Конспект урока по русскому языку на тему "Отличие простого предложения от сложного."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока на тему "Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью". Цель урока: развитие умений находить сложное предложение и отличать его от простого предложения с однородными членами, составлять схемы этих предложений, правильно их оформлять на письме.Отличие простого предложения от сложного
Иконка файла материала Отличие простого предложения от сложного.docx
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью Цель:  Развитие умений находить сложное предложение, отличать его от простого предложения с однородными членами, составлять схемы этих предложений, пунктуационно их оформлять. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1. Словарная работа. – Прочитайте и сравните значения слов: Фантазия, фантазёр; фантастика, фантаст. Фантазия: 1) способность к воображению; 2) мечта; 3) прихоть, причуда; 4) музыкальное произведение в свободной форме. Фантастика – литературные произведения, написанные в этом жанре. Фантаст: 1) мечтатель, фантазёр, 2) писатель, художник. Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать. Эти слова пришли из греческого языка. Общее – называют что­то не существующее, связанное с мечтой. 2. – Допишите предложения: Жюль Верн – писатель… (фантаст). Николай Носов написал рассказ… («Фантазёры»). Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрацииII.  Формулирование  проблемы.  3. Запись словарных слов по памяти: Нас запомните, друзья, Пишемся мы с буквой а: Аккуратно, фантазёр, Аппарат, фантаст, актёр. 4. – По какому признаку эти слова можно разделить на две группы? (Начинающиеся с буквы а и ф; слова с удвоенной буквой согласного в корне и без удвоенной буквы и т.д.) – Прочитайте план (план представлен на слайде или записан на доске). Определите тему и цель урока. 1) Что такое сложное предложение? Схема сложного предложения. 2) Знаки препинания в сложном предложении. 3) Сложное предложение и простое предложение с однородными членами. –   По   этому   плану   мы   повторим   то,   что   знаем   о   сложном   предложении,   и определим,   как   отличить   сложное   предложение   от   простого   с   однородными членами. – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) III. Развитие  умений. 1. Работа в группах (по 4 человека) с опорой на план. Предлагаются для работы три упражнения: 66, 67, 68. Задание для групп: извлечь информацию из упражнений для каждого пункта плана   и   подготовить   устный   ответ   по   плану,   используя   данные   в упражнениях примеры. а)   После   просмотрового   чтения   и   обсуждения   капитаны   команд   сообщают, Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки всоответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.   3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. какую информацию можно извлечь из этих упражнений в соответствии с планом. Упр. 66 (1. Что такое сложное предложение. Схемы сложного предложения.) Упр. 67 (2, 3. Знаки препинания в сложном предложении. Сложное предложение и простое предложение с однородными членами.) Упр. 68 (3, 2, 1. Сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении, схемы.) б) Затем выполняется письменная работа в группах. Задание к упр. 66. – Запишите схемы предложений. Дайте по схемам их характеристику. Задание к упр. 67. – Запишите предложение, расставив необходимые знаки препинания. Сделайте вывод о роли знаков препинания. (Знаки препинания разделяют части сложного предложения (их три) или однородные члены, связанные без союзов или с помощью повторяющегося союза и.) Задание к упр. 68. – Расскажите и покажите, как вы будете действовать, чтобы отличить сложное предложение   от   простого   и   правильно   расставить   знаки   препинания.   (В   1­м предложении   четыре   грамматические   основы,   найду   границы   каждой   части, между   частями   поставлю   запятую.   Во   2­м   предложении   одна   основа,   есть однородные подлежащие, разделим запятой те, которые соединены бессоюзной связью, и не поставим запятую перед одиночным союзом и.) Схемы предложений: 1) [ – = ]1 , [ – = ]2, [ – = ]3, [ – = ]4. 2) [ – , – , – и – = ]. в) После выполнения заданий. – Кратко сообщите о результатах работы по плану с привлечением примеров из упражнений. Дополнительно 2. Работа в учебнике. 1. Упр. 69. Можно провести как письмо по памяти, графически объяснить постановкузапятых. 2. Упр. 70 – совершенствуются синтаксические и пунктуационные умения. Можно   провести   в   парах   как   взаимодиктант   после   самостоятельной подготовки (диктуют друг другу по одному предложению). IV. Развитие речи. Творческая работа. Работа в учебнике. Упр. 71. Учитель может на доске записать опорные слова, эпитеты. – Что такое пейзаж? (Картина природы.) – Прочитайте заголовки зарисовок. Какая тема широкая? («Осень».) Какие темы узкие? Какое слово в темах ключевое? (Осень.) О чём вы будете писать, если выберете тему «Осенняя печаль»? (О настроении, внутреннем состоянии.) Что бы   вы   назвали   слезами   осени?   (Дождь,   падающие   листья,   перья,   которые уронили улетающие птицы, и т.д.) Какие краски выбирает осень и для чего? Устное   составление   предложений   к   разным   темам.   Затем   ученики самостоятельно   записывают   одно   сложное   предложение.   Учитель зачитывает лучшие. Примерный текст. Краски осени На прощание дарит осень деревьям яркие краски, на осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб, резную оранжевую рубаху набросил клён. Скупое осеннее солнышко скользит по серой глади реки, молодая травка тянется к нему в надежде согреть свою зелёную щетинку. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. V. Итог урока. – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? –   Определите   ключевые   слова   урока.   (Сложное   предложение,   несколько грамматических основ, запятая, простое предложение, однородные члены.)  – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? 1. Задание № 1, тема 3 в рабочей тетради. VI. Домашнее  задание.

Посмотрите также