Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
29.07.2019
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"
Урок открытия новых знаний. Учащиеся выводят алгоритм действий при написании ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах через системно-деятельностный метод. В ходе коллективной, групповой и самостоятельной работы происходит закрепление и отработка умения писать данную орфограмму. В течение урока дети делают самооценку своей работы.
Урок русского языка Правописание тся и ться в глаголах.doc
Урок русского языка по теме «Правописание глаголов с ­ТСЯ и –ТЬСЯ». 4 класс. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  Цель урока: создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при написании –тся и –ться  в глаголах через системно­деятельностный метод.  Задачи урока для учителя:  1. Обучить правилу написания –тся и –ться в глаголах и алгоритму действий через системно­деятельностный метод.  2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при написании слов с данной орфограммой.  3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. 4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.  5. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный  выбор и результаты своей деятельности.  Задачи урока для учащихся:  1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения. 2. Рассмотреть правило написания – тся и –ться в глаголах и вывести алгоритм действий при применении правила.  3. Применять полученные знания при записи слов в словосочетаниях и предложениях.  Оборудование: 1. Раздаточный материал  2. Толковые словари. Ход урока: Этапы урока Планируемая деятельность учителя I. Психологический  настрой     II. Актуализация опорных   знаний, определение   темы урока (10 мин.)                     ­ Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь мне, своим соседям. Тихо сядут  наши обаятельные, сообразительные девочки. Еще тише сядут наши  умные, воспитанные мальчики. “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому  баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на  базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты  считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф.  “Конечно, ­ ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что­нибудь  лучше, чем язык?” ­ Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в  мире? Обоснуйте свою точку зрения. Продолжите мою фразу: Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... ­ А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Какие  значения слова ЯЗЫК мы уже знаем? Предполагаемая деятельность учащихся Учащиеся обмениваются  словами, приветствиями,  добрыми пожеланиями друг  другу.   ­ Да. С помощью языка люди  общаются, передают свои  мысли, познают мир…  ­Лучше понимать прочитанное,  правильно говорить, писать без  ошибок, лучше понимать друг  друга, интересно рассказывать (дети заранее подготовили  определения из словаря) Язык ­ Подвижный мышечный  орган в ротовой полости  (средство общения), орган вкуса Язык ­ такой орган животного  как кушанье Язык (народ, нация): 1. разг. Противник, взятый в  плен с целью получить  необходимые сведения Да. Конечно. Учащиеся записывают число,  классная работа. ­ Глагол. ­ Действие предмета. ­ Раздельно. ­ Непостоянные. ­ Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно  быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои  знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать  выводы. Не спеши языком, спеши делом.  ­ Готовы? ­Тогда в путь. Запишите тетради число, классная работа. ­ Начать я предлагаю с повторения в форме игры “Блиц­турнира”. ­ Какую часть речи мы изучаем?  ­ Поставьте «+», если вы согласны с утверждением и «­», если не  согласны. 1. Глагол – это часть речи. (+) 2. Глагол обозначает признак предмета. (­) А что? 3. Глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». (+) 4. Чаще всего глагол в предложении является сказуемым. (+) 5. Частица не с глаголом пишется слитно. (­) Как? 6. Суффиксы неопределенной формы ТЬ и ТИ? (+) 7. Время, число, лицо и род – это постоянные признаки глагола? (­) 8. Спряжение – это постоянный признак глагола. (+). ­ Поменяйтесь тетрадями, сделаем взаимопроверку. Покажите знаком:  согласны/не согласны. + ­ + + ­ + ­ + ­ У кого нет ошибок, поставьте на полях отметку «5», 1­2 ошибки –  «4», 3­4 ошибки – «3». Встаньте те дети, кто получил отметку «5»,  поднимитесь к ним те, кто получил «4». ­Молодцы! Вы ответили на все вопросы. ­Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе? ­Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе? III. Минутка  чистописания (2  мин.) На доске: сп вр ли ро чи ­ Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны? ­ Пропишите буквосочетаниями одну строку в тетради. IV. Открытие  нового знания (8  мин.)                           ­ На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого  цвета. Прочитайте это стихотворение.  ­ Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.  Чтение вслух. ­Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной  карточке? ­Выпишите в столбик пары одинаковых слов, выделенных жирным  шрифтом, из карточек зеленого и красного цвета. ­Прочитайте слова первого столбика. ­Что объединяет все слова первого столбика? …Мы произносим ЦА. ­Наверное, они могут быть  полезными на уроке. ­Думаем, нет. ­Спряжение, время, лицо, род,  число. Дети выполняют задание  учителя. Дети выполняют задание  учителя. ­На карточке зеленого цвета  слова записаны с  использованием транскрипции.  А на карточке красного цвета  эти же слова записаны буквами. Дети выполняют задание  учителя. Получилась в тетрадях запись: сади[ца]­садится струи[ца] ­струится води[ца]­водица пти[ца] ­птица сини[ца] ­синица гляди[ца]­глядится горди[ца]­гордится горди[ца]­гордиться годи[ца]­годится ­Прочитайте слова второго столбика орфографически. Сравните  буквы, которыми обозначено сочетание[ца]. Какими буквами может  обозначаться ЦА на письме? На доске: ЦА: ЦА, ТСЯ, ТЬСЯ ­Какой вопрос у вас возникает? Это проблема. Свяжите ее с глаголом. Определите тему урока. ­ Тема: «Правописание –тся­ и –ться в глаголах» ­ Поставьте задачи по данной теме. ­ узнаем… ­ научимся… ­ потренируемся… Работа в парах. – Поработайте в парах. ­ Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить,  когда совпадает произношение и написание [ца]? Найдите эти слова. ­ Назовите имена существительные. ­ Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в парах. ­Что можно сказать о других словах? Назовите их. ­Что можно сказать о глаголах? Пишется ли в них ЦА как и в  существительных? Когда в них пишется ­ться, а когда ­тся?  Сформулируйте правило. Озвучьте его.  Определите форму у глаголов. ­Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? ­В транскрипции всегда [ца] [ца]­может обозначаться  сочетанием ца [ца]­может обозначаться  ться [ца]­может обозначаться  тся) (Ответы детей фиксируются  на доске)  ­Почему одно и то же сочетание  [ца]­обозначается по­разному. ­Тся­ и Ться­ в глаголах. На доске. ­Если это имя существительное,  то совпадает написание. ­Водица, птица, синица ­Если это имя  существительное слышу ца,  пишу ца Дети называют слова, задают к  ним вопросы, определяют, что  это глаголы. ­Если глагол отвечает на вопрос  Проблемный вопрос Определение темы  урока.       V. Работа по теме  урока (5 мин.). Работа в парах.        Работа по теме  урока. Составление  алгоритма­ помощника Работа в группах ­ Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают? ­ Еще раз сформулируйте правило, в глаголах какой формы пишется  ­ТСЯ, а в какой пишется ­ТЬСЯ. Правило на доске. ­Для чего мы сформулировали новое правило? ­Сейчас вы будете работать в группах. Какие действия нам нужно  сделать, чтобы применить это правило.  Попробуйте составить из «конструктора» алгоритм правописания  глаголов на –ться­, ­тся­. (конверт у каждой группы) ­Какое действие вы поставили на первое место? что делать? что сделать?  Пишется –ться­. Если глагол  отвечает на вопрос что делает?  Что делают? Пишется –тся­. ­Это глаголы в неопределенной  форме. ­Это глаголы 3­го лица ед. и мн.  числа. ­Если глагол в неопределенной  форме буду писать –ться­, если  в 3­ем лице –буду писать –тся­ ­Чтобы не ошибиться в  написании глаголов на ться, тся. ­Какой второй шаг? Дети работают в группах Открыть алгоритм на доске. ­Для чего нам необходим данный алгоритм? Обратите внимание на  оформление орфограммы. Игра «Передай другому»  Каждому ряду дается листок с глаголами на тся и ться (с пропусками).  Нужно вставить пропущенные буквы и передать лист с заданием  следующему ученику.  ­Задайте к глаголу вопрос. ­Если глагол отвечает на вопрос  что делать? Что сделать? пиши   –ться­. Если глагол отвечает на  вопросы что делает? Что  сделают? Что делают? Что  сделают? Пиши –тся­. На доске. ­Чтобы правильно применять  правило на письме VI Закрепление  изученного  материала (5 мин.)            VII  Физкультминутка  (1мин.).       Самостоятельная  работа (8­10  минуты)       Отказываться  Задуматься  Отправляются  Поправляется  Удивляться  Купаться  Боится    Дожидаться  Все листы вывешиваются на доску, выходит один представитель от  ряда. Проверка задания. Выявляется ряд­победитель. Поставьте себе +  на полях те дети, кто не допустил в этом задании ошибки, знак ?, если  допущена ошибка. ­ Присядьте, если в глаголе пишется ТЬСЯ, хлопните в ладоши, если  пишется ТСЯ. Запираться на засов, рассеивается туман, собирается в школу, надо  заботиться о здоровье, хочет учиться, девочка учится, любит  трудиться, природа просыпается. ­ Предлагаю вам самостоятельную работу. Карточка №1. Прочитайте  задание. Что нужно сделать? ­ Соедините две части пословицы,  правильно вставив ­тся или –ться. … Проверка.  Восстанови пословицы. Объясни написание ­тся, ­ться у глаголов. КАРТОЧКА №1 Всякий человек                             а труса находит Смелого пуля боит…ся                по делу узнает…ся Всякое дело                                   больше и спрашивает…ся С большого человека                 человеком и славит…ся  Переверните карточку, запишем пословицы под диктовку. Проверка по карточке. В каком предложении поставили запятую? Объясните  Закрепление изученного. Дети ставят в тетради +. Работа по карточкам  Дети ставят + или ?. постановку знака. Нарисуйте схему предложения на доске. Поставьте  на полях +, кто без ошибок справился с заданием на карточке №1, и ?, у кого были ошибки. ­ Карточка №2. Прочитайте задание. Как вы его поняли. Что нужно  сделать? … Вставьте пропущенные буквы. Подготовьте выразительное  чтение стихотворения. Прочитайте стихотворение.  ­      , а      . КАРТОЧКА №2 Вставь пропущенные буквы. Объясни написание ­тся, ­ться у  глаголов. Запиши стихотворение, обозначь орфограмму. Надо глаголы заставить Думать и нам отвечать, Где Ь нужно ставить, Где поскорей исключать.     Предположим, ученик На пятёрки учится; Очень любит он учиться И от книг не мучится. Где тут –тся? Где тут –ться? Надо разобраться. Что делать? Учиться. Что делает? Учится. Превосходный ученик из него получится! Предположим, ученик Спит весь день и ленится, Он учиться не желает, На «авось» надеется. Где тут –ться? Где тут –тся? Надо разобрат..ся. Что делать? Лениться. Что делает? Ленится. Итог урока.  Рефлексия.      Самооценка Все равно он от учёбы никуда не денется! ­ Выполните задание. Проверка глаголов. Поставьте + те, кто  правильно списал и проверил все глаголы. Поставьте на полях ?, у кого  были ошибки. ­ В заключении я предлагаю продолжить любое предложение: 1. сегодня я узнал… 2. я понял, что… 3. теперь я могу… 4. я научился… ­ Оцените свою работу. Начертите на полях лесенку, которая состоит  из трех ступеней: ­ если вы поняли новое правило и сможете его рассказать другу, и в  вашей тетради на полях стоят только +, поставьте зеленый кружок на  верхнюю ступень; ­ если не всё удавалось и требовалась помощь, то нарисуйте кружок на  средней ступени; ­ если узнали новое, но материал не понят, и на полях стоит больше ?,  то на нижнюю ступень лесенки.  Поднимите руки те, у кого стоит кружок на верхней ступени, на  второй, на нижней. ­ Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на  уроке открытие. Эта удача приблизила еще на один шаг каждого из вас  к успеху в изучении русского языка. Спасибо вам за активное участие.  Мне было очень приятно с вами работать. Дети продолжают предложения,  подводят итог урока Ученики оценивают свою  работу. Упр. 171, С. 103 – правило. Домашнее задание Используемая литература: 1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык. 4 класс».­М., 2018. 2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка. ­ М., 2009. ­ 1359 c. 3. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка. ­ М., 2009. ­ 573 c. отказыва….ся задума….ся отправляю.…ся поправляе….ся удивля.…ся купа….ся бои….ся дожида.…ся Алгоритм – помощник Приложение 4 Чтобы узнать, ­тся­ или –ться­ пишется  на конце глаголов, нужно задать вопрос что делать? что сделать? ь пишется пиши –ться­ что делает? что сделает? ь  знак не пишется пиши –тся­ Будем (что делать?) учиться  (глагол н.ф.) Он (что делает?) учится  (глагол 3 лица) Приложение 5 [ца] ца ться тся Приложение 6 Восстанови пословицы. Объясни написание ­тся, ­ться у глаголов. КАРТОЧКА №1 Всякий человек                              а труса находит Смелого пуля боит..ся                   по делу узнает..ся Всякое дело                                    больше и спрашивает..ся С большого человека                    человеком и славит..ся КАРТОЧКА №2 Вставь пропущенные буквы. Объясни написание ­тся, ­ться у глаголов.  Спиши стихотворение, обозначь орфограмму. Надо глаголы заставить Думать и нам отвечать, Где Ь нужно ставить, Где поскорей исключать. Предположим, ученик На пятёрки учит..ся; Очень любит он учит..ся И от книг не мучит..ся. Где тут –тся? Где тут –ться? Надо разобрат..ся. Что делать? Учит..ся. Что делает? Учит..ся. Превосходный ученик из него получит..ся! Предположим, ученик Спит весь день и ленит..ся, Он учит..ся не желает, На «авось» надеет..ся. Где тут –ться? Где тут –тся? Надо разобрат..ся. Что делать? Ленит..ся. Что делает? Ленит..ся. Все равно он от учёбы никуда не денет..ся! неопределённая форма – ТЬСЯ 3 лицо, ед. ч.  и мн.ч. – ТСЯ

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2019