Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Цель данного урока: Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы.Повторение пройденного материала. Составление памятки "Как отличить простое предложение от сложного". Учить давать оценку своим действиям.Учить отличать простое предложение от сложного
Тема: Как отличить простое предложение от сложного.
Цель: Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно
оформлять предложения, составлять их схемы.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
проблемы.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Словарная работа.
1. – Выпишите из пословиц словарные слова:
Хорошее дело два века живёт.
Большому кораблю – большое плавание.
Велик океан, но и капля для него прибыль.
Капитан всегда вперёд смотрит.
– Какая тема объединяет эти слова? Продолжите этот ряд 2–3 словами с
непроверяемой буквой гласного в корне. (Матрос, песок, дельфин.)
2. Введение словарного слова тревога.
– Как вы объясните значение слова тревога?
– Подберите однокоренные слова так, чтобы они были разными частями речи.
Тревога, тревожный, потревожить, тревожно.
– Составьте простое предложение с любым из однокоренных слов.
Запишите его.
Работа в учебнике.
– Что объединяет все эти схемы? (Схемы представлены на слайде/доске.)
1) [ – = ]! 2) [ = – ]. 3) [ = – , – ]. 4) [ – = , ]?
(Это схемы простых предложений.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5 Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе– Какие слова называются антонимами?
– Представьте, что у простых предложений тоже есть предложенияантонимы.
Как они называются? (Сложные.) Составьте схему такого предложения.
– Предположите, какие будут ключевые слова урока. (Простое, сложное
предложение.) Запишите их. Сформулируйте тему и цель урока.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Актуализация
изученного.
Развитие умений.
Упр. 49 – развивается умение отличать простые и сложные
Работа в учебнике.
1.
предложения, определять признаки простых предложений.
Выполняется по «шагам» в задании.
В тексте пять простых предложений, так как в каждом из них по одной
грамматической основе. Ученики записывают предложения, составляют
схемы.
В 3м и 4м предложениях есть однородные второстепенные члены.
Синтаксический разбор последнего предложения.
2. Рассказ цепочкой о простом предложении.
Ученики открывают образец разбора на с. 161 (ч. 1). Один ученик
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии споставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
рассказывает, какие бывают предложения по цели высказывания, другой – по
интонации и т.д.
3. Упр. 50 – развивается умение анализировать и сравнивать структуру
простых предложений.
Сделайте вывод: в чём сходство и отличие между предложениями?
(Все предложения простые. Отличие: первое – нераспространённое, два
других – распространённые, в 3м предложении есть однородные члены.)
4. Упр. 51 – развивается умение определять выразительные возможности
простых предложений.
Этапы работы:
1) Чтение отрывка про себя и вслух.
2) Словесное рисование.
– Такую ли вы картину представили, какую изобразил художник?
3) Беседа о языке стихотворения.
Слова тиха, дремота, чуть трепещут создают ощущение абсолютного
покоя природы.
4) Самостоятельное списывание и обозначение орфограмм.
5. Упр. 52 – развивается умение отличать простые предложения от
сложных, расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Выполняется самостоятельно по «шагам» в задании.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Чем отличается простое предложение от сложного?
– Как нужно действовать, чтобы отличить простое и сложное предложение друг
IV. Итог урока.от друга? Для чего нужно уметь это делать?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Упр. 54 (устно).
2. «Дидактический материал», упр. 29.
V. Домашнее
задание.