Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных
умений изменять имена существительные по падежам.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Введение в раздел.
– Прочитайте название раздела.
– Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.)
– Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?
(То же самое слово.)
– А что изменится в слове? (Окончание.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
II.
Формулирование
проблемы.
– Что для вас является новым в названии раздела?
– Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?)
– На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.
(Падеж, имя существительное.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрацииIII. Открытие
новых знаний.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
1. Работа по учебнику.
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
а) Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.
Выполняется по заданию.
– Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?
Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для
связи слов в предложении.
б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов.
Два ученика работают у доски.
– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от
однокоренных слов? (У форм одного и того же слова основа одинаковая,
меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.)
в) Упр. 118 – проверка собственных выводов.
Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.
– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться
с другими словами.)
– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к
существительным.)
г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.
Этапы работы:
– чтение отрывка из басни;
– дописывание окончаний карандашом в учебнике;
– выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.
– Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)
2. Введение понятия падеж.
1) Работа с текстом определения.
– Прочитайте 1ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи?
(Их 6, отвечают на свои вопросы.)
– Посмотрите («прочитайте») 2ю часть правила – таблицу. Сколько в ней
столбцов? Назовите их.
– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.!!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт
вопрос к этому падежу.
– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.
– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними
легче задать вопрос, они помогают.)
– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия
падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором
проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова (для того, чтобы
удобнее было запомнить вопросы) и сами вопросы.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать –
Именительный. (Дети читают 1ю строчку хором.)
Родился – стал Родительный. (Ученики читают 2ю строчку.)
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
(Чтение 3й строчки.)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал
Винительный. (4я строчка.)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал
Творительный. (5я строчка.)
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь
Предложный. (6я строчка.)
(В. Волина)
2) Работа после чтения определения.
– Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение
слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите это на примере.
– Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1й
вопрос.
– К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что?
– Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым
именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о
ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы:IV. Развитие
умений.
что? чего? чему? чем? о чём?)
Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по
падежам.
Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты).
Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны.
Другой вариант: выписывается слово кот по падежам из следующего
стихотворения:
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте –
Вспоминает о коте.
(А. Грачёв)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по
падежам.)
– Какие падежи запомнили? Сколько их?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Упр. 1, с. 134.
2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.
VI. Домашнее
задание.