Конспект урока по русскому языку на тему "Ы, И после после приставок" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку на тему "Ы, И после после приставок" (6 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
08.01.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Ы, И после после приставок" (6 класс, русский язык)
Данный урок является вводным по теме «Гласные Ы , И после приставок» . Предлагаемый урок направлен на изученного нового материала . Урок включает в себя три формы работы: Фронтальный устный опрос: ученики отвечают на вопросы по изученному раннее материалу Групповая форма работы : Ученики получают карточки с заданием, задания по ходу урока усложняются. В некоторых случаях ученики комментируют ответы своих товарищей Самостоятельная работа. Ученики самостоятельно выполняют задание, потом сверяют результат с ответом По окончании выполнения некоторых работ ученики устно комментируют ответ друг другаWord
1. Буквы ы , и после приставокДокумент Microsoft Word (2).docx

Урок в 6 классе

Тема: Буквы –ы- -и- после приставок

Цель: знать условия выбора гласных ы и после приставок. Уметь находить данную орфограмму, письменно объяснять условия выбора данных букв

Цели урока:

Образовательные:

1.     формировать умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;

2.     тренировать умение выделять приставки в словах;

Развивающие:

1.     развивать схематическое мышление, зрительное внимание, память, словарный запас, устную и письменную связную речь.

2.     расширить познания детей в истории.

Воспитательные

1.     воспитывать умение работать в команде;

2.     обогащать духовный мир учеников.

Оборудование урока:

Раздаточный материал (рабочие листы)

Урок проводится по учебнику: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс.– М.: Просвещение, 2014.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей.

Ребята, прежде чем мы начнём новую тему, мне бы хотелось проверить насколько хорошо вы усвоили материал, который мы проходили с вами на предыдущих уроках.

-Какую тему мы прошли на на предыдущем уроке? ( Чередование буквы а и о в корнях зор/зар, гар/гор)

-Правильно, вы уже знаете несколько корней с чередованием гласных в них.

Фронтальный опрос:

- Расскажите о правописании гласных в корнях зар/зор и гар/го

-Расскажите про правописание гласных в корнях раст/рос/ращ

-Расскажите о провописании гласных в корнях как/ кос

Вы все большие молодцы, давайте проверим на практике ваши знания

Задание 1 ( на карточках). Работа в группе

 Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Р_стислав Р_манович Р_стовцев решил р_стить репу. Работал раз Р_стовцев Романович, рассаживал р_ссаду и рассуждал: Р_сти, р_сти репка. Р_спарю, ребятам раздам, р_справимся с радостью.»

Задание 2.  Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Предл_гать ничью, прил_жение к журналу, популярное изл_жение, густо р_сти маленький р_сток, перспективная отр_сль, разл_жить р_стения, молодая пор_сль, дубя разр_слись, ул_житься в секунды, прик_саться к двери, зар_сли тростника, распол_гать данными, наладить отношения, г_ристый,  пройти по к_сательной

Проверяем себя вместе со мной. Ответы написаны на карточках

II. Актуализация знаний

А теперь всё внимание на доску. На доске написаны слова

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть

Запишете слово играть с другими приставками

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Какая проблема возникла?

(Почему написание корней стало разным?)

Исходя из этой проблемы, определите цель нашего урока.

(Выяснить что влияет на превращение гласных и на ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно обратиться за помощью к учебнику.

Открываем учебник на с.109 п.з39, читаем правило.

Обратите внимание ещё на две приставки иностранного проихождения: КОНТР, ДЕЗ , СУПЕР

После эти приставок тоже будет писаться буква И

КОНТР- контр..., контра... [лат. contraпротив]- приставка, которая содержит противоположное значение того, что выражено во второй части слова: КОНТРИГРА, КОНТРАТАКА)

ДЕЗ-... [фр. dcs... от..., раз...] - приставка, обозначающая уничтожение, удаление чего-л., напр.: дезинфекция.

Запишите слова: Контригра, дезинфекция

Какую букву написали после приставки?

(И)

Почему? (Потому что приставка - иноязычная).

(В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне слова не меняется).

Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключен Начнём составлять кластер у доски.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте составит=м клайтер, чтобы нас с вами удобно было ориентироваться в правиле

← Ы - И→

1)после приставок на гласные согласные Ы

  2) после русских приставок меж и сверх И

Исключение: взимать         

  3)после иноязычных приставок И

  контр - , транс - , пан - , суб - , дез

 - Найдём лексические значения некоторых слов с иноязычными приставками в словаре.

Закрепление нового учебного материала

- А теперь приступаем к выполнению заданий по этой теме:

ЗАДАНИЕ.

Запись слов у доски с проговариванием и последующим выделением орфограммы.

3 ученика по очереди выходят к доске и под запись записывают слова, выделяют орфограмму, остальные – в тетрадях.

Подытожить, сверхинтересный, розыск.

 - Я раздаю вам листы самооценки, чтобы при выполнении следующих упражнений вы самостоятельно оценили себя в баллах.

 Самостоятельная работа «3 лишнее»)

 раз. . скать, по. . скать, от. . скать

 сверх. . нтересный, без. . нтересный, меж. . нтеллектуальный

 дез. . нформация, контр. . гра, без. дейный

Проверяет 1 ученик, обосновывая

свой выбор    Самооценивание

Задание

-С помощью приставок без- , сверх-  и не- образуйте однокоренные слова от слов

Инициативный

Интересный

Искусный

Известный

обозначьте условия выбора данной орфограммы.

Задание

Отгадай слово.

В слове недавно выделите приставку.

В слове бездарный выделите приставку.

В слове поинтересоваться выделите корень.

В слове железный выделите суффикс.

В слове красный выделите окончание.

Какое слово у вас получилось? Напишите его на доске. Что произошло в корне получившегося слова и почему?

Итак,  я думаю, мы достаточно потренировались и можем уже посоревноваться.

-Эстафета

Каждая группа  получает лист с заданием. Каждый участник команды должен вставить пропущенную орфограмму в слово и объяснить орфограмму. 

Под..скать

Сверх..нтересный

Не..звестный

Под..тожить

без..скусный

роз..грыш

по..скать

меж..нститутский

небез..звестный

без..сходный

Задание

-Подберите приставку, способную изменить слово. Варианты приставок: пред-, под-, с-, без-, сверх-

История, играть, иронизировать, идейный, итожить, идущий, искусственный.

 

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Чтобы справиться с этим заданием, ЧТО прежде всего надо выделить в слове?

(корень или приставку)

Комментированное письмо:(Слайд ).

 

Раз…гралась вьюга, пред…дущий день, получить вы…грыш, отыскать клад, сверх…нтересный случай, без…мянный палец, об…грать в шахматы, дез…нфекция помещения, с…грать в футбол.

 

 

 

Практическая работа.

 

Приставки

Слова на И

Примеры

 

1.

ПО -

РАЗ - / РОЗ -

БЕЗ -

ПРЕД -

ВЗ -

ДО -

С -

 

ИДЕЙНЫЙ

ИГРА

ИСКАТЬ

ИДУЩИЙ

ИНСТИТУТСКИЙ

ИГРАТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ИТОЖИТЬ

ИМЕННОЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ИСКУСНЫЙ

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1.

2.

СВЕРХ -

МЕЖ -

2.

3.

КОНТР -

ДЕЗ -

3.



 -У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками под цифрой 1.

 

Задание:

Соедините из первой части приставки и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку №1 запишите 2-3 слова с различными приставками. Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Проверим полученные слова с приставками из первой части

 

(Проверка на слайде.

Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.)

 

Приставки

Слова на И

Примеры

 

1

ПО-

РАЗ-/ РОЗ-

БЕЗ-

ПРЕД-

ВЗ-

ДО-

С-

 

ИДЕЙНЫЙ,

ИГРА,

ИСКАТЬ,

ИДУЩИЙ,

ИНСТИТУТСКИЙ,

ИГРАТЬ,

ИЗВЕСТНЫЙ,

ИТОЖИТЬ,

ИМЕННОЙ,

ИСТОРИЧЕСКИЙ,

ИСКУСНЫЙ,

ИСК

ИНФЕКЦИЯ

1

ПОИСКАТЬ

РАЗЫСКАТЬ

РОЗЫСК-

БЕЗЫЗВЕСТНЫЙ

ПРЕДЫДУЩИЙ

ВЗЫСКАТЬ

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ

СЫСКАТЬ

2.

2.

3.

3.

Далее проверяем последующие колонки

 

Задание. Вставить пропущенные буквы, объяснить

орфограммы

Упражнение для первой группы

Раз…грать соседа, от…скать драгоценности, новый спорт…нвентарь, знать с…здетства, любитель роз…грышей, без…мянная речка, произвести дез…нфекцию, пред…юньский вечер, вз…мать налоги, пред…нфарктное состояние, без…нвентарный учёт, меж…гровой проект, об…ндеветь на морозе,  проверка сан…нспекции, из…мать документы, меж…нститутские соревнования, пред…стория конфликта, без…глое растение, вз…скательный художник, заметил сверх…зобилие, меж…мпериалистические отношения, с…митировать восторг, трёх…мпульсный регулятор, без…сходная тоска, назначен охот…нспектором, с…кономить средства,  без…дейное выступление, двух…гольная машина, раз…скать на складе, без…корная рыба, транс…ранский маршрут, об…грать соперников, встреча с фин…нспектором, без…скусственный рассказ, вз…мающий пошлину, студенты пед…нститута.

 

Упражнение для второй группы

Небез…звестный скрипач по фамилии Без…глый решил с…грать на меж…нститутском концерте и с…мпровизировать. Это сверх…нтересное выступление понравилось и без…нициативному бухгалтеру, и без…дейному суб…нспектору, и сверх…зысканному дирижёру, победившему на пред…дущем меж…здательском конкурсе. Победитель супер…гры Без…дейный даже в пост…нфактном состоянии от…скал ноты и приехал под…грать своему коллеге. Он любил творчество пост…мпрессионистов и под…скал в подарок без…мянный шедевр, на котором были изображены об…ндевевшие ёлки, казавшиеся такими холодными в эту пред…юльскую пору. Когда под…тожили результаты выступлений, то оказалось, что каждый не думал, как с…кономить свои силы, а мечтал начать с…знов

 

 

( Ответы сверяются со слайдом). Ученики каждой группы комментирует ответы друг друга

 

 

 

 

Подведение итогов

-Что влияет на изменения гласной И на Ы в корне после приставок?

(Влияют приставки).

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

(Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

( После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

Сформулируйте, пожалуйста, полностью правило

(После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.)

Ребята, возьмите листы самооценивания и поставьте напротив своей фамилии оценку себе за урок

Домашнее задание:

П.39. Упр. 197. 200


 

Урок в 6 классе Тема: Буквы – ы- -и- после приставок

Урок в 6 классе Тема: Буквы – ы- -и- после приставок

Расскажите о провописании гласных в корнях как/ кос

Расскажите о провописании гласных в корнях как/ кос

КОНТР- контр..., контра... [лат

КОНТР- контр..., контра... [лат

Подытожить, сверхинтересный, розыск

Подытожить, сверхинтересный, розыск

Каждая группа получает лист с заданием

Каждая группа получает лист с заданием

Практическая работа. Приставки

Практическая работа. Приставки

Проверка на слайде. Открыта лишь первая часть

Проверка на слайде. Открыта лишь первая часть

Далее проверяем последующие колонки

Далее проверяем последующие колонки

Подведение итогов -Что влияет на изменения гласной

Подведение итогов -Что влияет на изменения гласной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017