Конспект урока русского языка.
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Закрепление по теме «Орфография»
Цель: формировать орфографическую грамотность младших школьников.
Задачи:
- вспомнить правила написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
- совершенствовать умение подбирать проверочные слова к словам с парными согл. и к словам с безуд. гласн.;
-вспомнить и закрепить, как пишутся слова-предметы с шипящим звуком на конце(с Ь или без);
Межпредметная задача урока:
- учить различать традиционные декоративные росписи: дымковская, городецкая, хохломская, гжельская.
Оборудование:
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся с вами в путешествие. Вы готовы к дальней дороге?
- Запишем дату отправления в наших тетрадях.
2.Минутка чистописания.
БЯБЯБЯБЯБЯБЯ
- Какой сказочный герой имеет эти буквы в начале своего имени? (Баба-Яга) иллюстрация
- правильно, дети, это Баба-Яга.
3. Объявление темы урока и постановка задач.
Б.Я. решила отправиться в путешествие по городам и сёлам, где произошли и развиваются по сей день различные промыслы.
А знаете ли вы, что такое «промысел»?
- А если мы затрудняемся в объяснении смысла слова, то куда мы обращаемся за помощью? ( К толковому словарю)
- откроем наши толковые словарики, и найдём слово «промысел». Зачитайте его значение.
- в нашем случае речь идёт о промысле во втором значении.
- Вот карта нашего путешествия. В пути нам понадобятся все наши знания, которые мы приобрели на уроках русского языка, и некоторые знания с уроков изобразительного искусства.
Итак, тема нашего урока «Закрепление по теме «Орфография».
- что такое ОРФОГРАФИЯ?
- Какие задачи поставим на урок? По схеме
слова с парными согласными |
слова с безударными гласными
|
слова-предметы с шипящим звуком на конце |
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; |
(- вспомнить правила написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
- совершенствовать умение подбирать проверочные слова к словам с парными согл. и к словам с безуд. гласн.;
-вспомнить и закрепить, как пишутся слова-предметы с шипящим звуком на конце(с Ь или без);)
4.Совершенствование навыков правописания.
1)Первый населённый пункт, в который мы прибываем, это ДЫМКОВО. Чем же знаменито это село? (дымковской игрушкой) иллюстрации
Дымковские игрушки разнообразны.
Игрушки-свистульки: уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях.
Крупные фигуры-барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары, крупные фигуры зверей и птиц.
Баба-Яга решила записать, как делали глиняные дымковские игрушки в старину, но она затрудняется в написании некоторых слов. Поможем бабушке?
В тёплые дни ос_ни зав_зили во двор глину и р_чной п_сок. Зимой глину необходимо было зам_чить, см_шать с песком. И из этой массы лепили игрушки: лоша_ки, св_стульки, няньки, к_рмилицы, индюки, барышни, всадники на к_нях и многие другие.
Давайте подскажем Б.Я. как правильно записать эти слова.(Дети по одному комментируют написание слов и записывают их к себе в тетрадь через запятую).
-СЛОВЕСНО ОЦЕНИТЬ
2) Отправляемся дальше в путь. Название следующего гостеприимного города вы, возможно, назовёте сами, если внимательно рассмотрите изделия местных умельцев. Иллюстрации городецких изделий.
- это ГОРОДЕЦ. Цвета городецкой росписи всегда яркие, сочные, все изделия обязательно украшены пышными букетами цветов. Есть и персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и «гуляния».
- Б.Я. побывав в этом городе написала стихотворение. Его вы можете прочитать на зелёных карточках у себя на партах.
Мостера из городца сотворяют чюдеса:
Прялки и лошки, бачонки и пложки,
Тарелки и скалки –
Хозяйкам подарки.
- Что заметили? (допущены ошибки)
- Поработайте в парах. Исправьте ошибки Б.Я. Запишите стих в тетрадь. (работа в парах)
- Проверка: правильное написание стих-я вы можете увидеть на карточках розового цвета у себя на партах
3)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Игра «Поймай своё слово»
Учитель диктует слова, если слово женского рода, то хлопают в ладоши девочки. Если мужского рода – то мальчики.(Купавка, песок, кофе, кисть, краска, конь, розан, птица, индюк, барышня, Женя)
4) ХОХЛОМА – село в
Заволжье.
Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе не точили. Там была самая
большая в Заволжье сельская торговая площадь. Купля-продажа велась в Хохломе в
таких размерах, что уже к началу 19 века здешние блюда, миски, ковши и ложки
стали самыми любимыми в простом народе. Она–то и назвал их по месту продажи –
хохломскими. Иллюстрации хохломских изделий.
- какие элементы и цвета используют в хохломской росписи?(растительный орнамент, птицы, цвета: красный, золотой, чёрный, иногда зелёный)
Давайте выберем иллюстрации с изображением изделий, хохломских умельцев и на обратной стороне мы прочтём загадки, отгадки на которые вы запишите в тетрадь в столбик. 1 ученик у доски
●Шубка - иголки,
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? ЁЖ
●Колюч, да не ёж. Кто же
это? ЁРШ
●Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит этот….УЖ
●Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. МЫШЬ
-Проверка.
-Когда вы писали отгадку, у кого возникли трудности?
Вывод:2 трудности:
-Какую букву писать перед Ь, если основа слова оканчивается на парный звонкий- глухой?
-с Ь или без Ь
-Изменить форму слова или подобрать родственное слово
- определить род слова-предмета.
Запишите рядом с каждым словом его форму во множественном числе.
- назовите какие трудности возникли сейчас?
- правило о написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
5) Продолжаем путешествие и прибываем в местечко Гжель - большой район, объединяющий до 30 сёл и деревень, находящийся в 60 км. от Москвы.
- какие особенности этой росписи вы знаете?
- А с каким временем года мы можем сравнить гжельскую роспись?(ЗИМА)
- Б.Я. предлагает вам пофантазировать: ЗИМА она (какая?)…..
(устные ответы детей, а если есть время, то можно записать)
5.Итог урока. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Все ли задачи, поставленные на урок, мы выполнили? (по схеме)
- оцените себя на уроке с помощью волшебной линеечки.
- Ребята, посмотрите, что же произошло с нашей Б.Я.? (Она преобразилась)
- Расскажите. Из какого населённого пункта, какой предмет привезла Б.Я.? . Иллюстрация
- Спасибо за урок! Домашнее задание на карточках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.