Конспект урока по русскому языку на тему: Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (6 класс, русский язык)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему: Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (6 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.01.2017
Конспект урока  по русскому языку  на тему:  Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (6 класс, русский язык)
Содержание материала соответствует школьной программе и учебнику «Русский язык. 6 класс», авторы учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Данный урок сформирует у обучающихся умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал; закрепляет умение описывать помещение; активизирует лексику, связанную с описанием интерьера; подготовит обучающихся к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.
Подготовка к сочинению по картине Т.docx

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока  по русскому языку  на тему:  Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Цели урока:     

- сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;

-закрепить умение описывать помещение;

-активизировать лексику, связанную с описанием интерьера;

-подготовить обучающихся к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.

Оборудование урока: репродукция картины Т.Н.Яблонской «Утро».

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока.

III. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. Ей принадлежат такие картины, как: «Хлеб», «Весна», «В парке», «Возвращение с работы» и другие

Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.

Татьяна Яблонская – участница многих выставок, в том числе зарубежных.

III. Беседа с учащимися по картине.

 -Почему картина называется «Утро»? Что значит это слово? ( «Видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром», «по-моему, это раннее утро, так как за окном яркое солнце ещё неяркое и от фигурки девочки и предметов образуются длинные тени»).

-Кто является главным героем картины?  Давайте опишем девочку, подберём эпитет.

 

-Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Давайте опишем девочку, подберём эпитет.

(Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит.На девочке белая майка и тёмные трусики)

Статный – стройный

Изящный– красивые, лёгкие

- Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней видим?

- Как обстановка картины характеризует её хозяйку? (В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная).

Чистоплотный –опрятный, содержащий себя в чистоте.

IV. Сбор рабочего материала.

    А теперь внимательнее рассмотрим изображённую на картине комнату, её обстановку и соберём рабочие материалы для её описания в предстоящем сочинении.

-Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?

-Прочитайте материалы к сочинению. Какие слова непонятны?

Лексическая работа.

 «бахрома»- тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей. Кистей, шнурков);

«карниз»- перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью);

«кашпо»- декоративная ваза для маскировки цветочного горшка;

«эстамп»- оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы (на камне, металле, дереве), выполненной самим художником или мастером-гравёром.

Выберите и запишите их по темам:

Окно высокое,дугообразное,выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном

Стены высокие, толстые,светло-желтые с сероватым оттенком,бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп,кашпо с цветами резеды

Дверь двухстворчатая,стеклянная, арочная,выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.

Комната (общий вид) – большая,просторная,уютная, светлая,много воздуха и света

(Материалы к сочинению:

Высокие, просторная,выходит на северо-восток,двухстворчатая, оградительная решетка, много воздуха и света,светло-желтые с сероватым оттенком,под окном батарея центрального отопления, выходит на балкон, уютная, кашпо с цветами резеды,дугообразное,оклеены обоями или покрашены краской, рама белая,стеклянная,карниз над окном,на стене эстамп, светлая,цветы на балконе и над дверью, толстые,высокое,бежевые,арочная, большая).

- А что мы можем сказать о мебели (обстановке) ?

Мебель (стол ,стул )

Стол (круглый ,возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой ,на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка.

Стул («венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки.

- А как изображены  на картине кровать, пол ?

Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем

Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.

  Учитель обращает внимание учащихся на употребление  слов  местонахождения: стоять (пол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху-внизу.

-И так , мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению- описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображённое на картине, раскрыть замысел художника.

Как вы думаете, какова основная идея картины?

 (Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)

-Давайте, ребята, вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи?

 ( В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.)

-Можно ли в художественном стиле описать помещение? ( Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание, например в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).

Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша жизнь, и проникаемся радостным настроением.

 Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел.

Примерный план.

I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.

II.Утро.     

III.Девочка.

1.фигура девочки, её внешний вид

2. поза девочки

IV.Комната девочки:

  1. помещение;
  2. мебель;
  3. украшения.

V.Впечатление от картины.

VII.Итог урока (комментирование оценок).

VIII. Домашнее задание: составить сочинении- описание картины Т.Н.Яблонской «Утро», используя для раскрытия основной мысли рабочие материалы в определённой последовательности ( упр. №  177)

 

Приложение. Образцы сочинений.

Сочинение    по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Картина Т.Н. Яблонской «Утро» написана в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году. Эта художница очень часто рисовала людей, это свидетельствует о том, что она любит людей и их уважает.

На заднем плане мы видим огромное окно, оно сделано в форме арки. На стене около окна висит кашпо с вьющимся цветком, который обвивает контур окна и балкона. Двери балкона открыты, и из них дует свежий утренний ветерок.

Около стены стоит стул. На нём аккуратно сложенная пионерская форма. На спинке стула висит красный галстук – отличительная черта всех пионеров. Около стены стоит кровать. Бельё на ней чистое, белоснежное. Постель ещё не заправлена. Напротив постели стоит деревянный стол. На нём ярко-голубая скатерть. По краям скатерти пришита бахрома. На столе стоит настоящий завтрак пионерки. Это хлеб и молоко. Хлеб лежит в красивой тарелочке. Молоко налито в красивый расписной кувшин очень красивой формы. Около тарелки с хлебом стоит маленькая чашечка.

Но главной героиней картины, безусловно, является девочка. Она только встала, делает зарядку. Упражнение, которое она делает, называется «Ласточка». Фигурка у неё стройная, спортивная, аккуратная. Эта девочка прилежная, мы видим это по её чистой, прибранной комнате, по тому, что она делает зарядку.

Мне очень понравилась эта картина. Художница хотела передать нам этой картиной своё отношение к детям, своё настроение. В картине очень красиво подобранна цветовая гамма. Всё выполнено в светлых тонах. Это показывает, что наступило утро; яркое, солнечное, радостное. Наступило начало нового дня! Зарядка – самое лучшее начало бодрого, радостного и успешного дня! В общем, очень хорошая и интересная картина. Я раньше не слышала об этой художнице, но её творчество мне очень нравится!

 

Татьяна Ниловна создала прекрасную картину «Утро». Нарисована она была в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году. На картине нарисована миниатюрная, стройная, прилежная школьница. На девочке надета чистая белая маечка и чёрные шорты. Она старательно выполняет упражнение «Ласточка». Юная спортсменка встала в изящную позу, где превосходно видна её стройная, подтянутая фигура. Героиня картины спортивная, бодрая, жизнерадостная и организованная.

За девочкой большое распахнутое окно с выходом на балкон. На стене висит эстамп и  кашпо, из которого растёт вьющееся растения.

Рядом со стеной стоит стул со школьной формой, на спинке которого висит пионерский галстук.

Кровать, на которой спала девочка, сделана из дерева. Постельное бельё девочкибелоснежно. На обеденном столе постелена ярко-голубая скатерть с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин, наполненный молоком. Рядом с кувшином лежит кусочек ржаного хлеба на тарелке, покрытой салфеткой. Рядом с тарелкой – маленькая чашечка под молоко.

Зарядку девочка выполняет на блестящем паркетном полу босиком.

В своём упражнении школьница тянет руки вверх. Она старается как можно вышеэто сделать. Девочка полностью сосредоточена на упражнении, и именно поэтому у неё напряжённые ноги и руки, спортивная фигура, точное выполнение упражнения.

Смотря на картину, мне самой захотелось оказаться на месте этой ученицы, потому что так здорово делать зарядку в большой, светлой комнате, наполненной светом и чистым воздухом! 

 

 

Картина «Утро» появилась в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году. Героиня этой картины – девочка, делающая зарядку, юная спортсменка.

Т.Н. Яблонская изобразила просторную солнечную комнату и школьницу в изящной позе, делающую упражнение «Ласточка». На заднем плане мы видим размытые очертания города, утонувшего в ярком солнечном свете. На среднем плане – огромные окна в форме арки и выход на балкон. В кашпо на стенах – пышная зелень цветов. Под кашпо висит эстамп.

На переднем плане – главный персонаж этой картины, девочка. Она полностью сосредоточена и вытянулась, как струна. Рядом – неубранная кровать с белоснежным бельём. Напротив стоит стол и стул с аккуратно сложенной школьной формой. На столе – скромный завтрак, стоящий на ярко-голубой скатерти с бахромой. В целом вся картина яркая и радостная.

Девочка тянет руки, и голова поднята вверх. У неё очень старательное выполнение упражнений. Видно её стремление к победам. Героиня этой картины очень аккуратна. Это видно и в бережно сложенной пионерской форме, и вс утра заплетённых косах. Также она прилежна и организована, ведь чтобы делать зарядку, надо вставать раньше. Девочка подтянута и стройна. На ней надеты белая майка и тёмно-синие шорты. Она стоит на полу босиком.

На столе стоят белый глиняный кувшин с молоком, чашка, масло и хлеб на тарелке. Напротив стола – удобная деревянная кровать. Вся комната просторная и солнечная, в ней много света и воздуха. Пол блестит, сияет не только от утреннего солнца, но и от чистоты, которая, наверное, царит во всех комнатах. Автор картины, Т.Н. Яблонская, передала чистоту и уют этой комнаты.

Картина «Утро» произвела на меня неизгладимое впечатление. Она необычная и радостная. Художница изобразила раннее осеннее утро. После того, как я увидела эту картину, я тоже захотела заниматься зарядкой. Ведь зарядка – это заряд бодрости на весь день.

 

Сочинения по картине Т. Н. Яблонской «Утро».

1

Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней художница изобразила утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Лучи утреннего солнца освещают юную героиню картины, и все, что окружает ее в этой комнате.

На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.

В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще незаправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.

На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.

Картина светлая, радостная. Мне она понравилась. От того, как начнется твое утро, так и пройдет весь день. Глядя на картину «Утро» у девочки будет все хорошо.

2

Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена комната девочки со столом и кроватью.

На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом.

На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма.

На спинке стула висит пионерский галстук. Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась.

На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа.

Наконец, на заднем плане находится город. Окна выходят на восток. В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.

3

Первый утренний весёлый лучик разбудил Танюшу. Она, как «птичка осенняя», выпорхнула из кроватки и встала на блистающий паркет.

Танюша и прилежна. Настроение у этой осенней птички очень хорошее, ведь сегодня она идет в школу, после каникул.

Наша называемая «птичка» делает под медленную музыку прекрасную зарядку. Танюша правда как птица, она расправила руки и тянется.

Комната у Танюши очень чистая. Хорошо вымыт пол, везде протёрта пыль, прибрано на её бело-голубом столе. На полу отражается буквально всё: кровать, её ноги, клумба с цветами и

карниз. Сколько же там цветов! Карниз украшен узорчатой решёткой.

На подоконнике стоит цветок герань. На каменно-светлой стене висит эстамп с двумя синенькими птичками. Выше эстампа кашпо, в нём цветы резеды. Они так чудесно вьются!

Вот возле стенки стоит деревянный стул. На нём лежит школьная форма Танюши, на стенке висит пионерский галстук красного цвета и ленточки для волос. Ведь у Тани длинная русая коса. Она одета в лёгкую маечку, темные шортики.

Возле полированной кроватки находится круглый стол с льняной скатертью. На столике тарелочка с её завтраком. Недалеко стоит графин с холодным молоком. На графине изображён лес и козерог, как будто затерялся в нём. Ещё на столике лежит удивительная ручка.

Повернёшь  в одну сторону – и появится заяц, а в другую повернёшь – волк. Распластавшись, лежит отрывной календарь.

Т.Н. Яблонская хотела передать своё настроение. Вот поэтому она нарисовала эту уютную комнатку с девочкой Таней. Эта картина подняла мне настроение.

4

Утро. Весёлый звонок будильника разбудил Лену. Она встала с постели, открыла двери балкона, чтобы пробудить в себе бодрость, и стала делать зарядку. У Лены стройная фигура, длинная коса. Лена вытянулась, развела руки в стороны, будто хочет взлететь, и запела песню.

В комнате у Лены чисто. Лучи солнечного света радостно смотрят в окна. Паркетный пол так  сияет от яркого блеска. В углу стоит деревянная не заправленная кровать.

Неподалёку от кровати расположен стул. На нём аккуратно сложена Ленина школьная форма. Около стула находится круглый стол с льняной скатертью. По краям скатерть красиво обшита длинной бахромой. А на столе стоит белый расписной глиняный кувшин. Рядом с ним находится Ленин завтрак, прикрытый салфеткой. Ещё на столе лежит ручка и отрывной календарь. На стене висит кашпо с цветами резеды. Они сказочно обвивают арку. Ниже кашпо расположен разрисованный эстамп. На балконе в ящичках растут маки.

Т. Н. Яблонская хотела показать, какая стройная девочка и как чисто в её комнате.

Мне понравилась эта картина потому, что девочка Лена следит за своим здоровьем, и поэтому она очень аккуратная.

5

Перед нами картина Т. Н. Яблонской «Утро». На ней художница изобразила утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Лучи утреннего солнца освещают юную героиню картины, и все, что окружает ее в этой комнате.

На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.

В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще не заправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.

На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.

Картина светлая, радостная. Мне она понравилась. От того, как начнется твое утро, так и пройдет весь день. Глядя на картину «Утро» у девочки будет все хорошо.

 

 

 

 

                                                                                                


 

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы,

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы,

Выберите и запишите их по темам:

Выберите и запишите их по темам:

В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие…

В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие…

Около стены стоит стул. На нём аккуратно сложенная пионерская форма

Около стены стоит стул. На нём аккуратно сложенная пионерская форма

Картина «Утро» появилась в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году

Картина «Утро» появилась в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города

Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города

Утро. Весёлый звонок будильника разбудил

Утро. Весёлый звонок будильника разбудил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017