Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не
Цели:
– развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы;
– совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."
Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не
Цели:
– развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других
форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы;
– совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Введение в раздел.
Мотивирующий приём.
– Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
Послушайте вопросыответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.
1) – Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
2) – Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3) – Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята
На «пятёрку» знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
II.
Формулирование
проблемы.
– Эта часть речи называется … (глагол).
Работа по группам.
– Составьте вопросы на теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на
листочках.
– У вас получится вопросный план. Посмотрим, как он изменится к концу урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Углубление
изученного.
1. Продолжение работы в группах по составленному вопросному плану.
– Предложите свои варианты другим группам.
Участники названных групп отвечают на вопросы. Затем меняются ролями.
2.
Упр. 230 (и доп. упр. 120 из «Дидактического материала») –
осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи
глагол.
– Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол?
Почему часть речи получила такое название?
Вопросы после чтения:
– Какое значение было у слова глагол, какое стало?
– Что такое глаголица?
– Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок:
много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.)
3. Роль глаголов в тексте.
а) Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать
своё мнение.
– Что помогает автору организовать повествование? Что он чаще всего
употребляет в своём рассказе?
Это текстповествование, потому что ключевыми словами являются
глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию.
б) Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтениипоэтической зарисовки.
– Как вы думаете, это повествование или описание?
– С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.)
– Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность?
(Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.)
Учитель может сообщить, что такое изобразительновыразительное
средство называется олицетворением.
Методическая рекомендация
: учителю следует самому прочитать
стихотворение, чтобы ученики ещё раз представили картину (можно
закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают
здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение –
восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы.
Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения
стихотворение учили наизусть. Схемы предложений составляются
выборочно (можно по вариантам, например, 2е и 4е предложение:
в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради.
4. Правописание глаголов с частицей не.
Упр. 233 и 234. Можно предложить ученикам на выбор (по желанию).
а) Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с
обилием глаголов с частицей не, преобразовывать глагольную форму из
текста в неопределённую.
Ученики читают текст, определяют его особенность.
– Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? (Глаголы с частицей не
выступают в роли строгих запретов.)
Ученикам можно дать задание:
– Выпишите глаголы с не в два столбика:
1й – обозначают действия, связанные с едой;
2й – обозначают действия, не связанные с едой.
– Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму.
б) Упр. 234 – развивается то же умение, что в упр. 233.
Задание после чтения.Упр. 235 – содержит информацию об истории возникновения
– Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму.
5.
неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели.
Чтение текста упражнения ознакомительным чтением.
– О каких особенностях неопределённой формы узнали? (О суффиксах
неопределённой формы, их изменении и обозначении в разных учебниках.)
– Чем являются ть и ти в наших учебниках? (Суффиксами.)
– Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (ь для обозначения
мягкости согласных и ь после букв шипящих в неопределённой форме.)
– На основе информации из текста составьте схемуопору о неопределённой
форме:
IV. Развитие
умений.
Словарная работа.
– Запишите слово концерт и 2–3 однокоренных слова, обозначьте орфограмму.
– Составьте предложение со словом концерт в П.п., проговорите слово
орфографически.
– Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние – состояние крайней
безнадёжности, ощущение бызвыходности.)
– Составьте и запишите предложение с прямой речью с этим словом, составьте
схему.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
V. Итог урока.
– Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть
ли какието различия? Уточним план.
1. Почему часть речи получила такое название – глагол?
2. Какова роль глаголов в тексте?
3. Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не?
4. Как пишутся глаголы с частицей не?
5. Что такое неопределённая форма глагола, как она возникла в русском языке?
– Что вы узнали о глаголе нового?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 124, «Дидактический материал».
2. Повторить по учебнику «Русский язык», 3й кл., об изменении глаголов по
временам.