Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учитель: Звягинцева А.В.
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных, указывать род и падеж имен прилагательных, составлять словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; воспитывать любовь к русскому языку.
Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
Конспект урока по русскому языку
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учитель: Звягинцева А.В.
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных женского рода в
именительном и винительном падежах.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных, указывать род и
падеж имен прилагательных, составлять словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и
винительном падежах.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитывать любовь к русскому языку.
Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать
орфографическую зоркость и фонематический слух.
Планируемые предметные результаты урока:
умеют правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – построение логической цепи суждений; делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – Учащиеся получат возможность учиться, принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывают
практическую задачу в познавательную; осуществляют итоговый контроль по результату;
КОММУНИКАТИВНЫЕ Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументируют
свою позицию; осуществляют контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников.
ЛИЧНОСТНЫЕ: умеют устанавливать, с какими учебными задачами может успешно справиться самостоятельно.
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите все, ли готово к уроку.
Прочитайте пословицу (слайд 1)
«Ученья корень горек, да плод его сладок».
Как вы понимаете эту пословицу?
Ребята, мы сегодня хорошо поработаем, чтоб получить
отличный результат и новые знания, которые понадобятся
нам в дальнейшем.
Приветствуют учителя
Показывают свою готовность.
Рассуждают над вопросами.
«Учиться тяжело, но если потрудится, то можно
добиться поставленной цели, и результат учения
порадует нас.»
Открываем тетради записываем, записываем дату, классная
работа.
Записывают дату и классная работа
2. Актуализация знаний.
Записываем словарные слова в строчку через запятую:
экскурсия,
аппетит,
правительство, электричество, сейчас, семена, автомобиль,
километр,
издалека,
космос,
Записывают словарные слова в строчку через запятую.
Составляют устно предложения со словарным словом:вагон.
С любым словарным словом составьте устно предложение.
Ребята, запишите предложение, которое я вам продиктую:
Группа школьников на лыжах отправилась на экскурсию в
зимний сад.
Проведите полный разбор предложения
Завтра космонавты полетят в космос. Сейчас я
подойду к вам. В сухую погоду семена сушат на
открытом воздухе.
Выполняют полный разбор предложения:
По цели высказывания повествовательное, по
интонации невосклицательное, расп. В этом
предложение говорится о группе. Группа подлежащие
выражено именем существительным в И.п,,
ж.р,ед.ч,1скл. подчеркиваем одной чертой , группа , что
делает отправилась сказуемое выражено глаголом,
подчеркиваем 2 чертами. Задаем вопрос от
существительного группа (кого? чего? Школьников –
дополнение выражено существительным в Р.п, 2 скл,
м.р, мн.ч., подчеркиваем прерывистой линией. Задаем
вопрос от сказуемого отправились (на ком? чем?) на
лыжах дополнение выражено существительным в П.п,
м.ч, подчеркиваем прерывистой линией. Отправилась
(на кого? что?) на экскурсию это дополнение,
выражено существительным в В.п, 1 скл., ж.р едч.ч,
подчеркиваем прерывистой линией.
На экскурсию (куда?) в сад обстоятельство выражено
существительным в В.п м.р, 2скл.ед.ч, подчеркиваем
точкатире. В сад (какой?) – зимний определение
выражено прилагательным в В.п, подчеркиваем
волнистой линией.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
(Слайд 2) Прочитайте словосочетания:
Из лесн… избушк…
По высок.. ветк..
От сер… мышк..
В глуб.. глуш…
По звездн.. дорожк..
О весел.. песн..
Что вы заметили, что общего у этих словосочетаний?
Как определить род имени прилагательного?
Какие окончания нужно вставить? Докажите, что именно
эти окончания мы будем вставлять.
Какие же окончания в Д.п?
Отвечают: они все женского рода
Определить можно по имени существительному.
Какого рода имя существительное, такого рода и будет
имя прилагательное.
Доказывают: Из лесной избушки: из избушки
1склонение Р.п, окончание и. Из избушки (какой?) лесной.
По высокой ветке: 1 склонение в Д.п, окончание о,е. По
ветке (какой?) высокой.
От серой мышки: 3 склонение в Р.п, окончание и. От
мышки (какой?) серой.
В глубокой глуши: 3 склонение в П.п, окончание и. В
глуши (какой?) глубокой.
По звездной дорожке: 1 склонение в Д.п, окончание о,е.
По дорожке (какой?) звездной.
О веселой песне: 1 склонение в П.п, окончание е. О песне
(какой?) веселой.
Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке?
Правильно! Сегодня научимся различать окончания имен
прилагательных женского рода в именительном и
винительном падежах.
Отвечают: Будем учиться писать окончания имен
прилагательных в ж.р
Исходя из этого сформулируйте цели и задачи урока.
Вспомним, какие окончания в Р.п, Д.п, П.п, Т.п
Формулируют цели и задачи урока: научиться писать
окончания имен прилагательных женского рода в И.п и
В.п.
4. Первичное закрепление во внешней речи.(слайд 3).
Какие окончания в И.п и В.п?
Вспоминают какие окончания в Р.п, Д.п, П.п, Т.п
Физкультминутка
Ребята, а теперь немного отдохнем. Встаньте изза парт и
поставьте руки на пояс.
Когда я называю имя существительное, вы делаете наклон
вперед. Когда называю я имя прилагательное, вы хлопаете в
ладоши. Называю глагол, вы приседаете.
(Кирпич, гулял, стол, красивый, лес, петь, решить, добрый,
брат, помогать)
Молодцы, присаживайтесь обратно за парты.
Выполняют физкультминутку.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Откройте учебник на странице тридцатой упражнение 60.
Прочитайте внимательно задание про себя.
Что нужно выполнить в данном упражнение?
Прочитайте первое предложение, объясните его вслух.
Записываем в тетрадь самостоятельно.
Ребята, проверим как выполнили это упражнение. (слайд 4)
Найдите существительное и прилагательное, которые будут
в В.п.
Какое окончание в В.п?
Следующее упражнение 63.
Что нужно сделать в этом задание?
Прочитайте первое предложение, объясните его вслух.
Записываем в тетрадь самостоятельно
Разберите слово солнце, как часть речи.
Ребята, проверим как выполнили это упражнение.
Какие окончания имеют прилагательные женского рода в
И.п, а в В.п. (слайд 5).
Составьте словосочетания, в которых прилагательные
имеют окончания ая, яя
Теперь словосочетания, в которых прилагательные имеют
окончания уу, юю
Докажите, поставьте вопросы к прилагательному.
Вспомните предлоги В.п
(слайд 6) Предлагаю вам отгадать загадки и найти в них
имена прилагательные, ,вставьте пропущенные буквы.
1. Черн.. Ивашка, Деревянн… рубашка. Где носом поведет,
там заметку кладет.
Читают задание про себя
Отвечают: вставить в слова пропущенные окончания
имен прилагательных. Выделить окончания имен
прилагательных, указать падеж. Подчеркнуть основу в
каждом предложении.
Влажное лето: лето(какое?) влажное окончание в И.п.
ое, теплая осень: осень(какая?) теплая в И.п окончание
ая
Основа: бывают лето и осень
Выполняют проверку упражнения: вечерняя радуга в
И.п предвещает радуга.
Весеннее солнышко в И.п – воскрешает солнышко
Красная утренняя заря в И.п –принесет заря
Погоду хорошую в В.п.
Окончания ую,юю
Вставить пропущенные окончания, указать падеж.
Выделить окончания имен прилагательных женского
рода.
Разбирают первое предложение: находим главные
члены – мы отправились, задаем от них вопросы,
отправились (в кого, что?) в ночь(какую?) тихую,
отправились (на кого? что?) – на ловлю (какую?)
рыбную.
Смотрело солнце солнце(какое?) жаркое. Смотрело
(в кого? что?) – море (какое?) зеленоватое.
Первоклассник Алик нарисовал –нарисовал (кого?
что?) верблюда (какого?) сиреневого, (кого? что)
площадку(какую?) зелёную, утку (какую?) синюю,
зайца(какого) –красного.
Солнце 3 1. Имя существительное, обозначает
предмет, отвечает на вопрос кто?
2. Начальная форма солнце.
3. Нарицательное, неодушевленное.
4. Среднего рода, 2 склонения.
5. Употреблено в И.п, единственном числе
6. В предложение является главным членом
предложения.
Выполняют проверку упражнения
В И.п – аа, яя
В.п. уу, юю
весенняя дорога, веселая жизнь
в дальнюю дорогу, красивую ленту
в кого? что? вижу (кого? что?) красивую ленту
Предлоги В.п: в, на, за, под, через
Отгадывают загадки: карандаш2. Земля беленьк.., а птички на ней черненьк….
3. Сам ал.., сахарн..,
Кафтан зелен.., бархатн….
4. Был бел… дом,
Чудесн.. дом,
И чтото застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Жив… выбежало чудо —
Такое тёпл.., такое пушист… и золот…
5. Летит мохнатеньк..,
Летит за сладеньк...
1.Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом
поведет, там заметку кладет.
(Карандаш)
2. Земля беленькая, а птички на ней черненькие.
(Лист бумаги и буквы)
3. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
4. Был белый дом,
Чудесный дом,
И чтото застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (яйцо и
цыпленок)
5. Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким. (шмель)
Чему учились на уроке?
Как правильно написать окончания имен прилагательных?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы
Ребята, продолжите фразу.
Я узнал сегодня….
У меня получилось…
Для меня на уроке было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Я буду дальше учиться…
Домашнее задание: с.30 упр.62.
по вопросу, по существительному
Продолжают высказывание
Записывают домашнее задание.