Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
31.10.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)
План-конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме " Общеупотребительная и общенаучная лексика. Книжная и разговорная лексика русского языка". Метод проектов, групповая, индивидуальная работа. Ресурсы: презентация, учебник, интернет, дополнительный теоретический материал по теме. Приемы: "Верно или неверно", создание кластера, синквейн.Конспект урока
урок на семинар.docx
Урок русского языка в 10 классе                                                                                        Мурзагалиева Г.М.,                                                                                         учитель русского языка                                                                                        и литературы Тема: «Лексика. Общеупотребительная и общенаучная лексика. Книжная и  разговорная лексика русского языка.» Цели:  обобщить   и   систематизировать   знания   и   умения   учащихся   по   теме «лексикология»; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; совершенствовать   учебно­языковые   умения   и   навыки;   воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся. Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь, мультимедийная презентация,   раздаточный   материал   (карточки,   тексты   заданий,   тесты), таблицы, памятки, рабочий  лист. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.   Методы и приемы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации,  групповая и индивидуальная работа. Ход урока. І. Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Деление на группы. 3. Психологический тренинг.      Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа,  начиная с больших пальцев и говорят: 1. 2. 3. 4. 5. 6. желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) ІІ. Повторение. 1. «Верно или неверно» 1. Лексика – это словарный состав языка. 2. Многозначные слова – это слова, имеющие два значения. 3. Омонимы – слова, одной и той же части речи, одинаковые по  звучанию и написанию, близкие по лексическому значению. 4. Абонент – абонемент – это паронимы. 5. Слова с переносным значением имеют противоположное значение. (Самопроверка. Верно ­1, 4. Неверно – 2, 3,5 Критерии: «5» ­ 5 верных ответов, «4» ­ 4, «3» ­ 3)  2. Составление кластера. ­ Что включает в себя лексика? (на трех языках)                              синонимы            антонимы              омонимы                 лексика               паронимы         заимствованные слова     термины     профессионализмы ІІІ.  Стадия вызова. . 1 группа ­ Определите значение данных слов: земля, вода, здание (перевести  слова на английский и казахский). Что объединяет эти слова?  (общеупотребительные)  2 группа – Определите значение данных слов: фаза, сфера, операция  9перевести слова на казахский и английский). Что объединяет эти слова?  (общенаучные) ­ Предположите, какова тема нашего урока? Попробуйте определить цель  нашего урока. (Общеупотребительная и общенаучная лексика. Цель –  закрепить умение различать слова по сфере употребления, знать нормы  употребления лексики) IV. Новый материал. 1. Изучение новой темы в группах. 1 группа «Общеупотребительная  лексика», 2 группа «Общенаучная лексика». Составление кластеров.  Защита кластеров. Общеупотребительная лексика. Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его  многообразии является   общеупотребительная   лексика.   Она   представляет   собой   то лексическое   ядро,   без   которого   немыслим   язык,   невозможно   общение,   ее составляют   слова,   являющиеся   выражениями   наиболее   необходимых жизненно важных понятий. Общенародная лексика – костяк общенационального литературного словаря, необходимейший лексический материал для выражения мысли на русском   языке,  тот фонд, на базе которого в первую очередь происходит дальнейшее совершенствование   и   обогащение   лексики.   Подавляющее   большинство входящих в неё слов устойчиво в своём употреблении и употребительно во всех стилях речи. В составе лексики русского языка есть слова, которые известны и понятны всем   и   могут   быть   употреблены   как   в   устной,   так   и   в   письменной   речи. Например: вода, земля, лес, хлеб, идти, есть, кушать, зима, яркий, работать, читать, журнал, девушка, слово, голова и др. Среди этих слов выделяются слова стилистически нейтральные, т.е. такие слова, которые одинаково можно услышать и в научном докладе, и в повседневном разговоре, которые можно прочесть и в деловом документе, и в дружеском письме. Таких слов в русском языке   подавляющее   большинство.   Их   можно   назвать   также общеупотребительными в полном смысле слова. Общенаучная лексика — это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за   определенными   понятиями,   но   не   являются   терминами,   например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др. Ядро   научного   стиля   составляет   третий   пласт   лексики   научного   стиля — термины. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и   однозначно   называющее   предмет,   явление   или   понятие   науки   и раскрывающее его содержание. 2. Выступление 2 учеников с проектами «Книжная лексика» и  «Разговорная лексика» V. Закрепление. Отработка навыков. 1. Выпишите слова в два столбика: 1) общеупотребительные;  2) общенаучные. Какие из них употребляются в любом стиле речи? Какие  используются в научных текстах всех областей знания?              Вода, сфера, фаза, операция, здание, задача, явление, город, процесс, изучать, поглощать, абстрактный, утро, вечер, обед, дом, окно, исследование, дверь,   хороший,   добрый, классификация,   идти,   учиться,   работать,   синтез, отдыхать, ускорение, величина, функция, бумага, система, признак, здоровье, свойство, принцип, любовь, анализировать, наблюдать, бежать, думать, анализ, аналогия, аргумент, категория, эксперимент. (взаимопроверка. Критерии: 40 ­39 баллов – «5», 38  35 баллов – «4», 34­28 баллов – «3») 2.Распределите общеупотребительную лексику по темам:  1) слова, называющие явления, понятия общественно­политической жизни; 2)  слова, называющие явления культурной жизни; 3) бытовые наименования; 4)  слова, обозначающие природные явления  1 2 3 4          Парламент, конференция, саммит, депутат, съезд, хор, солист, ансамбль,  ария, шоу, кондиционер, жалюзи, картина, рынок, ярмарка, водопад, град,  снегопад, радуга, затмение. 2 хор солист ансамбль ария шоу 4 водопад град снегопад радуга затмение 3 кондиционер жалюзи картина рынок ярмарка (Самопроверка.  1 парламент конференция саммит депутат съезд Критерии: «5» ­ 20, «4» ­ 19­18, «3» ­ 17­14) 3.Игра­разминка «Назовите одним словом»  • Встреча глав государств, правительств. /саммит/  • Степень популярности, авторитета какого­либо лица, организации,  группы./рейтинг/  • Предварительное объявление о гастролях, спектаклях, концертах./анонс/  • Объявление о том, что все билеты на концерт, спектакль проданы./аншлаг/  • Богатый покровитель наук и искусств./меценат/  • Официальное правительственное сообщение о международных переговорах  и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны./коммюнике/  • Должностное лицо, представляющее интересы государства на территории  другой страны./консул/  • Дипломатический документ, детально излагающий суть обсуждаемых  вопросов , служащий дополнением к ноте./меморандум/  • Дипломатическое обращение одного правительства к другому. /нота/  4.Развитие речи. Работа с текстом упр. 85, 88  Класс делится на группы. Задания для групп:  1) Прочитайте тексты. Сформулируйте оновную мысль текста  2) Опираясь на тексты, создайте в группе постер на одну из тем: «Самое  главное – воспитай в себе Человека», «Высочайшее призвание человека»  3) Защита постеров  V. Обобщение урока:  1. Какая лексика составляет основу языка?  2. Какие слова входят в этот пласт?  3. Что для них характерно?  4. Какая лексика употребляется в большинстве наук?  5. Чем она характеризуется?  6. Какая лексика является наиболее употребительной во всех сферах речевой  коммуникации?  Синквейн VI. Домашнее задание. VII. Подведение итогов. VIII. Рефлексия.  Напишите эссе

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Общеупотребительная и общенаучная лексика" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2017