Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать по алгоритму и учатся строению логической цепи рассуждений. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Иконка файла материала три склонения.doc
Русский язык. 4 класс. Тема: «Три склонения имени существительного» Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Основные цели: 1) дать понятие о склонении; познакомить с правилом написания окончаний имён существительных; 2) развивать орфографическую зоркость, внимание,  память, речь, умение работать по алгоритму; 3) воспитывать познавательный интерес, трудолюбие. Материал к занятию: 1) листы с заданиями для групповой и индивидуальной работы; 2) презентация  Power Point Ход урока. 1.Мотивация к учебной деятельности. ­Что мы изучали на прошлых уроках  (Падежи) ­ Сегодня на уроке мы будем определять падежи существительных и узнаем   ещё одно правило, которое связано с падежами. УУД: Личностные ­  самоопределение к деятельности. Познавательные ­ целеполагание. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. ­Что надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного. Игра «Узнай падеж». ­Прочитайте предложения: Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. ­Как вы это понимаете?­Да, ребята, необычное время года – зима. Многие художники, писатели, музыканты и поэты посвящали свои произведения зиме.  Тютчев пишет: « Чародейкою зимою, околдован лес стоит».   А у Сергея Есенина можно прочитать такие строки: « Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой повязалася сосна». ­Запишите следующее предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы: Сильные морозы украсили инеем ветви на сосн. и ел. . ­Найдите однородные члены предложения, определите их род и падеж. (Проверка). УУД: Познавательные ­ мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, речевые высказывания. Регулятивные – выполнение пробного действия фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в затруднении. Коммуникативные ­  точное выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения. 3. Выявление места и причины затруднения. ­Какие окончания написали у существительных? ­Какой   возникает   вопрос?   (Почему   в   одном   падеже   и   роде   окончания   у существительных разные?) ­Чего   мы   не   знаем,   чтобы   ответить   на   этот   вопрос?   (   Правила   о   правописании окончаний существительных). ­И так, какова цель нашего урока? (Узнать правило о написании окончаний имён существительных). ­А тему урока я помогу вам сформулировать: «Три склонения имён существительных». ­Значение какого слова вам неизвестно? (Склонение). ­ Попробуем ответить и на этот вопрос. УУД:Личностные ­  самоопределение.. Познавательные ­ самостоятельное выделение и формирование цели, выделение необходимой информации. Регулятивные – работа по предложенному плану. 4.Построение проекта выхода из затруднения. ­Я предлагаю вам работать по следующему плану: 1. Вспомним окончания существительных. 2. Изменим их по падежам. 3. Выясним, что такое склонение. 4. Выведем алгоритм определения склонения существительных. УУД: Личностные –смыслообразование. Познавательные   –   обоснование   гипотезы,   поиск   и   выделение   необходимой информации, установление причинно ­  следствнных связей. Регулятивные – самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные   ­   адекватное   использование   речевых   средств   для   решения коммуникативных   задач,   выражение   своих   мыслей   с   достаточной   полнотой   и точностью. 5.Реализация проекта выхода из затруднения. Итак, давайте вспомним окончания имён существительных. Для этого определим род существительных и выделим окончания. (Работа по карточкам). ­Выпишем окончания по родам. Что вы заметили? (У существительных женского и мужского рода окончания одинаковые). ­Давайте изменим окончания существительных. Работать будем по группам: первая группа изменит окончания существительных женского и мужского рода с окончаниями ­а, ­я, вторая группа –существительные среднего рода и мужского с нулевым окончанием, а третья группа изменит окончания существительных женского рода с мягким знаком на конце. ­Сравните написание окончаний имен существительных.­Сделаем вывод. (Каждая группа существительных имеет одни и те же окончания в одинаковых падежах). ­Как вы думаете, у этих групп должно быть название? Есть ли у вас варианты? ­Давайте   проверим   наши   предположения   по   учебнику.   Прочитаем   правило   на странице 123. ­Какое слово опять мы встретили в тексте? (Склонение). ­Что   же   такое   склонение?   Сколько   склонений   в   русском   языке?   Какие существительные   относятся   к   1,2,3   склонению?   Как   будем   определять   склонения существительных? Составим алгоритм для определения склонения. Физкультминутка ­Вернемся к предложению: Сильные морозы украсили инеем ветви на сосне и на ели. ­Определим склонения существительных. Почему существительные имеют разные окончания в одном падеже и роде? (Потому что относятся к разным склонениям). УУД: Личностные – смыслообразование. Познавательные   –   мыслительные   операции,   поиск   и   выделение   необходимой информации. Регулятивные   –   решение   проблем   поискового   характера   на   основе   метода рефлексивной деятельности, работа по предложенному плану.Коммуникативные   ­   выражение   своих   мыслей   с   достаточной   полнотой   и точностью. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ­А теперь выполним упражнение 159 по алгоритму. УУД: Познавательные – использование знаково – символических средств, извлечение необходимой информации из текста. Коммуникативные – построение логической цепи рассуждений. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Большую ёлку, морозного утра, потянуло холодом, наряжать ёлку, из бумажной цепи, на верхушке ели, укрепили звезду. ­Определите склонения существительных. ­Проверьте по образцу. ­У кого все верно? У кого возникли трудности? В чем причина? УУД: Познавательные – использование алгоритма. Коммуникативные – построение рассуждений. 8. Включения в систему знаний и повторение. ­Для чего нам необходимо знать падежи и склонения? (Что бы правильно писать окончания существительных). ­Ни одно время года так не волшебно, как зима. И самый любимый праздник зимы – Новый   год,   а   украшением   этого   праздника   является   ёлка.   Используя   данные словосочетания, составьте и запишите в тетрадь предложения.УУД: Познавательные ­ умение делать выводы на основе совместной работы класса, построение речевых высказываний. Регулятивные – умение корректировать свою деятельность. Коммуникативные – оформление своих мыслей в устной и письменной форме. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­Какую цель ставили? ­Отчего зависят написания окончаний существительных? ­С каким новым словом познакомились? ­Что такое склонение? ­Кто всё понял? ­У кого возникли затруднения? Кому нужно повторить эту тему? УУД: Личностные – самооценка. Познавательные – рефлексия способов действий. Регулятивные –  коррекция своей деятельности. Коммуникативные – слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Посмотрите также