Конспект урока по русскому языку на тему "Когда в слове пишется разделительный мягкий знак (ь)" для 2 класса УМК "Школа России". Конспект урока составлен и проведен согласно требованиям ФГОС. Цели урока: Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком.Конспект урока русского языка на тему "Когда в слове пишется разделительный мягкий знак" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка
по теме: «Когда в слове пишется разделительный мягкий знак »
2 класс, УМК «Школа России»
МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский
Минераловодского округа
Учитель: Журавлева Наталья Николаевна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные:
∙ Ввести новое понятие «разделительный» мягкий знак;
∙ Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого
знака на конце и в середине слова;
Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
∙ Сформировать умения различать две функции мягкого знака:
разделительного и показателя мягкости;
∙ Обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного
материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационные,
проблемное обучение, личностноориентированное обучениеХод урока.
I. Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Психологический настрой.
Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу
здоровье, радость, хорошее настроение.
Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и
хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с
ними.
II. Актуализация знаний.
1. Работа в тетради.
На доске написаны слова.
Больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья
льёт
семья
вьюга
Прочитайте слова на доске. Определите на какие две группы их можно
разделить? (На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость
согласного, и на слова с разделительным мягким знаком)
больной
коньки
олень
2.Постановка цели урока
Сколько букв и звуков в слове больной? (7 букв и 7 звуков)
Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)
Какую роль играет мягкий знак в словах первой группы?(Он обозначает
мягкость предыдущего согласного звука)
Сколько букв и звуков в слове льёт? (4 буквы и 4 звука)
Назовите звуки в слове льёт [ лйот ]
Какая буква пишется на месте звука [ Й ].(Мягкий знак)
Как вы считаете, все ли мы знаем о «ь»? ( думаем, что не всё)
Какую цель поставим перед собой на нашем уроке?(узнать больше о «ь»,
выяснить, какую еще роль может выполнять «ь» в слове)
III. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 31. Прочитайте название раздела
(Разделительный мягкий знак) Прочитайте , на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке? (Когда в
словах пишется разделительный мягкий знак)
2.Наблюдение за произношением слова и ролью «ь»
Упражнение № 51 с.31
ˮ
Произнесите пару слов. Что обозначает слово: полю, полью.
Одинаково или поразному они произносятся? (по разному)
Какой звук вы слышите после звука [ л ] в каждом из выделенных слов?
Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?
ˮ
Произнесите медленно слово полью .
Что вы услышали? (Звук Й)
Где вы слышали этот звук ?
Какая буква пишется на месте звука [
Какова роль ь в слове полью? (разделяет согласный и гласный звуки)
Принято называть ь в таких случаях разделительным
3.Вывод. «ь» может быть в слове разделительным
4.Проблемная ситуация.
Когда же в слове пишется разделительный мягкий знак?
Видео ролик «Когда пишется разделительный мягкий знак»
йй
]? (ь)
Когда же пишется разделительный «ь»? (Учся пытаются сделать вывод)
Упражнение 52 с.32
Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и)
Спишите слова. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак,
двумя чертами – буквы перед которыми он пишется.
Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:
легкое задание Л
сомневаюсь при выполнении С
затрудняюсь при выполнении Т
6. Вывод.
Где пишется разделительный ь знак? (Разделительный мягкий знак
пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и) Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах? (Разделяет
согласный и гласный)
Послушайте стихотворение. (слайд)
Слева от меня согласный,
Справа е,ё,и,ю,я,
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
7.Составление алгоритма написания разделительного «ь»
Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака.
(Работа в паре.) (Используем условные знаки согласного мягкого звука и
гласного: зеленый и красный квадраты, буквы Е,Ё,Я,И,Ю и Ь)
Сравним свой алгоритм с авторским.( на доске)
Обобщение. Проговаривают алгоритм.
После согласных Разделительный ь знак Перед гласными е, ё, и, ю, я
Ь (Е,Ё,И, Ю,Я)
8. Прочитать по учебнику правило Совушки с.32
IV. Закрепление нового материала
1.Постановка цели этапа урока
Определив роль «ь» и правило его написания, какова же дальнейшая цель
нашего урока? (Учиться правильно писать слова с разделительным Ь)
2. Работа по учебнику.
Упражнение 53 с.33
Почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак?
Запишите по памяти любое слово.
3. Словарная работа.
В упражнении вам встретилось новое словарное слово.
Отгадайте, что это за слово.
Джунгли – дом ее родной,
Там свобода и покой.
Там любимые бананы,
И кругом растут лианы. Обезьяна
Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните
орфограммы.
4. Продолжение работы по учебнику.
Упражнение 54 с.33 (самостоятельно)
v. Рефлексия
Тренировочное упражнение (задание написано на листочках)
Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделитель
ным мягким знаком, но и правильно их писатьПрочитайте слова : Лист…я, мурав…и, яблон…я, в…юга, Кат…я, врем…я.(
на доске) [й’а] [й’и] й’у] [а]
Задание: Запишите слова в два столбика.
1 столбик – с разделительным мягким знаком.
2 столбик– слова без мягкого знака.
Проверка. Какие слова вы выписали в первй столбик, а какие во второй?
Докажите.
Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:
легкое задание Л
сомневаюсь при выполненииС
затрудняюсь при выполненииТ
− Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о
разделительном мягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на
свои вопросы сами?
VI. Итог урока.
– С какой орфограммой мы сегодня познакомились на уроке?
Какое новое открытие сделали? ( алгоритм написания разделительного
знака)
– Где же пишется разделительный Ь?
Что удалось на уроке?
Что больше всего понравилось?
Чьим успехам смогли порадоваться?
За что можете себя похвалить?
Что было самым трудным?
Какое настроение у вас создал урок?
( указать смайликом веселым или грустным)
VII. Домашнее задание.
Упражнение 55 c.33, правила с.3233
https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekturokanatiemu
pravopisaniieslovsrazdielitielnymmiaghkimznakom