Конспект урока по русскому языку на тему "Повторяем местоимение" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Повторяем местоимение" Тип урока: закрепление изученного материала. Цель: повторить с учащимися две группы местоимений: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Задачи: - образовательная: систематизировать и обобщить полученные знания по теме "Местоимение"; - развивающая: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление и умение определять местоимения; - воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать и прививать навыки культурного общения.
Иконка файла материала Повторяем местоимение .docx
Конспект урока Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Начальная школа XXI века». Тема: «Повторяем местоимение». Тип урока: закрепление изученного материала. Цель: повторить с учащимися две группы местоимений: местоимения­существительные и местоимения­прилагательные. Задачи: образовательная: систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Местоимение»;   развивающая: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся и умение определять местоимения;  воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать и прививать навыки культурного общения. Оборудование: учебник по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, часть 1, стр. 45 – 47; карточки (резерв), презентация. I. Организация начала урока Ход урока: Этапы урока  Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД ­ Здравствуйте, садитесь. Меня зовут______________________, сегодня урок русского языка проведу у вас я. ­ Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату: первое октября, классная работа. Приветствуют учителя. Записывают дату. Личностные: развивать доброжелательность, доверие и внимательность к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. II. Актуализация знаний Работа с презентацией. СЛАЙД 1  1Я, тот, эта, этот, ты, он, таков, твой, мой, она, наш, ваш, его, оно, мы, её, их, свой, сам, вы, они, самый, весь, всякий, каждый. ­ Прочитайте слова. ­ Какой части речи эти слова? ­ Что такое местоимение? ­ Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями? ­ На какие вопросы отвечают местоимения­существительные? ­ На какие вопросы отвечают местоимения­прилагательные? Один из учащихся читает слова. ­ Эти слова – местоимения. ­ Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или признак, но не называет его. ­ Этими местоимениями заменяются имена существительные и имена прилагательные. ­Местоимения­существительные отвечают на вопросы кто? или что?. ­Местоимения­прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьё?, чьи?. 2Познавательные: уметь использовать имеющиеся знания на практике; делать выводы на основе анализа объектов. Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию. III. Постановка цели урока    Наблюдение. ­ Запишите слова в две группы: 1) местоимения – существительные; 2) местоимения – прилагательные.  К доске вызываются два ученика. Один из них записывает местоимения­существительные, а другой местоимения­прилагательные; остальные учащиеся работают в тетради. ПРОВЕРКА: учащиеся сравнивают свои записи с записями на доске, если нужно исправляют ошибки. ­ Какую часть речи мы сегодня будем повторять? Местоимения­ существительны Местоимения­ прилагательные СЛАЙД 2 (пустой) е я,   ты,   он,   она, оно, мы, вы, они. тот, эта, этот, таков,   твой, мой,   наш,   ваш, его,   её,   их,   свой, сам, самый, весь, всякий, каждый. ­ Мы сегодня будем повторять – местоимение. Познавательные: уметь использовать имеющиеся знания на практике.  3Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. IV. Закрепление изученного материала     Работа по учебнику:        стр. 46, упр. 1. 4Работа с презентацией. 567Работа по учебнику. ­ Откройте учебник на 46 странице, упражнение 1.  ­ Прочитай задание. Одно местоимение выведено (для примера) на слайде. Остальные местоимения выполняем с комментированием с места. ­ Местоимения­прилагательные выпишите самостоятельно. 8СЛАЙД 3 Тот, кто говорит Тот, кто слушает Тот, о ком (или о чём) говорят ­ Какие местоимения указывают на того, кто говорит?  СЛАЙД 4 Тот, кто говорит Тот, кто слушает Тот, о ком (или о чём) говорят я, ты  ­ Какие местоимения указывают на того, кто слушает? СЛАЙД 5 Тот, кто говорит Тот, кто слушает я, ты  ты, вы Тот, о ком (или о чём) говорят 9­ Какие местоимения указывают на того о ком (или о чём) говорят? СЛАЙД 6 Тот, кто говорит Тот, кто слушает я, ты  ты, вы Тот, о ком (или о чём) говорят он, она, оно, они СЛАЙД 7 Я укорял меня за невнимательность. Он обиделся на их. Мы с ими давно дружим. Они ждали него. ­ Прочитайте предложения и устно исправьте в них ошибки. ­ У кого по­другому? СЛАЙД 8 Я укорял себя за невнимательность. Он обиделся на их. Мы с ими давно дружим. Они ждали него. ­ Читай второе предложение. ­ У кого другой ответ? СЛАЙД 9 Я укорял себя за невнимательность. Он обиделся на них. Мы с ими давно дружим. Они ждали него. ­ Прочитай третье предложение. ­ У кого по­другому? СЛАЙД 10 10Я укорял себя за невнимательность. Он обиделся на них. Мы с ними давно дружим. Они ждали него. ­ Прочитай последнее предложение. ­ У кого по­другому? СЛАЙД 11 Я укорял себя за невнимательность. Он обиделся на них. Мы с ними давно дружим. Они ждали его. ­ Какие местоимения называются личными?  ­ Как изменяются личные местоимения? ­ Страница 46, упражнение 2. ­ Прочитай задание. (Первый ученик выписывает три местоимения и комментирует; второй – выписывает три местоимения и комментирует; третий ученик комментирует с места (3); остальные местоимения учащиеся записывают самостоятельно (3)). 11­   Прочитайте   текст.   Сначала   выпиши   местоимения­существительные   и   слова,   которые   они   заменяют.   Затем   выпиши   местоимения­ прилагательные. Письменно задай вопросы к местоимениям. Местоимения – существительны Местоимения ­ прилагательные е (что?) он (ручеёк)       (что?) он (ручеёк) (кому?) мне (девочке) (кто?) я (девочка) (что?) он (ручеёк) (что?) он (ручеёк) (кто?) я (девочка) (чего?) неё (кадушки) (кто?) (девочка) (кого?) (ручейка)   меня ты Местоимения – существительны Местоимения ­ прилагательные е (что?) он (ручеёк) (что?) он (ручеёк) (кому?) мне (девочке) (кто?) я (девочка)   (какому?) к тому (которая?) эта  (чей?) наш (из чего?) из неё 12(что?) он (ручеёк) (что?) он (ручеёк) (кто?) я (девочка) (чего?) неё (кадушки) (кто?) (девочка) (кого?) (ручейка)   меня ты     ­ Местоимения я, ты указывают на того, кто говорит. ­ Местоимения ты, вы указывают на того, кто слушает. 13­ Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят. ­ Я укорял себя за невнимательность. Ответы учащихся. ­ Он обиделся на них. Ответы учащихся. ­ Мы с ними давно дружим. ­ Ответы учащихся. 14­ Они ждали его. Ответы учащихся. ­ Личные местоимения – это местоимения, которые называют определённое лицо. ­ Личные местоимения изменяются по лицам, числам, падежам, а личные местоимения 3­е лица, единственного числа изменяются ещё и по родам. ­ Прочитай текст. Выпиши личные местоимения, определи их лицо и падеж. Устно объясни, какими членами предложения являются личные местоимения в тексте. Один из учащихся вызывается к доске, остальные выполняют работу в тетради. 1 ученик (у доски с комментирование) Мне (н. ф. я) (Д. п., 1­е л.) (Дополнение.) Меня (н. ф. я) (Р. п., 1­е л.) (Дополнение.) 2 ученик (у доски) Вас (н. ф. вы) (Р. п., 2­е л.) (Дополнение.) Вы (н. ф. вы) (И. п., 2­е л.) (Подлежащее.) Мне (н. ф. я) (Д. п., 1­е л.) (Дополнение.) 3 ученик (с места с комментированием) Я (н. ф. я) (И. п., 1­е л.) (Подлежащее.) 15Ваш (н. ф. вы) (., 2­е л.) (Определение.) Него (н. ф. он) (Р. п., 3­е л.) (Дополнение.)  Самостоятельно Ты (н. ф. ты) (И. п., 2­е л.) (Подлнежащее.) Тебе (н. ф. ты) (Д. п., 2­е л.) (Дополнение.) Тебя (н. ф. ты) (Р. п., 2­е л.) (Дополнение.) Познавательные:  уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения. 16Личностные: • развивать навыки сотрудничества со сверстниками при взаимопроверке; • развитие интереса к изучению русского языка. 17Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. V. Резерв Работа по карточкам Карточка №1. Прочитайте. Найдите и подчеркните личные местоимения, определите их число и лицо. ­ Я передумал! – сказал он так громко, чтобы его услышали в домике. – Я не буду есть этих худосочных поросят! Я пойду домой!  ­ Ты слышал? – спросил Ниф­Ниф у Нуф­Нуфа. – Он сказал, что не будет нас есть! Мы – худосочные! Братьям стало весело, и они запели как ни в чём не бывало. Английская сказка в переводе  С.В. Михалкова Карточка №2. Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их. Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел, ёж, он, тоже, меня, заметил, свернулся, клубок, и, в. Найдите и подчеркните личные местоимения, определите их число и лицо. 18­ Я шёл по берегу ручья и под кустом увидел ёжика. Он тоже меня заметил и свернулся в клубок. VI. Рефлексия. ­ Что такое местоимение? ­ На какие две группы делятся местоимения? ­ Какие местоимения называются личными? ­ Какую особенность местоимений 3­его лица единственного числа вы можете назвать? 19­ Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или признак, но не называет его. ­ Местоимения делятся на две группы: местоимения­существительные и местоимения­прилагательные. ­ Личные местоимения – это местоимения, которые называют определённое лицо. ­ Местоимения третьего лица единственного числа изменяются по родам. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; грамотно оформлять свои мысли в устной форме. VII. Домашнее задание ­ Открываем дневники, записываем домашнее задание: странница 47, упр. 3; стр. 47 выучить правило. ­ Урок окончен, до свидания. Записывают домашнее задание. 20Карточка №1. Прочитайте.   Найдите   и   подчеркните личные   местоимения,   определите   их число и лицо. Карточка №1. Прочитайте.   Найдите   и   подчеркните личные   местоимения,   определите   их число и лицо. Карточка №1. Прочитайте.   Найдите   и   подчеркните личные   местоимения,   определите   их число и лицо. ­ Я передумал! – сказал он так громко, ­ Я передумал! – сказал он так громко, ­ Я передумал! – сказал он так громко, чтобы   его   услышали   в   домике.   –   Я   не буду   есть   этих   худосочных   поросят!   Я чтобы   его   услышали   в   домике.   –   Я   не буду   есть   этих   худосочных   поросят!   Я чтобы   его   услышали   в   домике.   –   Я   не буду   есть   этих   худосочных   поросят!   Я пойду домой!  пойду домой!  пойду домой!  ­   Ты   слышал?   –   спросил   Ниф­Ниф   у ­   Ты   слышал?   –   спросил   Ниф­Ниф   у ­   Ты   слышал?   –   спросил   Ниф­Ниф   у Нуф­Нуфа. – Он сказал, что не будет нас есть! Мы – худосочные! Нуф­Нуфа. – Он сказал, что не будет нас есть! Мы – худосочные! Нуф­Нуфа. – Он сказал, что не будет нас есть! Мы – худосочные! Братьям стало весело, и они запели как Братьям стало весело, и они запели как Братьям стало весело, и они запели как ни в чём не бывало. ни в чём не бывало. ни в чём не бывало. Английская сказка в переводе  С.В. Михалкова Английская сказка в переводе  С.В. Михалкова Английская сказка в переводе  С.В. Михалкова 21Карточка №2. Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их. Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел,   ёж,   он,   тоже,   меня,   заметил, свернулся, клубок, и, в. Карточка №2. Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их. Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел,   ёж,   он,   тоже,   меня,   заметил, свернулся, клубок, и, в. Карточка №2. Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их. Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел,   ёж,   он,   тоже,   меня,   заметил, свернулся, клубок, и, в. Найдите и подчеркните личные  местоимения, определите их число и  лицо. Найдите и подчеркните личные  местоимения, определите их число и  лицо. Найдите и подчеркните личные  местоимения, определите их число и  лицо. 22

Посмотрите также