Конспект урока по русскому языку на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
17.02.2017
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква)
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, развивать навыки пунктуационного оформления записи имен собственных ( использование кавычек)
Воспитательная: способствовать формированию интереса к предмету, к русскому языку; воспитание любви к родной столице, стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в группе .Конспект урока
Конспект урока по письму и развитию речи.docx
Тема урока: « Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урокпутешествие
Методы и приемы обучения: проблемный метод, частичнопоисковый, фронтальный опрос, беседа, групповая
работа
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация с заданиями, текст, толковый
словарь С.И.Ожегова
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов
деятельности на уроке, группах.
Ход урока
I.
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Как ваше настроение сегодня?
Давайте улыбнемся друг другу и нам сразу станет теплее и радостнее на душе. Подарите друг другу улыбку,
хорошее настроение. (видеоролик «Улыбка»)
Мы с вами сегодня продолжим путешествие в страну «Морфология»
II.
Первая наша станция «Проверяйка»
На этой станции мы повторим то, что мы уже знаем.
1. Фронтальный опрос учащихся
Ребята, о какой части речи говорили на прошлом уроке? (об имени существительном)
Что такое существительное?
На какие вопросы отвечает?
Приведите примеры.
2. Проверка письменного домашнего задания.
Упр. 204 Прочитать стихотворение. Выписать в один столбик одушевленные существительные, в другой
неодушевленные существительные.
III. Станция «Наблюдайка». Сообщение темы, цели.
1. Добывание и творческое применение знаний путем решения проблемных задач)
Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном признаке имен существительных. Скажите, пожалуйста, в каком
городе мы живем? Как называется наша столица? В какой стране мы живем? Как называется наша планета? Что же у нас получилось?
У нас получилось два столбика слов.
Что можно сказать о первом столбике слов?
Как написаны слова ? (со строчной буквы)
А как написаны слова второго столбика? (с заглавной буквы)
Сегодня на уроке мы поговорим о собственных и нарицательных именах существительных. Почему они так
называются и как пишутся?
Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы: собственные и нарицательные.
Как вы думаете, какие из этих слов будут собственными? Какие нарицательными
IV. Станция «Узнайка». Знакомство с новым материалом.
1. Объяснение нового материала
Те, слова, которые мы написали с большой буквы называются собственные имена существительные. Они
называют такие предметы, которые единичные, неповторимы. Слово «собственный» происходит от
старославянского собьство, что означает «свое», «личное», «себепринадлежащее».
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицити называть.
Нарицательные имена существительные — это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со
строчной буквы.
2. Знакомство с теоретическим материалом учебника.
Давайте прочитаем правило на стр. 92.
V. Станция «Прочитайка». Закрепление.
Следующая станция «Прочитайка»
Работа с текстом (стр. 93) Упр.215
а) образцовое чтение учителя
б) объяснение значений непонятных слов и выражений (извозчик, купец, ярмарка, освоение целины). Работа с
толковым словарем С.И.Ожегова
в) работа над произношением слов и словосочетаний: транспорт, извозчик, носивший, хорошел, ярмарка,
ассортимент, местность, изобилие, освоение целины, целинный край, переименован.
г) чтение учащихся по цепочке
д) выписать имена собственные существительные (Казахстан, Акмолинск, Номер первый и последний, Россия,
Средняя Азия, Китай, Акмола, Целиноград, Астана )
VI.
Станция «Отдыхайка».
Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное вам надо присесть. Если услышите имя
собственное надо хлопнуть в ладоши над головой. Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козел Бодун,
Воробей Тишка,
Поросенок Гришка
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
VII. Станция «Думайка». Работа в группах
1 гр. «Лови ошибку»
2 гр. «Знаешь ли ты названия мультфильмов?»
3 гр. «Найди пару»
VIII. Подведение итогов
Что нового мы узнали на уроке?
Какие существительные называются собственными?
С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными?
IX. Выставление оценок.
VII.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали на уроке?
А теперь наполним нашу корзину цветами.
Красный цветок (легко, интересно)
Зеленый цветок (немного трудно, но интересно)
Желтый (трудно и непонятно)
Я довольна вашей работой на уроке, я желаю вам всем дальнейших успехов и только солнечного настроения.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.