Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
24.04.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
Урок можно использовать в блоке "Систематизация знаний учащихся о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей. Способствует развитию творческих, языковых и коммуникативных умений учащихся. Формируемые УУД: личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков предметные: знать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, морфологические и синтаксические признаки, правописание наречий. метапредметные: регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки; познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности; коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Документ Открытый урок в 7 классе по русскому языкуMicrosoft Office Word.docx
МБОУ Павловская СШ            Открытый урок по русскому языку                                 в 7 классе           Тема: «Текстообразующая роль наречий в тексте»                                            учитель русского языка и литературы:                                                                                 Берлинская П.В. 2017год 1. 2. 3. 4.                         Тема: Текстообразующая роль наречий в тексте.   Цели урока: Систематизация знаний учащихся о наречии, о роли наречий в текстах разных  стилей. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений  учащихся. Развитие навыков анализа текста. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции,  восприимчивости к выразительной речи. Задачи урока: Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, анализ текстов разных  стилей (художественного, научного, официально­делового, публицистического),  выполнение творческих заданий, используя индивидуальную, фронтальную, групповую  форму организации урока. Формируемые УУД: личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков  организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления,  анализа, развития творческих навыков предметные:  знать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, морфологические и  синтаксические признаки, правописание наречий. метапредметные: регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки; познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие  выводы; умение анализировать, устанавливать причинно­следственные связи, строить  логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности; коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и  слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами Применяемые технологии: развивающее обучение проблемное обучение самодиагностики (коррекции), игровые технологии.  Основные понятия: слово, части речи, толковый словарь Оборудование:  раздаточный материал  (карточки с заданиями, карточки для проведения  рефлексии) I.Психологический настрой. Постановка цели урока Ход урока ­Ребята как вы себя чувствуете. Подберите наречия, которые наиболее точно могут  передать ваше состояние. ОТВЕТЫ: хорошо, плохо, радостно, замечательно, весело, чудесно, жутко, хмуро,  спокойно и другие. ­А что мы сейчас пытаемся с вами сделать? Ответ: Дать оценку своего состояния ­А кто из вас может мне сказатьо чем мы будем сегодня говорить? Ответ: О наречиях ­Правильно ребята, а еще точнее мы понаблюдаем за ним и посмотрим какова роль  наречия в текстах.  II. Мотивация к работе 1.Сценка «Рецепт». Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика. ­ В каком классе ты учишься, молодой человек? ­ В 7 ­ А дружно вы живете в своем классе? ­ Нормально. Жутко дружно, ужасно весело. ­ Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь­то хорошо? ­ Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит. ­ Нормально. …В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная! У тебя больной язык. Тут  врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Врач дает «рецепт» ­ учебник русского языка. ­ Что странного услышали вы в этом диалоге? ­ Дайте правильный ответ на вопрос врача о жизни в классе. (Хорошо. Дружно и  весело). Чтобы правильно наречия в речи употреблять, надо о них побольше знать. III Новый материал 1. Информация о наречии (подготовленный ученик) Задание. Прослушайте текст, чтобы потом доказать, что это текст, озаглавить его,  определить стиль. Термин  «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется  корень  ­реч­, который прежде был более многозначным, чем в современном языке.  Слово «речь» когда­то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому,  если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим  искусственное слово «наглаголие». Учитель: Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь.  Какая? Предполагаемые ответы УЧИТЕЛь: Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно  должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же  функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. 2.Работа с текстом. Предполагаемый ответ. Это текст, так как предложения связаны по смыслу, есть слова одной тематической  группы: наречие, глагол, язык, корень. Озаглавить текст можно «Наречие». Это научный  стиль, так как встречается научная лексика. Беседа по вопросам. Что узнали нового? Какое наречие встретилось в тексте? Буквально – дословно, слово в слово. Что такое функция? Функция – это назначение, роль, которую выполняет наречие. 3.Выразительно­изобразительная функция наречий (исследование) 1. Чтение текста (печатный материал).  Бирюк Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из­за леса;   надо  мною   и  мне   (навстречу)  неслись   длинные   серые   облака;   ракиты   (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели. 2.Задания к тексту ­ Попробуйте прочитать текст про себя, пропуская наречия. Что получится? ­ Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи. Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя  добрая рысистая кобыла (            ) бежала по пыльной дороге, (                ) похрапывая и  шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних  колес. Гроза надвигалась. (     ) огромная лиловая туча (                ) поднималась из­за леса;  надо мною и мне (              ) неслись длинные серые облака; ракиты (              ) шевелились и  лепетали. Душный жар (               ) сменился влажным холодом; тени (          ) густели.   Вывод. Наречие обозначает признак действия. Оно выполняет выразительно –  изобразительную функцию, обозначая признаки.  Учитель: По выражению А.С.Пушкина, наречие – это слово, «живописующее глагол».   ­ Но   есть   и   еще   одна,   тоже   очень   важная,   роль   наречий.   И   я   хочу,   чтобы   вы   сами, проанализировав предложения, назвали эту функцию наречий. 4.Текстообразующая роль наречий. 1.Наблюдение. Предложения записаны на доске. Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны. Вывод.  Наречия   помогают   избежать   повтора   одного   и   того   же   слова   и   связывают предложения в тексте. Таким образом, можно назвать вторую, текстообразующую, роль наречий.   2.Определить тип речи только по наречиям. ­Утром, сначала, потом, затем, после   ­Повествование. ­Справа, слева, впереди, напротив, вверху. ­ Описание. ­ Во­первых, во­вторых, в­третьих. ­ Рассуждение. 3.Составьте (устно) несколько предложений.   1 ряд­ повествование; 2 ряд – описание; 3 ряд – рассуждение. Вывод.   Текстообразующая   роль   наречий.   С   помощью   наречий   можно   создать   текст определенного стиля и типа речи. IV Закрепление (написание пятистишия – синквейна). 1. Задание. Запишите одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке самым важным. Запишите два связанных с ним прилагательных. Запишите три связанных с ним глагола. Запишите крылатую фразу, отражающую суть урока. Запишите слово­синоним для первой строки. 2. Дети пишут синквейн. 3. Проверка работ. 4. Предполагаемый ответ. Наречие Выразительное, текстообразующее Уточняет, обозначает, связывает Часть речи «живописующая» признаки. Наглаголие.      V    Рефлексия  Лист самооценки ученика (цы) _______________________________________________ Критерии самооценка итог   Готовность к уроку Активность на уроке Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый  столбик Инструкция Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик. По завершении оценивания лист сдайте учителю Подведение итогов работы. Д/З ­ Я уверена, что теперь ваша речь не получит «увечья от наречий». Их вы хорошо изучили как их употреблять. Приложение Бирюк Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (            ) бежала по пыльной дороге, (                ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (     ) огромная лиловая туча (                ) поднималась из­за леса; надо мною и мне (              ) неслись длинные серые облака; ракиты (              ) шевелились и лепетали. Душный жар (               ) сменился влажным холодом; тени (          ) густели. И.С.Тургенев Бирюк Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из­за леса;   надо  мною   и  мне   (навстречу)  неслись   длинные   серые   облака;   ракиты   (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели. И.С.Тургенев Прочитайте выразительно текст, составленный по сказке  Для Д/з М.Е.Салтыкова­Щедрина « Пропала совесть» ГДЕ ЖИВЕТ СОВЕСТЬ? Как­то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым  недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей­неволей поймать на лету кусок, по­свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого­ нибудь начернооклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть досыта. Кое­как на день­другой найдет себе хозяина: сначала  кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по­новому запросто выбрасывали  бедняжку куда­нибудь прочь. «Сделай по­моему, Господи, — в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя,  раствори меня в нем — и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия». (По М. Е.  Салтыкову­Щедрину) 4.Задания к тексту 1. О чем этот текст, какова его тема? 2.Определите стиль и тип текста. ( Художественный, повествование ) 3. Сформулируйте основную мысль. (Совесть заставляет совершать добрые дела и  стыдиться плохих, а это не всем нравится.) 4. Слова какой части речи помогают ее раскрыть? ( Глаголы: валялась, обмануть,  понаушничать, польстить; настрадалась, выбрасывали и т.д., причастия:  оплеванная,затоптанная) 5. Какова роль наречий? (Они уточняют, обозначают, связывают, выражают) 6. Выпишите наречия, графически объясните их правописание. Какие правила мы  повторили? ( Слитное, дефисное, раздельное написание; о­а на конце наречий; Ь на конце наречий.) 7. Какие еще орфограммы в наречиях мы изучали? (правописание Н­НН ; слитное и  раздельное написание НЕ с наречиями) 8.Найдите устаревшие слова, объясните их значение. Список использованной литературы 1. Арсирий А.Т. В Страну знаний ­ с Дедом Всеведом.  –М.: «Дрофа», 2005. 2. Баранов   М.Т.,   Ладыженская   Т.А.   Русский   язык:   учебник   для   7   класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2007. 3. Власенков А.И. Русская словесность. –М.: «АРКТИ», 1999. 4. Гончар Л.А. Я иду на урок. –М.: «Первое сентября», 2004. 5. Коровина   В.Я.   Литература.   Учебник­хрестоматия   для   7   класса.   –М.: «Просвещение», 2007. 6. Пахнова   Т.М.,   Костяева   Т.А.   «Дидактические   материалы   по   русскому   языку   6 класс». –М.: «Просвещение», 1997 г., страница 121. 7. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. –М.: «Материк­Альфа», 2005.

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018