастие отвечает
на вопрос что делая? –
это деепричастие деепричастия?»
Тест.
1. Что обозначает деепричастие как особая
форма глагола?
1) признак предмета по действию;
2) действие предмета;
3) добавочное действие при основном действии,
выраженном глаголом.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие?
1) что сделает?
2) что делать?
3) что делая?
4) что сделав?
3. Найти суффиксы деепричастий:
1) –нн, енн, т;
2) –а, я, в, вши,;
3) –ущ, ющ, ащ, ящ.
Возьмем такое предложение: На сына мать
смотрела улыбаясь. Назовите деепричастие.
Нужно ли перед деепричастием ставить
запятую? Почему?
Деепричастный оборот в произношении
выделяется интонацией и паузами, а на письме
– запятыми. Запятыми выделяется независимо
от того, где стоит деепричастный оборот в
предложении.
Одиночные же деепричастия не отделяются
запятыми в том случае, если имеют значение
обстоятельства образа действия и стоят после
сказуемого. (На сына мать смотрела (как?)
улыбаясь.)
Итак, сформулируйте тему сегодняшнего
урока.
несовершенного вида.
3. Деепричастие отвечает
на вопрос что сделав? –
это деепричастие
совершенного вида.
Выполняют тест
самостоятельно. Затем
обмениваются тетрадями
и проверяют по эталону.
Испытывают затруднение
Высказывают и
обосновывают свою
точку зрения
Деепричастный оборот.
Запятые при
деепричастном обороте
Сформулируйте цели нашего урока,
пользуясь для этого опорными схемами.
ЦЕЛЬ:
1.Закрепить умение
находить деепричастия и
деепричастные обороты в
3.Выявление
места и
причины
затруднения
4. Построение
проекта
выхода из
затруднения
Познавательные:
формулирование темы
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
умение выражать свои 1)закрепить умение находить в
предложениях и текстах;
2) повторить правило постановки
мысли
предложениях и текстах.
2.Повторить правило
постановки знаков
препинания при
деепричастиях и
деепричастных оборотах.
Познавательные:
Выражение своих мыслей;
аргументация
Познавательные: умение
применять пройденный
материал на практике;
умение аргументировать
Личностные:
самоопределение
5. Реализация
построенного
проекта
6. Закрепление
знаний
А сейчас разберем такое предложение:
Под голубыми небесами, великолепными
коврами снег лежит и блестит на солнце.
(Задания. Выделить грамматическую основу
предложения. Найти зависимые слова при
одном из глаголов. Заменить этот глагол
деепричастием.)
Под голубыми небесами, великолепными
коврами, блестя на солнце, снег лежит.
(Задание. Из какого стихотворения взят
отрывок? Подчеркните грамматическую
основу, назовите глагол, в котором
выражается основное действие и
деепричастие, которое обозначает
добавочное действие.)
Вопрос. В чем разница между причастным и
деепричастным оборотом?
Опираясь на материал параграфа,
расскажите, что вы узнали о деепричастном
обороте и о постановке запятых.
1.Выполняется упражнение из дидактического
материала. (Приложение 1)
(Выразительное чтение текста о татарском
поэте Г. Тукае, выписывание и разбор
предложений с деепричастными оборотами).
2.Литературная викторина.
Пушкин и Тукай. Если Пушкин “Солнце
русской поэзии”, то Тукай душа татарского
народа. Два великих поэта. Две великие
личности. В истории двух народов нет людей
более возвышенных и гениальных. Каждый из
них заставил волноваться общественность
своего времени, умы последующих поколений.
Пройдут годы, и к ним будут возвращаться все
чаще и чаще, ведь Пушкин и Тукай отражают
национальный дух своего народа. Каждый из
них за короткий срок жизни успел сложить и
спеть десятки тысяч стихотворных строк,
которые находят отклик в сердцах тысяч
почитателей истинной поэзии.
Учитель читает отрывки из стихотворений
Пушкина и Тукая.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня… (А.С.Пушкин «Зимнее
утро»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин «Зимний
вечер»)
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Причастие относится к
существительному и
характеризует предмет,
лицо, производящее
действие, а деепричастие
относится к глаголу
сказуемому и
характеризует
добавочное действие.
1.Это тебе не медресе,
где сидишьна
полу, поджав под себя
ноги, положив книгу на
низенький столик, и
учишь уроки хором.
2.Учитель, произнося
буквы, пишет их на
черной доске, показывает
в книжке с картинками.
3.Одна беда: Габдулла ни
слова не понимает по
русски, а старшие
мальчики, проучившись
годдругой,
свободно беседуют с
учителем.
4.Учитель, объявляя
шакирдам отметки за
месяц, сказал: «Габдулл
а Гарифов – кругом
пять!»
1.Называют
стихотворение.
2.Находят
деепричастные и
причастные обороты;
обосновывают свои
знания.
3.Определяют роль
деепричастий.
До выполнения задания
составляют алгоритм Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?» (А.С.Пушкин «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет по окном…
(А.С.Пушкин «Узник»)
И се – равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра. (А.С.Пушкин
«Полтава»)
Почему, тебя завидев, я издал веселый крик?
Потому, что я щекоткой убивать людей
привык! (Г.Тукай «Шурале»)
И, встревожась не на шутку, ведьму старую
кляня,
Мать, шагнув к моей постели, принялась и за
меня. (Г.Тукай «Водяная»)
Вопрос. Как вы думаете, почему поэты часто
используют деепричастия и деепричастные
обороты? Что они придают фразе?
Физминутка. Гимнастика для глаз.
3. Минизадания
Составьте предложение с деепричастным
оборотом по схеме:
{======= (сказуемое), _._._._._._._
(деепричастный оборот)}.
Замените причастный оборот на
деепричастный. Расставьте знаки препинания.
Ветерок, пролетевший над садами, зашелестел
мелкими листочками деревьев. – Пролетая над
садом, ветер зашелестел мелкими листочками
деревьев.
4. Работа с иллюстрациями.
Задание. Рассмотреть рисунки. Назвать, что
изображено на них? Составить предложения,
употребив деепричастия и деепричастные
обороты.
Работа в парах.
Задание. Подобрать примеры предложений с
деепричастными оборотами из произведений
Пушкина и Тукая.
1.Выписать деепричастия из отрывков
стихотворения А.С.Пушкина «Полтава» (2, 5,6
части) и выделить суффиксы, определите вид
2.Подобрать из повести А.С.Пушкина
«Дубровский» связный текст для
объяснительного диктанта с деепричастными и
причастными оборотами. Графически
обозначить обороты.
3.Выписать примеры с одиночными
деепричастиями и с деепричастными
оборотами из сказок Тукая, графически
обозначить
определения
деепричастного оборота:
Находим деепричастие.
Определяем зависимые
слова
Обозначаем главное
слово сказуемое.
Деепричастия придают
фразе живописность,
дополняют основное
действие.
Выполняют задания,
высказывают свою точку
зрения
Примеры из
литературных
произведений.
1. Почуя, гордясь,
страдая, звуча, сшибаясь,
бросая.
3.Стихотворение
«Родной язык»
(Колыбель мою качая,
тихотихо пела мать.
Подрастая, сказки
бабушки я начал
понимать.)
«Кончил работу играй!»
(В один прекрасный
летний день, забившись в
уголок,
Готовил мальчик поутру
учителю урок.
Он книгу толстую читал,
6.Самостоятел
ьная работа
Регулятивные: контроль,
коррекция, оценка
Коммуникативные:
умение работать в парах;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями
ее реализации не отрывая глаз,
И слово каждое ее
твердил по многу раз.)
Определяют степень
осознания материала
урока, оценивают свое
эмоциональное
состояние на уроке.
Заполняют «Листы
самооценки», делают
выводы.
Познавательные: анализ,
рефлексия способов и
условий действия
Личностные: самооценка
на основе критерия
успешности,
самоопределение
Регулятивные: оценка
процесса и результатов
деятельности
Настало время подвести итоги урока. Все
хорошо потрудились.
Чему был посвящен урок?
Что нового узнали на уроке?
Какие затруднения испытали?
Что помогло нам их преодолеть?
Какие задания вам особенно понравились?
Вспомним, что такое деепричастный оборот?
7.Рефлексия
учебной
деятельности
Приложение 1
Текст. Тукай начал изучать русский язык.
В 1896 году произошло событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Габдуллы: он начал изучать русский язык..
Русская школа поначалу ошеломила Габдуллу. Дом большой, двухэтажный, каменный, классы просторные, светлые. Перед
рядами парт – стол учителя, на стене – черная доска, географическая карта.
Это тебе не медресе, где сидишь на полу, поджав под себя ноги, положив книгу на низенький столик, и учишь уроки
хором. Учитель, произнося буквы, пишет их на черной доске, показывает в книжке с картинками. Одна беда: Габдулла ни
слова не понимает порусски, а старшие мальчики, проучившись годдругой, свободно беседуют с учителем.
Через несколько месяцев Габдулла выучил много русских слов, стал читать русские книги.
На третьем году обучения Габдулла стал первым учеником в русском классе. Учитель, объявляя шакирдам отметки за
месяц, сказал: «Габдулла Гарифов – кругом пять!» Габдулла стал любимым учеником учителя. (По И.Нуруллину.)
Приложение 2
«Лист самооценки»»
Ф.И. учащегося:____________________________________________
Класс: ________
Задание
Тест «Деепричастие»
Максимальное колво
баллов
6
Баллы
Упражнение из дидактического материала (выписывание и разбор
предложений с деепричастными оборотами)
Литературная викторина
Работа с иллюстрациями
Подбор примеров из художественной литературы (Работа в парах)
Всего баллов:
Критерии оценивания:
«5»: 2931 «4»: 25 – 28 «3»: 16 – 24 «2»: 15 0
3
12
5
5
31
Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот" (7 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот" (7 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот" (7 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот" (7 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.