Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в определении рода имен существительных" ( 2 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
08.08.2019
Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в определении рода имен существительных" для 2 класса (по учебнику А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой).
Цель урока: совершенствование умения определять род имен существительных, включая заимствованные слова, а также знакомство со словами общего рода.
русский язык 2 класс.docx
Урок по русскому языку для 2 класса на тему:
«Упражнения в определении рода имен существительных»
1.
2.
Минутка чистописания.
1. Н а д о с к е з а п и с а н ы с л о в а:
Какой буквы не хватает в этих словах?
.оль, ра.ота, .олото.
– Прочитайте эти слова. Определите, какую букву мы будем писать?
– Какая это буква? (Это буква б. Она есть во всех именах существительных
этого ряда слов)
Какие звуки обозначает эта буква? Дайте мне характеристику этих звуков.
– Что объединяет эти все эти слова? (существительные, они отвечают на вопрос
что?)
2. Определите порядок следования букв в данном ряду:
Ббр рбБ …
– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности.
Словарноорфографическая работа.(в парах)
– Узнайте слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
1) Первая буква этого слова та, которую писали во время минутки чистописания.
2) Вторая буква – гласная, два раза встречающаяся в слове книги
3) Третья буква обозначает мягкий согласный звук в корне слова малина.
4) С четвертой буквы заканчивается первый слог в слове пенал.
5) Пятая буква два раза встречается в слове торт.
– Какое это слово? (Билет)
Значение этого слова? Билет – это документ, удостоверяющий право пользоваться
чемн.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
3.
Повторение пройденного.
Театр, цирк, кино, опера, музеи, Незнайка.
К какой части речи относятся эти слова?
Что такое имя существительное?
Какое слово здесь лишнее?
Как изменяется имена существительные?
Разделите имена существительные на ед. число и мн. число.
А что ещё вы знаете об именах существительных? (собственными и
нарицательными)
Есть ли среди слов, написанных нами, имена собственные?
Приведите примеры имён собственных.
А что ещё вы знаете про имя существительное? (одушевлёнными и
неодушевлёнными).
Приведите примеры?
Игра «Лишний предмет» (Презентация). Ученики называют лишний предмет, обосновывают свой выбор,
слово записывается на доске. (При затруднении выполнения задания,
предложить заменять названия предметов местоимениями он, она, оно.)
Девушка, мужчина, дедушка, юноша. (девушка)
Капуста, морковь, репа, огурец. (огурец)
Кошка, собака, медведь, мышь. (медведь)
Лебедь, лиса, дельфин, медведь. (лиса)
Кукуруза, морковь, яблоко, груша. (яблоко)
Берет, шарф, свитер, пальто. (пальто)
Заменяя существительные местоимениями ОН, ОНА, ОНО вы
определяли у существительных РОД.
Женский род запомню я
И скажу: «Она, моя».
И запомню род мужской,
И опять скажу: «Он, мой».
Средний род: «Оно, моё»
Это правило твоё.
Кто сможет рассказать, как определить род имени существительного?
Давайте распределим выбранные слова. Для этого мы разделимся на
группы.
ж.р. м.р. ср.р.
(она, моя) (он, мой) (оно, моё)
девушка огурец пальто
Сегодня на уроке продолжим работу по определению рода имен
существительных, по изменению их по числам.
IV. Наблюдение за существительными общего рода.
– Замените одним словом (словаответы записаны на карточках и
развешаны по классу).
Дети находят ответы и вывешивают их на доску (можно эти слова записать
в тетрадь).
1) Сонливый, любящий много спать человек. (Соня)
2) Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака.)
3) Плачущий по любому поводу. (Плакса, рева.)
4) Неловкий, рассеянный человек. (Растяпа.)
5) Жадный человек (Жадина.)
– Дайте характеристику полученной группе слов. (Это существительные,
употреблены в единственном числе.) – Что еще, кроме числа, можно определить у имен существительных?
(Род.)
– В каком случае род не определяется? (Когда существительные стоят
во множественном числе.)
– О ком можно так сказать: соня, зевака, плакса, рёва, растяпа, жадина – о
мальчике или девочке, о мужчине или женщине?
– Что заметили? (Так можно говорить о мальчике и о девочке, о
мужчине и о женщине.)
– Можно ли определить род этих существительных?
– Как бы вы назвали такие существительные?
– В русском языке эти слова называют существительными общего рода.
– Попробуйте определить род таких существительных в предложениях.
З а п и с ь н а д о с к е:
Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петькузабияку.
Наша Лена лучше пишет левой рукой, чем правой. Она у нас левша.
– Какого рода слово забияка в первом предложении? Докажите, почему?
– Какого рода слово левша? Почему?
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: если существительное общего рода употребляется с другими
С. Михалков
словами, то можно узнать его род.
Итог урока.
Что нового вы сегодня узнали?
З а п и с ь н а д о с к е:
Была ранняя весна стоял густой туман снега было еще много небо
серое собирался дождь.
– Какое задание вы могли бы себе предложить? (Списать, расставляя
знаки препинания.)
Задания:
1) Найти в предложениях имена существительные и определить их число и
род.
2) Второе предложение разобрать по членам и частям речи.
Домашнее задание: найти в словарях 5 слов общего рода. Записать их в
тетрадь, придумать с ними предложения.
Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в определении рода имен существительных" ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в определении рода имен существительных" ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в определении рода имен существительных" ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в определении рода имен существительных" ( 2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.