Конспект урока по русскому языку на тему "Наблюдение за словоизменением имён существительных.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных. – Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Иконка файла материала Наблюдение за словоизменением имён существительных..docx
Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных. –  Овладение  системой  падежных  форм  на  основе  знания  вопросов и  вспомогательных  слов,  формирование   первичных умений изменять имена существительные по падежам. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Введение в раздел. – Прочитайте название раздела. – Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.) – Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.) – А что изменится в слове? (Окончание.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. II.  Формулирование  проблемы.   – Что для вас является новым в названии раздела? – Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?) –   На   основе   вопроса   и   названия   раздела   запишите   ключевые   слова   урока. (Падеж, имя существительное.) – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрацииIII. Открытие  новых знаний. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. 1. Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. а) Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк. Выполняется по заданию. – Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно? Вывод:  изменяется   окончание   имени   существительного.   Это   нужно   для связи слов в предложении. б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. Два ученика работают у доски. –   Сделайте   вывод:   чем   отличаются   формы   одного   и   того   же   слова   от однокоренных   слов?   (У   форм   одного   и   того   же   слова   основа   одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.) в) Упр. 118 – проверка собственных выводов. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. – Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.) –   Что   «помогает»   применить   разные   окончания?   (Разные   вопросы   к существительным.) г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания. Этапы работы: – чтение отрывка из басни; – дописывание окончаний карандашом в учебнике; – выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. – Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.) 2. Введение понятия падеж. 1) Работа с текстом определения. – Прочитайте 1­ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.) –   Посмотрите   («прочитайте»)   2­ю   часть   правила   –   таблицу.   Сколько   в   ней столбцов? Назовите их. – Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.!!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу. – Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами. –  Вы   догадались,  почему   эти   слова   называются   вспомогательными? (С  ними легче задать вопрос, они помогают.) –   А   теперь   я   буду   вам   рассказывать   грамматическую   сказку   про   названия падежей,   а   вы   будете   находить   в   рамке   на   с.   110   этот   падеж,   хором проговаривать   ещё   раз   название,   вспомогательные   слова   (для   того,   чтобы удобнее было запомнить вопросы) и сами вопросы. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать  – Именительный. (Дети читают 1­ю строчку хором.) Родился – стал Родительный. (Ученики читают 2­ю строчку.) Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. (Чтение 3­й строчки.) Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4­я строчка.) Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5­я строчка.) Он   всем   предлагал   свою   помощь,   о   нём   заговорили   и   назвали   теперь Предложный. (6­я строчка.) (В. Волина) 2) Работа после чтения определения. – Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите это на примере. – Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1­й вопрос. – К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что? –   Почему   же   у   каждого   падежа   два   падежных   вопроса?   (К   одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?  К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы:IV. Развитие  умений. что? чего? чему? чем? о чём?) Работа по учебнику. Упр.   120   –   развивается   умение   изменять   имена   существительные   по падежам. Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты). Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны. Другой   вариант:   выписывается   слово  кот  по   падежам   из   следующего стихотворения: У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. И теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте – Вспоминает о коте. (А. Грачёв) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. V. Итог урока. –   Как   называется   словоизменение   имён   существительных?   (Изменение   по падежам.) – Какие падежи запомнили? Сколько их? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? 1. Упр. 1, с. 134. 2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110. VI. Домашнее  задание.

Посмотрите также