Конспект урока по русскому языку на тему "Назывные предложения"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
18.05.2017
Тема "Назывные предложения" трудная для изучения в школе, особенно в школах с казахским языком обучения. Автор ставит перед собой цель?научить детей определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и времениВ данной разработке автор делится практическими заданиями по данной теме.
Назывные предложения.docx
Назывные предложения.
Цель: Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные
предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в
газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и
времени; 3) выразительно читать назывные предложения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приемы: работа с поэтическим текстом, тренировочные упражнения.
1 Организация класса.
Ход урока:
2 Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных
предложений.
1. Найдите определенно – личное предложение.
А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)
В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)
Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)
Д. По ниве прохожу я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)
2. Найдите неопределенно – личное предложение.
А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)
Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)
В. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.)
Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)
Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)
3. Найдите безличное предложение
А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)
Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)
Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
3 Объяснение нового материала.
Учитель: Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей.
Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.
Л. Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение –
картина».
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья, Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И, заря, заря!... А.Фет
Учитель: Запишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы
предложений.
Учитель дает понятие назывных предложений.
Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один
главный член – подлежащее. Например: Вот и утро.
Подлежащее может иметь при себе определение. Например: Старый дом с
голубыми ставнями. (С.Есенин.)
Учитель: Назывные предложения могут быть распространенными и
нераспространенными: Ср.: Вечер. – Тихий зимний вечер. Второе предложение
распространено согласованными определениями. Распространить назывные предложения
могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все
виды определений (согласованные и несогласованные).
В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они
должны относится к сказуемому.
В назывных предложениях говорящий называет место, время, обстановку и т. п. и
утверждает, что названное существует, имеется в настоящее время. Вот почему все
назывные предложения имеют значение настоящего времени.
Некоторые назывные предложения имеют указательные частицы вот или вон, например:
1 Вот мельница. Она уж развалилась.
2 Вон лесок. Там отдохнём.
Примечание. Назывные предложения употребляются главным образом в художественной
литературе. Они иногда начинают рассказ, например:
Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться,
больных принимает фельдшер Курятин.
Часто назывные предложения употребляются в стихотворениях, например: Чудная картина, как ты мне родна! Белая равнина, полная луна,
свет небес высоких, и блестящий снег, и саней далёких одинокий
бег.
Кроме этого, назывные предложения употребляются в драматических произведениях, где
они указывают место, время и обстановку действия, например:
Старый сад при доме Прозоровых.
Длинная еловая аллея.
Двенадцать часов дня.
С улицы к реке через сад ходят изредка прохожие.
(А. П. Чехов, „Три сестры".)
Чтение параграфа учебника (самостоятельно), составление плана в форме вопросов.
Например:
1) Что такое назывные предложения?
2) Какое время выражают назывные предложения?
3) В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
4) Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
4 Закрепление.
Задание. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:
1 – обобщённоличное предложение,
2 – безличное предложение,
3 – определённоличное предложение,
4 – неопределённоличное предложение.
1 Всё больше заносит снегом окошко.
2 Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
3 Весело катались на санках с высокой снежной горы.
4 Снегу намело в деревне почти до крыш.
5 Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе
снежинок.
6 Готовь сани летом, а телегу зимой.
5 Подведение итогов.
6 Домашнее задание: 7 Индивидуальное задание: найти в стихах, дневниковых записей поэтов, писателей
(А.Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак) назывные предложения, определить их
роль в тексте.
Конспект урока по русскому языку на тему "Назывные предложения"
Конспект урока по русскому языку на тему "Назывные предложения"
Конспект урока по русскому языку на тему "Назывные предложения"
Конспект урока по русскому языку на тему "Назывные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.