Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: Русский язык Класс: 4 Учитель: Звягинцева А.В. Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Тип урока: ОНЗ Цель урока: формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Задачи урока: Образовательные: формировать умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных, указывать род и падеж имен прилагательных, составлять словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах. Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; воспитывать любовь к русскому языку. Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
Иконка файла материала урок по русскому Звягинцевой.docx
Конспект урока по русскому языку Предмет: Русский язык   Класс: 4  Учитель: Звягинцева А.В. Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Тип урока: ОНЗ Цель урока: формирование навыка правильного написания окончаний имен прилагательных женского рода в  именительном и винительном падежах. Задачи урока:  Образовательные: формировать умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных, указывать род и падеж   имен   прилагательных,   составлять   словосочетания   с   именами   прилагательными   женского   рода   в   именительном   и винительном падежах. Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;  воспитывать любовь к русскому языку. Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать  орфографическую зоркость и фонематический слух.  Планируемые предметные результаты урока: умеют правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:   УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – построение логической цепи суждений; делать выводы в результате совместной работы класса и  учителя. РЕГУЛЯТИВНЫЕ – Учащиеся получат возможность учиться, принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывают  практическую задачу в познавательную; осуществляют итоговый контроль по результату; КОММУНИКАТИВНЫЕ ­ Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументируют  свою позицию; осуществляют контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников.  ЛИЧНОСТНЫЕ: умеют устанавливать, с какими учебными задачами может успешно справиться самостоятельно.  Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация ХОД УРОКА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1. Мотивация к учебной деятельности.  Здравствуйте, ребята!  Посмотрите все, ли готово к уроку.  ­ Прочитайте пословицу (слайд 1)  «Ученья корень горек, да плод его сладок».  ­ Как вы понимаете эту пословицу?    ­   Ребята,   мы   сегодня   хорошо   поработаем,   чтоб   получить отличный  результат   и  новые  знания,   которые  понадобятся нам в дальнейшем.  ­ Приветствуют учителя  ­ Показывают свою готовность.  ­Рассуждают над вопросами. «Учиться тяжело, но если потрудится, то можно  добиться поставленной цели, и результат учения  порадует нас.» ­ Открываем тетради записываем, записываем дату, классная работа. ­ Записывают дату и классная работа 2. Актуализация знаний. ­   Записываем   словарные   слова   в   строчку   через   запятую: экскурсия,   аппетит, правительство, электричество, сейчас, семена, автомобиль,   километр,   издалека,   космос, Записывают словарные слова в строчку через запятую. Составляют устно предложения со словарным словом:вагон. ­ С любым словарным словом составьте устно предложение. ­ Ребята, запишите предложение, которое я вам продиктую: Группа школьников на лыжах отправилась на экскурсию в зимний сад. ­ Проведите полный разбор предложения Завтра космонавты полетят в космос. Сейчас я  подойду к вам. В сухую погоду семена сушат на  открытом воздухе. Выполняют полный разбор предложения:  По цели высказывания повествовательное, по  интонации невосклицательное, расп. В этом  предложение говорится о группе. Группа­ подлежащие  выражено именем существительным в И.п,,  ж.р,ед.ч,1скл. подчеркиваем одной чертой , группа , что делает отправилась­ сказуемое выражено глаголом,  подчеркиваем 2 чертами. Задаем вопрос от  существительного группа (кого? чего? Школьников –  дополнение выражено существительным в Р.п, 2 скл,  м.р, мн.ч., подчеркиваем прерывистой линией. Задаем  вопрос от сказуемого отправились (на ком? чем?) на  лыжах­ дополнение выражено существительным в П.п, м.ч, подчеркиваем прерывистой линией. Отправилась  (на кого? что?) на экскурсию­ это дополнение,  выражено существительным в В.п, 1 скл., ж.р  едч.ч,  подчеркиваем прерывистой линией. На экскурсию (куда?) в сад­ обстоятельство выражено  существительным в В.п м.р, 2скл.ед.ч, подчеркиваем  точка­тире. В сад (какой?) – зимний­ определение  выражено прилагательным в В.п, подчеркиваем  волнистой линией. 3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. (Слайд 2) ­ Прочитайте словосочетания: Из лесн… избушк… По высок..  ветк.. От сер… мышк.. В глуб.. глуш… По звездн.. дорожк.. О весел.. песн.. ­ Что вы заметили, что общего у этих словосочетаний? ­  Как определить род имени прилагательного? ­ Какие окончания нужно вставить? Докажите, что именно  эти окончания мы будем вставлять. ­ Какие же окончания в Д.п?    Отвечают: они все женского рода Определить можно по имени существительному.  Какого рода имя существительное, такого рода и будет имя прилагательное. Доказывают: Из лесной избушки: из избушки­  1склонение Р.п, окончание и. Из избушки (какой?) лесной. По высокой ветке­: 1 склонение в Д.п, окончание о,е. По  ветке (какой?) высокой. От серой мышки: 3 склонение в Р.п, окончание и. От  мышки (какой?) серой. В глубокой глуши: 3 склонение в П.п, окончание и. В  глуши (какой?) глубокой. По звездной дорожке: 1 склонение в Д.п, окончание о,е.  По дорожке (какой?) звездной. О веселой песне: 1 склонение в П.п, окончание е. О песне  (какой?) веселой. ­ Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке? Правильно! Сегодня научимся различать окончания имен  прилагательных женского рода в именительном и  винительном падежах. ­ Отвечают: Будем учиться писать окончания имен  прилагательных в ж.р   ­ Исходя из этого сформулируйте цели и задачи урока. ­ Вспомним, какие окончания в Р.п, Д.п, П.п, Т.п Формулируют цели и задачи урока: научиться писать  окончания имен прилагательных женского рода в И.п и  В.п. 4. Первичное закрепление во внешней речи.(слайд 3). ­Какие окончания в И.п и В.п? Вспоминают какие окончания в Р.п, Д.п, П.п, Т.п Физкультминутка  ­ Ребята, а теперь немного отдохнем. Встаньте из­за парт и поставьте руки на пояс.  Когда я называю имя существительное, вы делаете наклон вперед.  Когда называю я имя прилагательное, вы хлопаете в ладоши. Называю глагол, вы приседаете.  (Кирпич, гулял, стол, красивый, лес, петь, решить, добрый, брат, помогать)  ­ Молодцы, присаживайтесь обратно за парты. Выполняют физкультминутку. 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  ­ Откройте учебник на странице тридцатой упражнение 60. ­ Прочитайте внимательно задание про себя. ­ Что нужно выполнить в данном упражнение?  ­ Прочитайте первое предложение, объясните его вслух. ­ Записываем в тетрадь самостоятельно. ­ Ребята, проверим как выполнили это упражнение. (слайд 4)  ­ Найдите существительное и прилагательное, которые будут в В.п. ­ Какое окончание в В.п?   ­ Следующее упражнение 63. ­ Что нужно сделать в этом задание?  ­ Прочитайте первое предложение, объясните его вслух. ­ Записываем в тетрадь самостоятельно  ­Разберите слово солнце, как часть речи. ­ Ребята, проверим как выполнили это упражнение. ­ Какие окончания имеют прилагательные женского рода в И.п, а в В.п. (слайд 5). ­   Составьте   словосочетания,   в   которых   прилагательные имеют окончания ая, яя ­ Теперь словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания уу, юю ­ Докажите, поставьте вопросы к прилагательному. ­ Вспомните предлоги В.п ­ (слайд 6) Предлагаю вам отгадать загадки и найти в них имена прилагательные, ,вставьте  пропущенные буквы.  1. Черн.. Ивашка, Деревянн… рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет. Читают задание про себя Отвечают: вставить в слова пропущенные окончания  имен прилагательных. Выделить окончания имен  прилагательных, указать падеж. Подчеркнуть основу в  каждом предложении. Влажное лето: лето(какое?) влажное окончание в И.п.  ое, теплая осень: осень(какая?) теплая в И.п окончание  ая  Основа: бывают лето и осень Выполняют проверку упражнения: вечерняя радуга в  И.п­ предвещает радуга. Весеннее солнышко в И.п – воскрешает солнышко Красная утренняя заря в И.п –принесет заря ­ Погоду хорошую в В.п.  ­ Окончания ую,юю ­ Вставить пропущенные окончания, указать падеж.  Выделить окончания имен прилагательных женского  рода. Разбирают первое предложение: находим главные  члены – мы отправились, задаем от них вопросы,  отправились (в кого, что?) в ночь(какую?) тихую,  отправились (на кого? что?) – на ловлю (какую?)  рыбную. Смотрело солнце­ солнце(какое?) жаркое. Смотрело  (в кого? что?) – море (какое?) зеленоватое. Первоклассник Алик нарисовал –нарисовал (кого?  что?) верблюда (какого?) сиреневого, (кого? что)  площадку(какую?) ­ зелёную, утку (какую?) синюю,  зайца(какого) –красного.  Солнце 3­  1. Имя существительное, обозначает  предмет, отвечает на вопрос кто?  2. Начальная форма­ солнце. 3. Нарицательное, неодушевленное. 4. Среднего рода, 2 склонения. 5. Употреблено в И.п, единственном числе 6. В предложение является главным членом  предложения. Выполняют проверку упражнения  ­ В И.п – аа, яя В.п.­ уу, юю ­ весенняя дорога, веселая жизнь ­в дальнюю дорогу, красивую ленту ­ в кого? что? вижу (кого? что?) красивую ленту Предлоги В.п: в, на, за, под, через Отгадывают загадки: карандаш2. Земля беленьк.., а птички на ней черненьк…. 3. Сам ал.., сахарн.., Кафтан зелен.., бархатн…. 4. Был бел… дом, Чудесн.. дом, И что­то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Жив… выбежало чудо — Такое тёпл.., такое пушист… и золот… 5. Летит мохнатеньк.., Летит за сладеньк... 1.Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом  поведет, там заметку кладет. (Карандаш) 2. Земля беленькая,  а птички на ней черненькие. (Лист бумаги и буквы) 3. Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) 4. Был белый дом, Чудесный дом, И что­то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (яйцо и  цыпленок) 5. Летит мохнатенький, Летит за сладеньким. (шмель) ­Чему учились на уроке?  ­ Как правильно написать окончания имен прилагательных? 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Отвечают на вопросы ­ Ребята, продолжите фразу.  Я узнал сегодня…. У меня получилось… Для меня на уроке было трудно… Больше всего мне понравилось… Я буду дальше учиться… Домашнее задание: с.30 упр.62.  ­ по вопросу, по существительному ­ Продолжают высказывание  ­ Записывают домашнее задание.

Посмотрите также