Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
19.11.2017
В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать по алгоритму и учатся строению логической цепи рассуждений. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
три склонения.doc
Русский язык. 4 класс.
Тема: «Три склонения имени существительного»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Основные цели:
1) дать понятие о склонении; познакомить с правилом написания окончаний имён
существительных;
2) развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать
по алгоритму;
3) воспитывать познавательный интерес, трудолюбие.
Материал к занятию:
1) листы с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
2) презентация Power Point
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Что мы изучали на прошлых уроках (Падежи)
Сегодня на уроке мы будем определять падежи существительных и узнаем ещё
одно правило, которое связано с падежами.
УУД:
Личностные самоопределение к деятельности.
Познавательные целеполагание.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Что надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного.
Игра «Узнай падеж».
Прочитайте предложения:
Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.
Как вы это понимаете? Да, ребята, необычное время года – зима. Многие художники, писатели, музыканты
и поэты посвящали свои произведения зиме.
Тютчев пишет:
« Чародейкою зимою, околдован лес стоит».
А у Сергея Есенина можно прочитать такие строки: « Заколдован невидимкой,
дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой повязалася сосна».
Запишите следующее предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы:
Сильные морозы украсили инеем ветви на сосн. и ел. .
Найдите однородные члены предложения, определите их род и падеж. (Проверка).
УУД:
Познавательные мыслительные операции, извлечение необходимой информации
из текста, речевые высказывания.
Регулятивные – выполнение пробного действия фиксирование индивидуального
затруднения, волевая саморегуляция в затруднении.
Коммуникативные точное выражение своих мыслей, аргументирование своего
мнения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Какие окончания написали у существительных?
Какой возникает вопрос? (Почему в одном падеже и роде окончания у
существительных разные?)
Чего мы не знаем, чтобы ответить на этот вопрос? ( Правила о правописании
окончаний существительных).
И так, какова цель нашего урока? (Узнать правило о написании окончаний имён
существительных).
А тему урока я помогу вам сформулировать:
«Три склонения имён существительных».
Значение какого слова вам неизвестно? (Склонение).
Попробуем ответить и на этот вопрос.
УУД: Личностные самоопределение..
Познавательные самостоятельное выделение и формирование цели, выделение
необходимой информации.
Регулятивные – работа по предложенному плану.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Я предлагаю вам работать по следующему плану:
1. Вспомним окончания существительных.
2. Изменим их по падежам.
3. Выясним, что такое склонение.
4. Выведем алгоритм определения склонения существительных.
УУД:
Личностные –смыслообразование.
Познавательные – обоснование гипотезы, поиск и выделение необходимой
информации, установление причинно следствнных связей.
Регулятивные – самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения
коммуникативных задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью.
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
Итак, давайте вспомним окончания имён существительных. Для этого определим
род существительных и выделим окончания. (Работа по карточкам).
Выпишем окончания по родам. Что вы заметили? (У существительных женского и
мужского рода окончания одинаковые).
Давайте изменим окончания существительных. Работать будем по группам: первая
группа изменит окончания существительных женского и мужского рода с окончаниями а,
я, вторая группа –существительные среднего рода и мужского с нулевым окончанием, а
третья группа изменит окончания существительных женского рода с мягким знаком на
конце.
Сравните написание окончаний имен существительных. Сделаем вывод. (Каждая группа существительных имеет одни и те же окончания в
одинаковых падежах).
Как вы думаете, у этих групп должно быть название? Есть ли у вас варианты?
Давайте проверим наши предположения по учебнику. Прочитаем правило на
странице 123.
Какое слово опять мы встретили в тексте? (Склонение).
Что же такое склонение? Сколько склонений в русском языке? Какие
существительные относятся к 1,2,3 склонению? Как будем определять склонения
существительных? Составим алгоритм для определения склонения.
Физкультминутка
Вернемся к предложению: Сильные морозы украсили инеем ветви на сосне и на ели.
Определим склонения существительных. Почему существительные имеют разные
окончания в одном падеже и роде? (Потому что относятся к разным склонениям).
УУД:
Личностные – смыслообразование.
Познавательные – мыслительные операции, поиск и выделение необходимой
информации.
Регулятивные – решение проблем поискового характера на основе метода
рефлексивной деятельности, работа по предложенному плану. Коммуникативные выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А теперь выполним упражнение 159 по алгоритму.
УУД:
Познавательные – использование знаково – символических средств, извлечение
необходимой информации из текста.
Коммуникативные – построение логической цепи рассуждений.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Большую ёлку, морозного утра, потянуло холодом, наряжать ёлку, из бумажной
цепи, на верхушке ели, укрепили звезду.
Определите склонения существительных.
Проверьте по образцу.
У кого все верно? У кого возникли трудности? В чем причина?
УУД:
Познавательные – использование алгоритма.
Коммуникативные – построение рассуждений.
8. Включения в систему знаний и повторение.
Для чего нам необходимо знать падежи и склонения? (Что бы правильно писать
окончания существительных).
Ни одно время года так не волшебно, как зима. И самый любимый праздник зимы –
Новый год, а украшением этого праздника является ёлка. Используя данные
словосочетания, составьте и запишите в тетрадь предложения. УУД:
Познавательные умение делать выводы на основе совместной работы класса,
построение речевых высказываний.
Регулятивные – умение корректировать свою деятельность.
Коммуникативные – оформление своих мыслей в устной и письменной форме.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую цель ставили?
Отчего зависят написания окончаний существительных?
С каким новым словом познакомились?
Что такое склонение?
Кто всё понял?
У кого возникли затруднения? Кому нужно повторить эту тему?
УУД:
Личностные – самооценка.
Познавательные – рефлексия способов действий.
Регулятивные – коррекция своей деятельности.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в
устной форме.
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.