Конспект урока по русскому языку на тему "Шипящие звуки" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока «Шипящие согласные звуки». Тип урока: комбинированный Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; Обучающиеся должны знать: Шипящие согласные звуки. Уметь: Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать.  Уметь читать стихотворение по ролям; находить в словах текста буквы ж, ш, ч, щ, обозначающие шипящие звуки;  находить в группе слов «лишнее»; читать слоги, слова, предложения, тексты, содержащие изученные звуки; писать сочетания чк, чн.  Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».  Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию).
Иконка файла материала КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, 1 КЛАСС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя  общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова Тема урока «Шипящие согласные звуки». Тип урока: комбинированный Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах;  Обучающиеся должны знать: Шипящие согласные звуки. Уметь: Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать.   Уметь читать стихотворение по ролям; находить в словах текста буквы ж, ш, ч, щ, обозначающие шипящие звуки;   находить в группе слов «лишнее»; читать слоги, слова, предложения, тексты, содержащие изученные звуки; писать сочетания чк, чн.  Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».   Находить   в   тексте   слова   с   шипящими   ж,   ш,   ч,   щ   (по   конкретному заданию).   организации   познавательной   деятельности:   Фронтально   – Формировать  положительную   мотивацию   и   познавательный   интерес   к изучению данной темы. Форма   индивидуальная работа Пересказ по картине. Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить  шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.  Ход урока: 1. Организационный момент.  Стихотворение хоровое: « В школе нам совсем не лень, Заниматься каждый день. Мы с доски не сводим глаз, 1А учитель учит нас! Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем мы уже писать. И постепенно, понемногу Мы научились все читать!» 2. Повторение изученного. ­ Какие звуки в русском языке всегда мягкие? ([ч'],([ш'],([й'].) ­ Какие звуки в русском языке всегда твердые? ([ж],([ш],([ц].) ­ Какие буква не обозначают звуков? (ь, ъ.) ­ Какие буквы показывают мягкость предшествующих согласных? (и, е, ё, ю, я, ь.) ­ Какие буквы могут обозначать одновременно два звука? (е, ё, ю, я.) 3.Самоопределение к деятельности  (Слайд 2.) М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б. ­ Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. ( Буква Ь – не означает  звука. Букву убирают.) ­ А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч –  обозначает шипящий согласный звук.). (Слайд 3) ­ Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.) ­ Что вы о них знаете? ­ Назовите тему урока. ( Шипящие согласные звуки.)  4.Характеристика звука [ч']. Работа в парах. ­ Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ч']  (артикуляция)  ­ Как произносится звук? (  глухо  )    , непарный ­ Что ещё нужно знать про звук?    (согласный    )    , глухой, непарный, мягкий ­ Какой это звук? (согласный    )   ­ Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».  2ПРАВИЛА:  Я   буду   называть   слова,   если   вы   услышите   в   слове   звук  [ч'], хлопайте. Будьте внимательны.  Кучка, ручка, майка, чудо, жилет,  часы, ручеёк, бриджи, мяч, брючки, носочки, джинсы. Молодцы ребята! 5.Игра «Какое слово лишнее» (Слайд 4,5,6). 6. Чтение стихотворения В. Пивоварова «Ручеёк» ­  Что интересного вы узнали при чтении?  (Это стихотворение диалог, где чередуются вопросы и ответы.) ­ Кто ведет диалог? (Ручеек  и, наверное, автор. А может быть и ветер?! Или ёжик?!  Нам не понятно). ­ На какое предложение следует обратить особое внимание? (На последнее: «Река­а­а!».) ­ Что обозначает такая запись? (Долгий звук [а].) ­ Каким должен быть этот звук по громкости?  (Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника.) ­   Сколько   человек   должны   читать   этот   текст   по   ролям?  (Трое:   ручеек, воображаемый собеседник, и сам автор). Чтение стихотворения по ролям. Работа в парах. Дети разыгрывают сценку. Обратить внимание на интонацию, жесты, мимику, жесты. 7. Физкультминутка (Слайд 8.) 8. Работа с текстом Н. Сладкова.  Чтение текста.  Сравниваем содержание рассказа и стихотворения. (Общее: ручей бежит по реке.  Различие:   в   стихотворении   ручей   совсем   маленький   и   тихий,   а   в тексте он большой и шумный.) Как бы озаглавили этот текст? ( «Ручей», «Весна пришла», «Ручей и река», «Просыпайся, речка!»…) 3Давайте   восстановим   путь   ручья.   Он   рождается   из   родника   (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же   ручейками,   превращается   в   большой   ручей.   Большие   ручьи,   сливаются вместе, рождают небольшую речку. Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море.  Какой темп чтения вы выберете дл каждого абзаца? Выразительное чтение текста.  Найдите в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.  Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья? (Это звуки [ж],([ш], [ч'],[ш'].)  Как вы думаете, почему эти звуки назвали шипящими? 9. Игра «Найди лишнее слово» (Лишние   слова:   ручка,   морж,   веселье,   водитель.   Остальные   слова   в каждом столбике связаны по смыслу и имеют общую часть). Выберете   из   приведенных   в   этом   задании   слова   те,   которые   относятся   к тематике прочитанных нами сегодня текстов. (Ручей, море, весна, вода). 10. Работа в тетради. (с.46) Восстановим деформированный текст, обозначая порядок предложений (2 – 1 – 3) Задание 2.  Каждой букве алфавита соответствует конкретный порядковый номер. Пользуясь цифровым ключом, выписываем  буквы, соответствующие номерам.   Расшифровываем   пословицу:   «Бери   книгу   в   руки,   и   не   будет скуки!» 11.Итог урока.    ­Что понравилось на уроке?   ­Какой вывод можно сделать? 45