Работа для учащихся 3 класса. Школа России. Это обобщающий урок в игровой форме. Даёт более глубокое представление об имени существительном как части речи. Ребята еще раз закрепят умения находить имена существительные в тексте. На данном уроке активируют словарный запас, вспомнят пословицы, продолжат развивать орфографическую зоркость.
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части
речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать
грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся,
активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у
вас имеется?
Запишите число, классная работа.
2, Минутка чистописания
Что можете сказать об этой букве? ( ответы учащихся)
3. Разбор предложения
Мамы держат ежат в ежовых рукавицах.
II. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.
на доске В_кзал, картоф_ль, за_ц, х_роший, р_бята, к..р..ндаш, б_ран,
с_бака, м_шина.
Прочитайте слова.
Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.
Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (хороший, т.к. это
прилагательное, а все остальные слова имена существительные)
Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)
Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем
некоторые выводы.
А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи,
которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)
У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи
– действия.Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с
этой частью речи. А все части речи живут в СКАЗОЧНОЙ стране, которая
называется МОРФОЛОГИЯ .
Ребята, какие части речи вы знаете?
У каждой части речи есть своё место. И вот сегодня мы с вами соберем поезд в эту
сказочную страну для имени существительного.
IV. Работа по теме.
У каждого поезда есть локомотив, устройство, которое движет поезд. (показываю
рисунок с изображением локомотива).
И в нашем поезде ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является локомотивом. (вывешиваю
на доску картинку )
Для того, чтобы присоединить первый вагон, вернёмся к словарным словам. На
какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос
что?; одушевлённые и неодушевлённые)
Это и будет первым вагоном для дома имени существительного (вывешиваю
первый вагон)
Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в
правый – неодушевлённые.
ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлоптоп»).
Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.;
мальчики – неодушевлённое.
Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь,
доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок, красный.
Классификация существительных
Сейчас будем присоединять второй вагон для поезда имени сущ – го. Мы знаем,
что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли
предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)
Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Пёс, петух, корова, кошка … ЖИВОТНЫЕ
Кукла, мячик и гармошка … ИГРУШКИ
Лук, редиска, огурцы … ОВОЩИМолоток, топор, щипцы … ИНСТРУМЕНТЫ
Платье, юбка и рубашка … ОДЕЖДА
Бак, стакан, кастрюля, чашка … ПОСУДА
Василёк, ромашка, роза … ЦВЕТЫ
Ветер, дождик и морозы … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Подбери ещё названья
Фруктов, рек и городов.
Итак, запишите свое имя, город, в котором живете и название нашей реки.
(выслушиваю варианты ответов)
Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё
обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю
второй вагон)
ФИЗМИНУТКА. Перед тем, как присоединить следующий вагон , отдохнём.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем
(2 раза)
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают… засыпают…(2р.)
Шея не напряжена
И расслаблена,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно… глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!Роль существительных в речи и предложении.
на доске текст:
Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь
пропущенные буквы.
Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
У лисы длинный хвост, а у …. короткий . Железо тяжёлое, а пух .... Река широкая, а
ручей ... Страус бегает, а воробей ....
Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова.
Потом выслушаем ваши ответы.
Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)
Спишите первое предложение.
Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)
Третье предложение пишут по памяти
Четвёртое предложение записывают с комментированием
Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное)
является второстепенным членом предложения.
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом
предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий вагон).
В поезд для имени существительного прикрепим ещё четвёртый вагон, но мы его
сможем присоединить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю
пустой вагон).
V. Итог
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по прицепленным нами
вагонам.
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут
обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий,явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и
второстепенным членом предложения.
VI. Домашнее задание.
с 14, упр. 392.
VII. Оценивание