Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.05.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся  правильно  употреблять  слова" (3 класс "Школа России")
Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России") Тип урока: открытие новых знаний. цель урока: формирования умения правильно употреблять имена существительные в речи, развитие умений работы над правильностью речи, со словарями (словарь трудностей, толковый словарь).
Учимся правильно употреблять слова.docx
Тип урока: ОНЗ Тема урока:  Учимся  правильно  употреблять  слова. Цель урока: Создать условия для формирования умения правильно употреблять  имена существительные в речи. Задачи:  На достижение предметных результатов обучения: • Знакомство с неизменяемыми именами существительными. Развитие  умений работы над правильностью речи, со словарями (словарь трудностей, толковый словарь). •формирование умения применять на практике полученные знания; На достижение метапредметных результатов обучения: • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать,  контролировать и  оценивать свою учебные действия; • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности; На достижение личностных результатов обучения: •формирование положительного отношения к познавательной деятельности; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками; • развитие способности к самооценке; • формирование самостоятельности, творческой  активности. Оборудование: презентация в программе Notebook, раздаточный материал  (карточки), алгоритм самооценки. 1.Мотивация к учебной деятельности. Ход урока. ­ Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с фразы «Знания  собираются по капле»  Что это за жанр? ­ Как вы понимаете пословицу? ­ Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий,  сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание,  находчивость, ваши знания. 2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения ­ Какого числа мы с вами встретились? ­Откроем тетради, запишите число и вид работы.          Каждый этап урока у нас будет зашифрован пословицей, чтобы начать работать, нужно подобрать «ключ», объяснить смысл пословицы. 1) Пробное действие «Ум без догадки гроша не стоит» Как понимаете ее смысл? Чтобы речь была правильной, достаточно ли знать орфографические правила?     ­ Почему надо писать слова правильно?    (Чтобы речь была понятной)    ­ Хорошо ли вы понимаете, что обозначает слово правильно?        Проверьте себя по   словарю.    ­ К какому словарю обратимся? (толковый словарь, учебник с.123) Теперь, потренируйте свою догадку. На слайде записаны предложения:                  Кенгуру быстро скакал по полю.                  Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. ­ Что в предложениях общего? (подлежащее ­ кенгуру) ­ Чем различаются? (род слова кенгуру).  ­ Как вы это поняли?        Запишите   в   тетрадь   только   то   предложение,   которое   вы   считаете,   записано правильно. Проверка.  ­ Кто выбрал первое предложение? А кто выбрал второе?  Кто из ребят прав? (Мы не знаем этого правила, не можем объяснить.)  Что же тогда не знаем?   В чем возникли затруднения? (В каком случае правильно употребляется слово) ­ Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить, как правильно употреблять слова? По каким правилам употреблять слова.) Какова  тема  сегодняшнего урока? (Учимся   правильно употреблять слова в речи) 3. Построение плана выхода из затруднения и его реализация 1. «Одна голова хорошо, а две лучше»  Когда так говорят?  Я   предлагаю   вам   выйти   из   затруднений   вместе.   Для   этого   в   паре     прочитайте информацию   в   учебнике   с.80   упр.526   и   определите,   с   какими   правилами   будете сегодня работать. 1. Правила связи слов друг с другом 2. Правила построения предложений 3. Правила употребления слов  4. Физминутка «Делу время, потехе час» Как понимаете? 2 Первое правило говорит о связи слов друг с другом. Каким образом  могут быть соединены     между   собой   слова?     (при   помощи   окончания,   сочетаться   по грамматическим признакам).   Какие грамматические признаки частей речи для этого должны знать? Назовите у им.сущ. постоянные грамматические признаки. (род).   Как определить род им.сущ.? Всегда ли легко определить род имени сущ.?  Что может в этом помочь? («Словарь трудностей» учебник с.126)   Прочитайте слова, значение всех слов вам знакомы?   Предлагаю, поработав в паре, распределить слова в 3 группы.  Шаль,  кенгуру,  врач,  какао,  шоколад,  вещь,  рояль,  болото. Записать в тетрадь по столбикам. Одна пара работает на ИД.   В «Словаре трудностей» учебника нет слова кенгуру. Где мы можем посмотреть?  (Толковый словарь, интернет)  (https://ru.wiktionary.org/wiki/ %D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF %D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F  ­ Википедия/викисловарь http://russkiiyazyk.ru/chasti­rechi/sushhestvitelnoe/kakogo­roda­slovo­kenguru.html) работа одной пары. Проверка работы на ИД. (какая недавно изученная орфограмма встретилась в словах ж.р.)   ­ Шаль            кенгуру                какао вещь            шоколад            болото                                                              рояль                Прочитать информацию из словаря и интернета. ­ А теперь вы можете сказать, кто из ребят был прав, выполняя пробное задание?  ­ Для чего нужно уметь определять род им.сущ.? (Чтобы правильно согласовывать слова   друг   с   другом,   правильно   писать   слова,   чтобы   речь   была   правильная   и понятная)  Оцените себя по алгоритму самооценки (проговорить, отметка на полях в тетради) Вывод: Нужно хорошо уметь определять род им. сущ., чтобы речь была правильная и понятная.  [  Это полезно знать. В русском языке заимствованные слова сохраняют род, которые они имели в иностранном языке.  Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке   слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду,  сальто, шасси, домино ­  к среднему,  а слово шаль ­ к женскому роду. Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего   времени   в   форме   женского   рода.   Например:   Кенгуру   несла   в   сумке   кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони­мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком. ]   5. Первичное закрепление   Назовите у им.сущ. непостоянные грамматические признаки. (число, падеж).    Сколько форм  числа  у им.сущ.?  На все ли им.сущ. распространяется это правило?    «Худая речь ­ кривое слово» Объясните смысл пословицы. Откройте печатную  рабочую тетрадь  упр. 531.  Какое задание нужно выполнить? Надо   исправить   ошибки,   которые   допущены   в   тексте   учеником.   Над   словами­ командирами надо указать нужную форму числа и падеж. острая ножница упала грабля санка съехала семья встретились детвора играли молодёжь веселились одежды промокли Взаимопроверка по образцу. ­ Чего мальчик не знал о словах? (число им.сущ.) Назовите слова, у которых нет формы ед. числа. (ножницы, грабли, санки,) Найдите еще такие слова из «Словаря трудностей» в учебнике. А у каких нет формы мн. числа (детвора, молодежь, одежда)   Какое   слово   мы   не   назвали   ни   в   одной   группе?   (семья)   Почему?   (изменяется   по числам) Оцените себя по алгоритму. Отметка на полях. Вывод: Слова   должны  согласовываться   друг   с   другом   в   роде   и   числе. (Фиксируется на доске рядом с первым пунктом плана) 6. Включение в систему знаний и повторение.  «Не пером пишут, а умом» Объясните смысл пословицы. 1. Существуют   определённые   правила   построения   предложений.   Соблюдать   их   не всегда просто. Поработаем для этого в группе. Возьмите оранжевую карточку.   Предлагаю   вам   составить     предложения,   если   есть,   исправить   ошибки,   объяснить правильное написание. (Одно предложение на группу) На дерево много яблок. Мы доехали  до площади на метре. В норке живет серый мышь. Проверка фронтальная. Вариативность.  Вывод:  необходимо  соблюдать   порядок   слов   в   предложении    по   правилам согласования слов в роде,  числе и падеже. (Фиксируется на доске рядом со вторым пунктом плана) 2.Также существуют в русском языке особые правила употребления слов. Чтобы их узнать, выполним еще одно задание.  Прочитайте предложение, все ли здесь правильно? Можно мне сегодня надеть легковое пальто. ­ Какие ошибки допустили дети? ­Однокоренные   или   просто   похожие   слова   спутали   дети?   Как   это   проверить? Выберите,   какой   словарь   Вам   может   помочь   в   выполнении   задания.       (Толковый словарь) Дети объясняют значения слов: лёгкий, легковой. (Лёгкий ­ незначительный по весу. Легковой ­ предназначенный для перевозки пассажиров, багажа. Составьте предложения, употребив слова лёгкий и легковой с правильным  значением и запишите их в тетрадь. (какая орфограмма в этих словах?) Вывод:  Нужно   знать   правильное   значение   слова   и  соблюдать   лексическую сочетаемость слов (Фиксируется на доске рядом с третьим  пунктом плана) Оцените себя по алгоритму. Отметка на полях. *3. Самостоятельная работа. РТ № 527 Взаимопроверка по образцу. Оцените себя по алгоритму. Отметка на полях. 7.Итоги и рефлексия учебной деятельности на уроке. Урок начали с пословицы «Знания собираются по капле».  Вот ручеек знаний. И несколько капель в нем уже есть.  Какие капельки пополнили наши  знания. Докажите.  (­ Какие правила  узнали об употреблении слов в речи?) Зачем вам это нужно? (чтобы речь была правильной и понятной) Как помогли вам пословицы работать на уроке? (Работать вместе, думать, прежде чем писать) Оцените свою деятельность.  Что было легко? Что было трудно? Определите свою отметку, исходя из тех отметок, которые вы ставили на полях.  Если у вас добавились новые знания, добавьте свою капельку в ручеек, если у вас что­ то не получилось, недостаточно разобрались в теме, добавьте рядом, т.к. рано или поздно попадут в ваши знания. 8. Домашнее задание дифференцированное: на выбор по сложности: 1 уровень ­ если остались вопросы после урока ­ РТ Упр.528. 2 уровень – если вопросов не осталось, все понятно – РТ упр.532  ­Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся  правильно  употреблять  слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся  правильно  употреблять  слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся  правильно  употреблять  слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся  правильно  употреблять  слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся правильно употреблять слова" (3 класс "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему "Учимся  правильно  употреблять  слова" (3 класс "Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.