Конспект урока по русскому языку на тему "Профессиональные слова" (6 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку на тему "Профессиональные слова" ( 6 класс, русский язык). Цели урока: ознакомление с понятием " профессиональные слова", со сферами их употребления, со способами обозначения профессиональных слов в толковых словарях; формирование умения находить профессиональные слова в толковых словарях; воспитание интереса к различным профессиям, любви к труду.Разработка урока русского языка 6 класс по теме "Профессиональные слова"
Иконка файла материала Урок русского языка 6 класс Учитель Ранюк Жанна Сергеевна.docx
Урок   русского  языка   6  класс   Учитель  Ранюк  Жанна  Сергеевна Профессиональные слова. Цели: ознакомление учащихся с понятием «профессиональные слова», со                         сферами     их     употребления,   со   способами   обозначения профессиональных    слов   в  толковых словарях;          ­формирование умения находить профессиональные слова в толковых             словарях;          ­развитие умения работать с толковыми словарями;          ­воспитание интереса к различным профессиям, любви к труду. Оборудование: карточки, словари разных видов                                                      Ход урока:       I.Организационный  этап 1 Проверка домашнего задания. 2.Вопросы  к  учащимся : ­Какой раздел науки о языке мы изучаем? ­Что изучает лексика? ­Какие слова называются общеупотребительными? Приведите примеры. Работа  в парах   3. Терминологический кроссворд   по теме «Лексика и фразеология»  Кроссворд – игра­задача, в которой фигура из ряда пустых клеток  заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по  условиям игры. Такое определение кроссворда дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Согласны ли вы с этим определением? Ответ обоснуйте. Выпишите определение слова кроссворд из словаря  иностранных слов. Сравните оба определения. Чем они различаются? КРОССВОРД  (  словарь  иностранных  слов) ( англ. cross­word cross крест + word слово) род задачи­головоломки ­ заполнение  буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и  вертикалям получились заданные по значениям слова ср. чайнворд ).По горизонтали: 1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько  лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с  противоположным лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого­ либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из активного  употребления. 6. Жаргонные слова или выражения. 7. Слова, которые пришли к  нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют понятия разных  наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с  самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые  сочетания слов.                                                            По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но  отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в  речи. 2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию,  но разные по лексическому значению. 3. Слова, употребляемые жителями той  или иной местности. 4. Слова, употребляемые в речи людей, объединенных  какой­либо профессией, специальностью. 5. Слова, известные всему народу и  употребляемые всеми. 6. Единица языка, служащая для наименования понятий,  предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.II. Объяснение нового материала. Постановка  цели  и задач  урока. Мобилизация  учебной  деятельности учащихся. 1.Работа с текстом.  ( мобилизация ) Выпишите   из  текста  слова  с  чередующейся гласной,  объясните  их написание.     У   человека   много  на  земле  дел. (тезис) Надо дерево    посадить, дом   построить,  сына   вырастить. А  еще  добрую песню   сложить. И  это далеко не  все,  что  должен совершить человек. Но что   бы   ты   ни   делал:   слагал   песню   или   растил   сына,­  ко всему надо приложить  усилия,  отдать  свою  душу. Определите тип речи. Тезис. Основную мысль текста. Подумайте! Какие синонимы можно подобрать к слову ДЕЛО РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОСТ Ь ПРОФЕССИЯ Как называются слова, связанные со специальностью или профессией человека? СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ Целепологание Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока «Профессионализмы» Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы 1} Узнать, что...; 2)учиться отличать... от....  Дополнительная   информация:   Из   истории   слов     ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio,Но   своего суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное)   объявление   (о   своей   специальности)»   >   «официальное указание занятия». 2. Работа с учебником Давайте проверим, правильно ли мы дали определение Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы той или иной профессии. Учитель. Значение профессионализмов, или специальных слов, разъясняются в особых словарях — справочниках, энциклопедиях. употребительные профессионализмы даются в толковых словарях. Учитель. Кроме пометы спец. в словарях вы можете встретить и такие: морск., техн.. мед. и другие. На что указывают эти пометы? Пометы морск., техн., мед. и другие указывают, с какими именно специальностями связаны те или иные профессионализмы. наиболее III Закрепление нового материала. 1.Группировка слов по употребительности. Группы слов по употреблению Общеупотребительные слова Профессиональные слова Материал для справок: земля, считать, октава, дерево, штатив, фланг. ­Дополните таблицу своими примерами. Октава ­октава, октавы, жен. (от лат. octavus - Восьмой). 1. Восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название (муз.). | Соответствующий интервал между первым и восьмым тоном гаммы (муз.). Сопрано поет октавой выше тенора. «Мы слышим с галереи: "Браво, Сильва!" - целой октавой ниже.» Чехов. | Совокупность семи тонов в пределах этого интервала (муз.). Нормальный диапазон человеческого голоса - две октавы.| Определенная часть клавиатуры, от первого до восьмого тона (муз.). Большая октава. Малая октава. Первая октава. 2. Очень низкий бас (голос и перен. певец). 3. Стихотворная строфа особой формы - ямбическое восьмистишие, в котором одна рифма объединяет первые три нечетные стиха, вторая - первые три четные стиха и третья - два последние стиха. "Домик в Коломне" Пушкина написан октавами. «Напев торкватовых октав.» Пушкин. Фланг­ фланга, муж. (франц. flanc) (воен.). В расположении и построении войск - левая или правая оконечность фронта, шеренги. Левый, правый фланг. Угрожать с фланга. Обойти с фланга. Охватить с фланга. Ударить, атаковать во фланг или с фланга. 2.Определение сферы употребления профессиональных слов. Работа с иллюстрациями  (рисунки) ­Кто изображён на рисунках? (врач, лётчик, тракторист) ­Прочитайте слова рядом с рисунками и скажите, все ли они правильно размещены? ­Спишите, сделав исправления. Врач                       Лётчик                              Тракторист     фюзеляж               шасси                                  ампутация наркоз                   карбюратор                         форсунка культивация          лемех                                  пропеллер 3.     Тренировочные       упражнения     (индивидуальные     задания     по карточкам) 1.Подобрать   определения к следующим словам и указать, какая  тема объединяет  эти слова Баскетбол, волейбол, тренировка, кросс, голкипер, стадион, тренер. Голкипер­  (англ. gool-keeper) (спорт.). Член футбольной или хоккейной команды, непосредственно защищающий ворота от противников; то же, что вратарь.1 Кросс ­ (Kross) Яан (р. 1920), эстонский писатель, народный писатель Эстонии (1985). Для поэтических сборников"Обогатитель угля" (1958), "Чудесные дела творит дождь" (1969), "Поток и трезубец" (1971) характерны интеллектуальность, ассоциативная образность. В историко-биографических романах "Между тремя поветриями" (кн. 1-4, 1970- 80), "Императорский безумец" (1978), "Уход профессора Мартенса" (1984), романах "Гимназисты Викмана" (1988) осмысливаются современные нравственные и социально- философские проблемы. 2 3 (от англ. cross - пересекать, переходить), спортивный бег, ходьба на лыжах, езда на лошади, велосипеде, мотоцикле, автомобиле по естественно пересеченной местности. в технике - помещение в здании телефонной или телеграфной станции, в котором сосредоточиваются вводы и устройства электрической защиты (разрядники, предохранители) всех проводных линий и кабелей связи. 2.   Выписать     профессиональные   слова   –   термины,   относящиеся   к театру, литературе,  музыке ,  живописи Партер,   басня,    пословица,    спектакль,  бельэтаж,  режиссер, метафора, антракт,     загадка,     олицетворение,   бенуар,   акварель,   палитра,   дирижер, мольберт, пейзаж,  соло, трио,  сопрано, амфитеатр.        партер,   спектакль,   бельэтаж,   режиссер,   антракт,   бенуар, Театр:   амфитеатр Литература: басня,  пословица, метафора, загадка,  олицетворение Музыка ­ дирижер, соло, трио,  сопрано Живопись  ­ акварель, палитра, мольберт, пейзаж Партер – партер [тэ], партера, мн. нет, муж. (франц. parterre, букв. на земле) (театр.). 1. Нижний этаж зрительного зала с местами для публики на пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Место в партере. В пятом ряду партера. Бельэтаж – (фр. bel-etage) 1) первый ярус (этаж) зрительного зала над партером и амфитеатром; 2) второй, парадный этаж дворца, особняка. Бенуар –бенуар, бенуара, муж. (франц. baignoire, букв. ванна) (театр.). Нижний ярус лож в театре наравне с партером.Амфитеатр – амфитеатр, амфитеатра, муж. (греч. amphitheatron). 1. У древних - здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах - места за партером или над ложами, расположенные полукругом. Соло – соло (итал. solo, букв. Один). 1. нескл., ср. Музыкальное произведение или отрывок его для одного инструмента или для одного голоса (с аккомпанементом или без него; муз.). Соло для скрипки. 2. нескл., ср. Танец, исполняемый одним лицом (театр.). Этому артисту поручено соло в балете Щелкунчик. 3. нареч. без участия других, самостоятельно, отдельно (об исполнении музыкальных произведений или танца). Играть, петь, танцовать что-нибудь соло. Выступать соло. 4. нареч., перен. Один, без сопровождения других (разг. шутл.). Пришел соло. • Соло-вексель (фин.) - вексель с одной подписью, по которому отвечает только одно лицо. Трио – трио, нескл., ср. (итал. trio) (муз.). 1. Музыкальное произведение для трех различных инструментов или голосов. Фортепьянное трио (для фортепьяно, скрипки и виолончели). Струнное трио (для скрипки, альта и виолончели). 2. Три музыканта или певца, исполняющие такие произведения. Гастроли известного трио. 3. Вторая часть многих музыкальных произведений танцовального типа (менуэта, гавота и т.п.), после которой повторяется первая. Мелодичное трио Моцартовского менуэта. Сопрано ­ сопрано, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано. IV Профессиональная лексика. Её стилистическая роль. Закрепление  нового материала (продолжение). 1.Профессиональные слова используются в научном стиле, с их помощью сообщаются   научные   сведения.   В   художественном   произведении профессиональные   слова   выполняют   изобразительно­выразительную функцию: с их помощью точнее, нагляднее описывается речь людей, их занятия, обстановка действия.Работа по группам (работа с текстами разных стилей)                                            1 группа: Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.                                                                                                  (М. Пришвин) Шайки –Деревянная посудина для воды вроде низкого ведра с рукояткой. Лохань ­лохань, лохани, жен. Круглая или продолговатая посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей. Фуганок  –фуганок, фуганка, муж. (нем. Fugebank) (стол.). Столярный длинный рубанок для обстругивания прямолинейных поверхностей. Ладило ­ это такой бондарный инструмент, потребный для изготовления бочек. Представляет он из себя   нечто   на   вроде   колодки­шаблона,   которая   служит   для   предварительной   подготовки­подгонки клепок­дощечек из которых собирается тело бочки. ­Выразительно прочитайте текст. ­Определите его стиль. Аргументируйте ответ. ­Можно ли по тексту определить, какая профессия у отца Миши? ­Какие профессиональные слова нам помогают в этом? Найдите значения этих слов в толковом словаре? ­С какой целью автор использует в тексте профессиональные слова? столяр ­   мебельщик. плотник ­   по   прочим   деревянным   конструкциям   ­ окнам,   например.   слесарь   ­   по   металлу,   также   так   иногда   называют ремонтника   разной   аппаратуры   (слесарь­сантехник   и   т.   д.)   короче   вне контекста ­ особо ничего не значит. оо Б ндарь — ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт. Ремесло называют Бондарство. Ранее оно имело повсеместное распространение, однако в XX веке почти повсеместно сошло на нет. Однако и в XXI веке профессия бондаря по прежнему необходима,   так   как   настоящие   деревянные   бочки   требуются   при   производстве   вина   и коньяка. Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочкиодна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.                                           2 группа: Берёза – многолетнее  растение из семейства берёзовые, класс двудольные. Ствол   с   гладкой   белой,   у   основания   с   тёмной,   сероватой   корой. Треугольно­ромбические   черешковые   листья   имеют   зубчики   по   краям. Тычиночные   и   пестичные   цветки   в   отдельных   соцветиях   –   серёжках. Осенью и зимой из созревших пестичных цветков высыпаются плодики с крылышками. Живут берёзы до 150 лет.                                                            (Из энциклопедического словаря)  ­Выразительно прочитайте текст. О чём он? ­Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения. ­Найдите в тексте общеупотребительные слова. ­Какие слова придают тексту научный характер? Класс  двудольные – Треугольно­ромбические черешковые листья ­ Тычиночные и пестичные цветки ­ 3  группа    Зачерпну я солнце жесткой кистью,   Киноварь и охру всполошу   И на глянец шелестящих листьев Сочными мазками положу, Чтобы клёны золотом червонным Осыпалась под ноги влюбленным. (Б. Попов. ) - Угадайте, о какой профессии идёт речь? (художник) - Какие слова на это указывают напрямую? (Кисть, киноварь и охра – краски, мазок – способ нанесения краски) - Какие по употреблению все другие слова? (общеупотребительные) - Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Зачерпну, всполошу, сочными, золотом) - Что это за художественный приём? (метафора)- Как вы понимаете фразу «червонное золото»? (красноватое золото) - Какую картину вы себе представляете? 2.Ребята, хотя вы только ученики 6 класса,  но  в своей речи вы тоже используете специальные слова. ­Где вы ими пользуетесь? (на уроках) Все   области   науки   используют   специальные   слова,   которые   обозначают научные понятия. Такие слова называются терминами. Для объяснения их значения   существуют   особые   словари,   Например,   «Словарь­справочник   «Словарь   литературоведческих   терминов», юного   филолога», «Географический словарь» и многие другие.  Давайте, запишем термины, которые используем на уроках: Математики: Биологии: Географии: V Рефлексия деятельности. Выставление оценок. Итог урока. Сегодня  мы  познакомились   с профессиональными  словами.  Почему  они так называются? Приведите примеры профессиональных слов. ­Какие слова являются общеупотребительными? Приведите примеры. VI.  Домашнее задание  (  дифференцированное) 1.   Все   вы,   наверное,   знаете   стихотворение   В.В.Маяковского   «Кем быть?» ­У меня растут года,  Будет  и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? Беседа:­А кем вы хотите стать и почему? ­Какие профессиональные слова вы будете употреблять? ­Ваши родители уже выбрали свой путь в жизни, нашли себе дело по душе. Составьте   список   профессиональных   слов,   которыми   пользуются   ваши родители, и на следующем уроке вы познакомите своих одноклассников с этим списком, они попробуют догадаться, кем работают ваши родители. 2 Написать рассказ «Моя будущая профессия»