Конспект урока на тему "Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью".
Цель урока: развитие умений находить сложное предложение и отличать его от простого предложения с однородными членами, составлять схемы этих предложений, правильно их оформлять на письме.Отличие простого предложения от сложного
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
Цель: Развитие умений находить сложное предложение, отличать его от простого предложения с однородными членами,
составлять схемы этих предложений, пунктуационно их оформлять.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Словарная работа.
– Прочитайте и сравните значения слов:
Фантазия, фантазёр; фантастика, фантаст.
Фантазия:
1) способность к воображению;
2) мечта;
3) прихоть, причуда;
4) музыкальное произведение в свободной форме.
Фантастика – литературные произведения, написанные в этом жанре.
Фантаст:
1) мечтатель, фантазёр,
2) писатель, художник.
Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать.
Эти слова пришли из греческого языка.
Общее – называют чтото не существующее, связанное с мечтой.
2. – Допишите предложения:
Жюль Верн – писатель… (фантаст).
Николай Носов написал рассказ… («Фантазёры»).
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрацииII.
Формулирование
проблемы.
3. Запись словарных слов по памяти:
Нас запомните, друзья,
Пишемся мы с буквой а:
Аккуратно, фантазёр,
Аппарат, фантаст, актёр.
4. – По какому признаку эти слова можно разделить на две группы?
(Начинающиеся с буквы а и ф; слова с удвоенной буквой согласного в корне и
без удвоенной буквы и т.д.)
– Прочитайте план (план представлен на слайде или записан на доске).
Определите тему и цель урока.
1) Что такое сложное предложение? Схема сложного предложения.
2) Знаки препинания в сложном предложении.
3) Сложное предложение и простое предложение с однородными членами.
– По этому плану мы повторим то, что знаем о сложном предложении, и
определим, как отличить сложное предложение от простого с однородными
членами.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Развитие
умений.
1. Работа в группах (по 4 человека) с опорой на план.
Предлагаются для работы три упражнения: 66, 67, 68.
Задание для групп: извлечь информацию из упражнений для каждого пункта
плана и подготовить устный ответ по плану, используя данные в
упражнениях примеры.
а) После просмотрового чтения и обсуждения капитаны команд сообщают,
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки всоответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
какую информацию можно извлечь из этих упражнений в соответствии с планом.
Упр. 66 (1. Что такое сложное предложение. Схемы сложного предложения.)
Упр. 67 (2, 3. Знаки препинания в сложном предложении. Сложное предложение
и простое предложение с однородными членами.)
Упр. 68 (3, 2, 1. Сложное предложение и простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания в сложном предложении, схемы.)
б) Затем выполняется письменная работа в группах.
Задание к упр. 66.
– Запишите схемы предложений. Дайте по схемам их характеристику.
Задание к упр. 67.
– Запишите предложение, расставив необходимые знаки препинания.
Сделайте вывод о роли знаков препинания. (Знаки препинания разделяют части
сложного предложения (их три) или однородные члены, связанные без союзов
или с помощью повторяющегося союза и.)
Задание к упр. 68.
– Расскажите и покажите, как вы будете действовать, чтобы отличить сложное
предложение от простого и правильно расставить знаки препинания. (В 1м
предложении четыре грамматические основы, найду границы каждой части,
между частями поставлю запятую. Во 2м предложении одна основа, есть
однородные подлежащие, разделим запятой те, которые соединены бессоюзной
связью, и не поставим запятую перед одиночным союзом и.)
Схемы предложений:
1) [ – = ]1 , [ – = ]2, [ – = ]3, [ – = ]4.
2) [ – , – , – и – = ].
в) После выполнения заданий.
– Кратко сообщите о результатах работы по плану с привлечением примеров из
упражнений.
Дополнительно
2. Работа в учебнике.
1. Упр. 69.
Можно провести как письмо по памяти, графически объяснить постановкузапятых.
2. Упр. 70 – совершенствуются синтаксические и пунктуационные умения.
Можно провести в парах как взаимодиктант после самостоятельной
подготовки (диктуют друг другу по одному предложению).
IV. Развитие речи.
Творческая
работа.
Работа в учебнике.
Упр. 71.
Учитель может на доске записать опорные слова, эпитеты.
– Что такое пейзаж? (Картина природы.)
– Прочитайте заголовки зарисовок. Какая тема широкая? («Осень».) Какие темы
узкие? Какое слово в темах ключевое? (Осень.) О чём вы будете писать, если
выберете тему «Осенняя печаль»? (О настроении, внутреннем состоянии.) Что
бы вы назвали слезами осени? (Дождь, падающие листья, перья, которые
уронили улетающие птицы, и т.д.) Какие краски выбирает осень и для чего?
Устное составление предложений к разным темам. Затем ученики
самостоятельно записывают одно сложное предложение. Учитель
зачитывает лучшие.
Примерный текст.
Краски осени
На прощание дарит осень деревьям яркие краски, на осинке висят золотые
монетки, в медь оделся дуб, резную оранжевую рубаху набросил клён. Скупое
осеннее солнышко скользит по серой глади реки, молодая травка тянется к
нему в надежде согреть свою зелёную щетинку.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
– Определите ключевые слова урока. (Сложное предложение, несколько
грамматических основ, запятая, простое предложение, однородные члены.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Задание № 1, тема 3 в рабочей тетради.
VI. Домашнее
задание.