Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
28.04.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
Познакомить детей с местоимением как частью речи; формировать умения правильно употреблять местоимения в речи; знакомить с местоимениями первого, второго и третьего лица; развивать логическое мышление, интерес к русскому языку; развивать устную и письменную речь; развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний; воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; формировать умения работать в коллективе; проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности; поддерживать атмосферу психологического благополучия и учебной успешностиПознакомить детей с местоимением как частью речи; формировать умения правильно употреблять местоимения в речи; знакомить с местоимениями первого, второго и третьего лица; развивать логическое мышление, интерес к русскому языку; развивать устную и письменную речь; развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний;
МЕСТОИМЕНИЕ.doc
Аннотация к уроку Предмет: русский язык Учебник: «Русский язык», автор Т.Г.Рамзаева Учитель: Зуйкова Н.А.,учитель начальных классов МОУ СОШ №3                     им. В.П.Чкалова, стаж работы 22 лет Тип урока: объяснение нового материала Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения. Цель: знакомство детей с местоимением как частью речи Задачи: Образовательные: 1)формировать умения правильно употреблять     местоимения в речи; 2)знакомить с местоимениями первого, второго и      третьего лица; Развивающие: 1) развивать логическое мышление, интерес к русскому      языку; 2) развивать устную и письменную речь; 3)развивать способности к обобщению, систематизации     полученных знаний; Воспитательные: 1)воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи; 2)формировать умения работать в коллективе; Здоровьесберегающие: 1)проводить профилактику умственного перенапряжения    Путем смены видов деятельности; 2) поддерживать атмосферу психологического                       благополучия и учебной успешности Оборудование: ­картинки с изображением цветов; ­картинки с изображением учеников; ­картинки с маленькими цветами; ­карточки с заданием; ­карточки со словами; ­таблица местоимений; ­учебник, тетрадь. Структура урока 1. Организационный момент                                              2 минуты 2. Минутка чистописания                                                   3 минуты 3. Повторение пройденного материала                              7 минут 4. Физкультминутка                                                              3 минуты 5. Сообщение темы урока                                                      3 минуты 6. Работа по новой теме                                                          6 минут 7. Физкультминутка                                                                3 минуты 8. Продолжение работы по новой теме                                 7 минут 9. Закрепление                                                                          6 минут 10. Подведение итогов                                                             3 минуты 11. Инструктаж выполнения домашнего задания                 2 минуты Содержание урока Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! ­ Что больше всего не хватает людям зимой? (ответы) ­ А кто любит цветы? ­ В цветах и красота, и теплота, и нежность… ­ Мне очень хочется, чтобы сегодня именно цветы не только украсили урок, но и  уничтожили холод, скуку. ­ Вот здесь расцветет «Букет Знаний», я очень надеюсь. (повесить на доску) ­ Ваша активная работа будет оцениваться цветами. Вот они (показать) ­ В руках у меня цветы­оценки (маленькие цветы, показать) ­ Ваш грамотный ответ – цветок. ­ В конце урока, я надеюсь и очень желаю, чтобы они превратились в большой  букет – «Букет Знаний». ­ И вы сможете, придя домой сказать: у меня сегодня «5», а для тебя мама – я  заработал весенний букет. Минутка чистописания. ­ А начнем мы, как всегда, с минутки чистописания. ­ Ответить на вопрос, какую букву будем сегодня писать, вам поможет  грамматическая загадка: Что посреди земли стоит? (буква «м») ­ Запишем 1 строчку (М м) ­ Было предложено задание ученикам одного класса дать характеристику звуку,  обозначенному буквой «М» ­ Вот как они его выполнили. Прокомментируйте. ­ Какой ответ можно оценить цветком? 1) согласный, твердый, звонкий, непарный. 2) согласный, бывает твердый, бывает мягкий, звонкий, непарный 3) согласный, бывает твердый, бывает мягкий, звонкий, парный (ответы) ­ Запишите, продолжив закономерность. (Мм Ммм Мммм…) ­ Появляется первый цветок в нашем букете. Повторение пройденного материала ­ Сегодня в течение урока будем работать с текстом, выполняя разные задания.  Текст перед вами на партах. Прочитайте его. (у детей карточки с текстом) Что вы знаете о фиалках? Фиалки – цветы маленькие, но любимые  многими. Они первыми расцветают в лесу после зимнего периода. С их  появлением наступает весна. Мы восхищаемся их нежностью. ­ А теперь выразительно. ­ Давайте попробуем составить грамматическую загадку, пользуясь текстом. Я первая. ­Эта часть речи – самая представительная, ведущая. Изучая ее. Мы впервые  познакомились с понятиями рода, числа, падежа, склонения. (имя существительное) ­ А какую Маша приготовила загадку? ­ Найдите в тексте существительное в мр, в Пп, в ед ч и  запишите это слово с  большой буквы. ( в лесу) ­ А вот загадка опять от меня: ­ Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что  делать? называется? (глагол) ­Женя, твоя загадка ­ Найдите в тексте глагол, отвечающий на вопрос что делают? И запишите  его рядом с уже записанным словом. (расцветают) ­Вот опять мое задание ­Эта часть речи обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?,  изменяется по родам, числам, падежам. Придает тексту более красивый вид. (имя прилагательное) ­Какую Дима приготовил загадку? ­Найдите имена прилагательные, стоящие в Ип, во мн ч и запишите. (маленькие, любимые) ­ А теперь найдите главное, ключевое слово, без которого этот текст не  существовал бы. Запишите и поставьте точку. (фиалки) ­ Поднимите руку те, кто хочет показать что за предложение получилось.   Получите цветы. ­ Какое у вас получилось предложение? (В лесу расцветают маленькие любимые фиалки.) ­ Назовите грамматическую основу (фиалки расцветают) ­ А теперь – словосочетания ( фиалки любимые  фиалки маленькие  расцветают в лесу) Физкультминутка. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота.  Ну­ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись. Как пружинки мы присели,  А потом тихонько сели. Сообщение темы и целей урока. ­Прочитайте второе и третье предложения в тексте Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими. Они первыми  расцветают в лесу после зимнего периода. ­Каким словом в 3 предложении заменили слово «фиалки» (они) ­ Место какой части речи заняло это слово? (место имени существительного) (На доске карточки) МЕСТО                         ИМЕНИ ­ С сегодняшнего дня мы начинаем изучать новую часть речи – местоимение (карточки сдвигаются)                   МЕСТОИМЕНИЕ                           ­ По частоте употребления местоимения в русском языке занимают третье место,  после существительных и глаголов. Работа по новой теме. (открывается наш текст, но деформированный) Что вы знаете о фиалках? Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими.  Фиалки первыми расцветают в лесу после зимнего периода. С появлением  фиалок наступает весна. Мы восхищаемся нежностью фиалок. ­ Чем данный текст отличается от того, который перед вами? (повторяется слово «фиалки») ­ А какой из текстов, на ваш взгляд более грамотный и почему? (первый, нет повторов) ­ Какое слово в тексте обедняет речь? (фиалки) ­ Да, повтор одного и того же слова – речевая ошибка. ­ Давайте исправим ошибки, заменим повторяющиеся слова подходящими  местоимениями и запишем текст. (листы с оригиналом перевернуты) ­ Какое слово вы вставили в 3 предложение? (они) ­А какое из двух слов обозначает предмет? (фиалки) ­ Какое лишь указывает на него? (они) ­ Какой же вывод можно сделать? (местоимения указывают на предметы, но не называют их) ­ Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимения. ­ Вернемся к нашему тексту. ­ Прочитайте 2 предложение (Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими.) ­ На какой вопрос отвечает слово «фиалки» (что) ­ А местоимение его заменившее? (на тот же) ­ Сделайте вывод (Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя     существительное) Физкультминутка. Раз, два, три, четыре (Работают руками) Зажмурили глаза Резко открыли           5 раз Посмотрели вправо до упора – влево    5 раз Обвели восьмерку по часовой стрелке – против     2раза Продолжение работы по новой теме (идет работа над заполнением таблицы 1.2,3 лица с картинками учеников) 1лицо                       2 лицо                     3 лицо        я                            ты                 он она оно           ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­      мы                           вы                      они  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­ Ребята, к нам на урок пришла девочка­отличница. ­ Как ее зовут? (Лена) ­ Как она сама себя может назвать? ( Я – это местоимение первого лица ) ­ Это местоимение первого лица. (записывается в таблицу рядом с девочкой) ­ Посмотрите, вот еще одна девочка­отличница. Как ее зовут? (Юля) ­ Как они вместе скажут о себе? ( Мы – это тоже местоимение первого лица, в таблицу) ­ Появился мальчик­отличник. Давайте и его как­нибудь назовем. (Сережа) ­ Какое местоимение девочкам следует употребить, чтобы обратиться к Сереже? (ты – это местоимение второго лица, в таблицу) ­ Появился еще один мальчик­отличник. Саша. ­ Какое местоимение девочкам следует употребить, чтобы обратиться сразу к  Сереже и Саше? (вы – это тоже местоимение второго лица) ­ Но иногда местоимение  Вы употребляется при обращении к одному человеку.  Когда это бывает? (когда обращаются ко взрослому человеку) ­ Сережа пришел в класс. Как сказать о Сереже, используя местоимение? (он) ­ Это местоимение третьего лица. (в таблицу)  (аналогично – она) ­ Как сказать о Сереже и Лене, используя местоимение? (они) ­ Это тоже местоимения третьего лица –в таблицу. ­Все эти местоимения(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), которые мы  используем для указания лиц, называются личными. ­ Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только  указывает на него. Бывают 1,2,3 лица) Закрепление. ­ Откройте учебник на стр. 50, упр №375 ­ Подумайте, какие предложения надо редактировать и почему. 1 ряд – 1 абзац 2 ряд – 2 абзац 3 ряд – 3 абзац ­ Проверяем. Стал ли текст лучше после замены? (стал) ­ Какова роль местоимения в тексте? (заменить существительное, чтобы не было повторов) ­ Без местоимений обойтись нельзя. Мы вынуждены были бы повторять одни и те  же существительные. ­ Местоимения создают нам речевое удобство, экономят пространство и время. Итог урока. ­ Что нового узнали на уроке? (новую часть речи; местоимения бывают личными; есть лицо) ­ Посмотрите, как расцвел наш «Букет Знаний».Это ваши знания сделали его  таким. ­ Давайте посмотрим, кто собрал самое большое количество маленьких цветов. Молодцы. Вы получаете «5» ­А ваш весенний букет подарите маме на 8 марта.

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017