Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
18.03.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."
Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не Цели: – развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; – совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."
Роль глаголов в предложении, в речи.docx
Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не Цели: – развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; – совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Введение в раздел. Мотивирующий приём. –   Однажды   одной   части   речи   предложили   ответить   на   вопросы   анкеты. Послушайте вопросы­ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор. 1) – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. 2) – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. 3) – Что бы вы пожелали ребятам? Чтобы русский все ребята На «пятёрку» знали. На письме и в разговоре Нас употребляли. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. II.  Формулирование  проблемы.  – Эта часть речи называется … (глагол). Работа по группам. – Составьте вопросы на теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на листочках. – У вас получится вопросный план. Посмотрим, как он изменится к концу урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) III. Углубление  изученного. 1. Продолжение работы в группах по составленному вопросному плану. – Предложите свои варианты другим группам. Участники названных групп отвечают на вопросы. Затем меняются ролями. 2.  Упр.   230   (и   доп.   упр.   120   из   «Дидактического   материала»)   – осмысливаются   сведения   об   истории   возникновения   названия   части   речи глагол. – Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название? Вопросы после чтения: – Какое значение было у слова глагол, какое стало? – Что такое глаголица? – Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.) 3. Роль глаголов в тексте. а)  Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать своё мнение. –   Что   помогает   автору   организовать   повествование?   Что   он   чаще   всего употребляет в своём рассказе? Это   текст­повествование,   потому   что   ключевыми   словами   являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. б)  Упр.   232   –   развивается   эмоциональная   сфера   учеников   при   чтении поэтической зарисовки. – Как вы думаете, это повествование или описание? – С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.) – Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность? (Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.)   Учитель   может   сообщить,   что   такое   изобразительно­выразительное средство называется олицетворением. Методическая   рекомендация  :  учителю   следует   самому   прочитать   стихотворение,   чтобы   ученики   ещё   раз   представили   картину   (можно закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы. Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение   учили   наизусть.   Схемы   предложений   составляются выборочно (можно по вариантам, например, 2­е и 4­е предложение: в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради. 4. Правописание глаголов с частицей не. Упр. 233 и 234. Можно предложить ученикам на выбор (по желанию). а) Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с обилием   глаголов   с   частицей  не,   преобразовывать   глагольную   форму   из текста в неопределённую. Ученики читают текст, определяют его особенность. – Какую роль играют в тексте глаголы с частицей  не? (Глаголы с частицей  не выступают в роли строгих запретов.) Ученикам можно дать задание: – Выпишите глаголы с не в два столбика: 1­й – обозначают действия, связанные с едой; 2­й – обозначают действия, не связанные с едой. – Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму. б) Упр. 234 – развивается то же умение, что в упр. 233. Задание после чтения. Упр.   235   –   содержит   информацию   об   истории   возникновения – Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму. 5. неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели. Чтение текста упражнения ознакомительным чтением. –   О   каких   особенностях   неопределённой   формы   узнали?   (О   суффиксах неопределённой формы, их изменении и обозначении в разных учебниках.) – Чем являются ­ть и ­ти в наших учебниках? (Суффиксами.) – Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (ь для обозначения мягкости согласных и ь после букв шипящих в неопределённой форме.) – На основе информации из текста составьте схему­опору о неопределённой форме: IV. Развитие  умений.  Словарная работа. – Запишите слово концерт и 2–3 однокоренных слова, обозначьте орфограмму. –   Составьте   предложение   со   словом  концерт  в   П.п.,   проговорите   слово орфографически. –   Как   вы   понимаете   слово  отчаяние?   (Отчаяние   –   состояние   крайней безнадёжности, ощущение бызвыходности.) – Составьте и запишите предложение с прямой речью с этим словом, составьте схему. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. V. Итог урока. – Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть ли какие­то различия? Уточним план. 1. Почему часть речи получила такое название – глагол? 2. Какова роль глаголов в тексте? 3. Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не? 4. Как пишутся глаголы с частицей не? 5. Что такое неопределённая форма глагола, как она возникла в русском языке? – Что вы узнали о глаголе нового? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 124, «Дидактический материал». 2. Повторить по учебнику «Русский язык», 3­й кл., об изменении глаголов по временам.

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."

Конспект урока по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении, в речи."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018