Конспект урока по русскому языку на тему "«Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают имена прилагательные. Полные и краткие имена прилагательные»(4 класс, русский язык) + презентация к уроку

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Имя прилагательное.docx
Тема: «Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают имена прилагательные. Полные и краткие имена прилагательные» Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)  УМК: Школа России. Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 4 класс Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи. Познакомить с полной и краткой формами имён прилагательных. Планируемые результаты: предметные:  пополнить   практический   опыт   учащихся   в   употреблении   имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте. Обратить внимание на роль прилагательных в речи. Узнать о полной и краткой формах имён прилагательных. личностные:  проявляет учебно­познавательный  интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности; Универсальные учебные действия: регулятивные • определяет цель деятельности на уроке; познавательные • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; коммуникативные • слушает и понимает речь других; •   договаривается   и   приходит   к   общему   решению   в   совместной   деятельности   с одноклассниками; Задачи   педагога:  актуализировать   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   его морфологических   признаках,   роли   в   предложении;   познакомить   с   полной   и   краткой формами   имён   прилагательных;  способствовать  развитию   орфографической   зоркости; учить точному употреблению слов и правильному их написанию; совершенствовать умения слушать   и   слышать   других,   воспитывать   взаимопонимание   и   взаимопомощь;   развивать эмоциональную сферу, творческое мышление. Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение и письмо). Средства обучения: ПК, Учебник «Русский язык» 4 класс, авторы В.П. Канакина, В.Г.  Горецкий, мультимедийная презентация, карточки (приглашение) для индивидуальной  работы, задания для групповой творческой работы. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ­Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Сергеевна. Я приехала к вам из посёлка  Запрудня. Разрешите мне сегодня провести у вас урок? II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Откройте   тетради.   Что   это?   (приглашение,   на   приглашении   оценочный   лист). Приглашение.   Рассмотрите   его,   прочитайте.   Что   вы   видите?   (ответы   детей,   поиск информации).   Наверное,   наш   именинник   так   спешил,   что   пропустил   некоторые   буквы. Вставьте,   пожалуйста,   пропущенные   буквы   в   слова   и  объясните   орфограммы   на  месте пропуска букв (проверка ­ читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют.) Кто готов объяснить? Приглашение: Д..р...гой дру(г,к)! Приглашаю тебя на День р…ждения.Рефлексия. Ребята, на приглашении у вас колпачок. Если не было у вас ошибки в  задании, раскрасьте его зелёным цветом. Если ошибки были – жёлтым.(фломастеры) III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Нас пригласили на день рождения! Закрываем тетради! Русским языком мы  заниматься сегодня не будем. Раз пригласили – собираемся на День рождения. Только  непонятно, к кому мы идём? (презентация. Звонок скайпа, голос в записи): ­Ребята, здравствуйте. Это я приглашаю вас на День рождения. Догадайтесь, кто я? ­Я часть речи.  Ребята, нам придётся вспомнить все части речи, которые вы знаете. (перечисляют, на слайде  появляются  части речи:  имя существительное, имя  прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие, союз, предлог, частица) ­Я отвечаю на вопросы!  Ребята, а какие части речи отвечают на вопросы? Кто знает? (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) ­Я обозначаю признак предмета! Так кто же пригласил нас на День рождения? (имя прилагательное). А что такое имя прилагательное?   Я   предлагаю   вам   вспомнить   правило.   (на   доске   учитель   выстраивает кластер: имя прилагательное; часть речи; какой, какая, какое, какие?; признак предмета) Замечательно, разобрались, к кому мы пойдём. А что нужно для того, чтобы пойти на Д.р.? (Ответы детей: подарок, поздравление, быть красиво одетым). Действительно, нужно быть нарядно одетым, написать поздравление, подготовить подарок. IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА Сегодня вы нарядные, молодцы! А подарка и поздравления у нас нет. Напишем сначала поздравительную открытку. Вы будете работать в паре. Открытка лежит у вас на парте. Откройте её, что вы видите? (ответы детей) Как вы думаете, что нам нужно сделать? (ответы) Постараемся, чтобы у нас получились красивые поздравления. Приступаем.  ТЕКСТ ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ: (в рамочке) В   этот_________________день   на _____________________праздник. с _____________________событием.  Желаем  __________здоровья и  ___________________ успехов.   Будь   весел   и   _________.   (3   минуты,   Если   вы   закончили   работу,   покажите, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх) мы   Поздравляем     отправляемся   Прилагательное   имя   Прочитайте текст, который у нас был? (слайд с текстом). Кто хочет прочитать своё поздравление? (зачитывают 2­3 поздравления). Какой текст вам нравится больше? (второй). Почему?   (красивый).   А   какой   частью   речи   являются   слова,   которые   вы   добавили? (прилагательные).   Докажите,   что   это   прилагательные?   (доказали,   у   нас   попалосьнепонятное слово, вернёмся к нему). Для чего нужны прилагательные, какую роль они играют   в   тексте?   (ответы   детей).   Действительно,   прилагательные   делают   нашу   речь образной, выразительной, эмоциональной, яркой.  Ко   всем   ли   пропущенным   словам   можно   задать   вопросы   прилагательного  (какой, какое,   какая,   какие?)   (Проблема   –   не   подходят   последние   2   слова).   Вернёмся   к информации на доске (вопрос не подходит, признак подходит). Да, это признак. У нас возникла проблема. А может, это не прилагательное, а другая  часть речи, потому что отвечает   на   другой   вопрос?   Где   мы   можем   найти   информацию   об   этом?   (телефоне,   у взрослого, у книги, поближе). Да, в учебнике. Откроем, посмотрим на с.5. Кто нашёл? Читаем   (только   в   полной   и   краткой   формах).   Да   ребята,   прилагательные   могут   быть употреблены в полной и краткой формах.  А   каким   членом   предложения   является   прилагательное?   (ответы)   А   краткие прилагательные? Прочитайте. (Добавить в кластер ) К информации мы добавим полная и краткая форма, каков?, (определение), (сказуемое). Итак, открытка готова. Прикрепляем её на доску. Рефлексия.  А   теперь   оцените   свою   работу.   Закрасьте   шарик   в   приглашении. Зелёным­ если работали дружно и хорошо; жёлтым – если возникли трудности, не смогли договориться. (Деление   на   группы).   Загляните   под   стульчики.   Посмотрите,   что   там   (листочки). Итак,   вы   видите,   что   у   каждого   из   вас   разноцветные   листочки.   Объединитесь   в группы(галочкой   по   рядам)   (заготовки   треугольниками).   Поднимите   руку,   у   кого   на листочках   звёздочка?   Вы   командиры   ваших   групп.   Найдите   своё   задание   по   цвету листочка.   Посмотрите   глазками,   где­то   в   классе   спряталось   ваше   задание.   Нашли? Капитаны, принесите, пожалуйста, задания в группы. Тексты   (4   предложения).   Задание   «Опечатка».   Прочитайте,   пожалуйста,   задания. Приступаем к работе.( На задание даётся 3 минуты)  Задания: 1.Найдите ошибки, исправьте их и объясните.  ( после текста) 2. Найдите краткие прилагательные. (изменение   по   родам,   числам,   падежам.   Во   всех   текстах   есть   полные   и   краткие прилагательные, кроме последнего) ТЕКСТЫ: Приготовление торта: Для того, чтобы испечь сладкая, сдобное, пышная торт, нужно взять 500граммов пшеничный муки. Для начинки лучше взять ягодная крем. Как вкусен начинка! Для подарка нужна красивые упаковка. Для этого возьмём большой, красивый, листы бумаги. Упаковку украсит блестящие, яркие бант. Разноцветный украшения хорош!На День рождения иди в хороший настроении. Нельзя приходить грязный и чумазый. Подготовь имениннику тёплая искренняя речь. Вам даю 3 минуты. Если вы готовы, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Все группы готовы, рассаживаемся по местам, капитанов прошу выйти. Какое   было   задание     (читают   задание).   Прочитайте,   что   получилось   (все   читают тексты).   Какую   часть   речи   вы   изменяли?   Что   вы   в   них   изменяли?   (окончания).   Как определили, что именно такие окончания нужны? От чего это зависит?) Ребята, какой вывод сделали: имена прилагательные изменяются по родам;(кластер) То же самое Вывод 2: имена прилагательные изменяются по числам;  имена     3:   Вывод падежам. Повесить   кластеры.   Прилагательные   изменяются   по   родам,   числам,   падежам.   Как   вы определяли род? (по существительному), падеж (по существительному). Прилагательное связано с существительным. прилагательные изменяются по       Проверяем 2 задание. Назовите краткие прилагательные, которые вам встретились в тексте?  1   группа.(называем).   Что   заметили?   (вкусна   –   вкусен).   Что   изменилось   в прилагательном? Вывод, что краткие прилагательные изменяются по родам. 2   группа.(называем).   Что   заметили?   (хорош   –   хороша).   Что   изменилось   в прилагательном? Вывод, что краткие прилагательные изменяются по числам. 1   группа.(называем).   Что   заметили?   (У   нас   нет   кратких   прилагательных.   Всё правильно, краткие прилагательные не изменяются по падежам). Рефлексия:  Оцените   свою   работу   в   группе.   Закрасьте   подарок   в   приглашении. Зелёным­ если были активны; жёлтым – не очень активными. Сегодня мы познакомились с вами с полными и краткими прилагательными, а в 6­м классе вы подробнее узнаете о кратких прилагательных. V. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Поздравление составили, готовили подарки. Какие подарки можно дарить? Книгу мы и   подарим   имениннику.   Сочиним   про   него   синквейн.   Он   состоит   из   5   строк.   Будем сочинять вместе. Первую строчку записываем со мной: Имя прилагательное. (2   прилагательных.   Какое   бывает   имя   прилагательное,   мы   сегодня   узнали   это   на уроке?) Полное, краткое. (3 глагола. Что делает имя прилагательное? Записываем.)Украшает, определяет, дополняет (предложение ­ вывод из 4 слов. Для чего нужно прилагательное?) Делает нашу речь выразительной (синоним или ассоциация с 1 словом) Красота! (Если вы не смогли записать что­то, послушайте, что получилось у ваших товарищей)­ 2 синквейна. Наши синквейны мы соберём в книгу и подарим имени прилагательному.  Информационная доска – повторили все сведения, которые узнали на уроке. VI. РЕФЛЕКСИЯ Повышенный   уровень   знаний   –   буду   пользоваться   новыми   знаниями   и   могу   объяснить одноклассникам; средний уровень знаний – я узнал новое об имени прилагательном, но не уверен, что смогу объяснить одноклассникам; низкий уровень – я не всё понял об имени прилагательном. Звонок! Молодцы ребята! Благодарю вас за творческое сотрудничество. Вбегает прилагательное. ­Здравствуйте! А я к вам!  ­ У меня для вас угощения. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Посмотрите также