Конспект урока по русскому языку на тему"Наречие как часть речи. Закрепление"4 класс
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему"Наречие как часть речи. Закрепление"4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
06.01.2017
Конспект урока по русскому языку на тему"Наречие как часть речи. Закрепление"4 класс
Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии в начальной школе. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий, их использованием в своей речи. В ходе урока дети различают по смыслу в предложениях знакомые части речи. Для правильного написания этих слов учащиеся пользуются алгоритмом.
технолго карта Наречие.docx

  Технологическая  карта  урока  русского  языка  в 4 классе 

             Разработана    Фроловой Н.В.

Тема: : Наречие как часть речи. Закрепление.

 

Тип  урока: закрепление изученного материала

Цель. О – Закрепить общую характеристику наречия как части речи;

показать отличие    наречия от других частей речи,

Р - расширение словарного запаса, повторить пройденные орфограммы,

В- развивать активность и любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями,  карточки для оценивания, слова к сказке, короны с обозначением частей речи.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

предметные       универсальные

                          учебные действия

1.Организационный момент

-Ребята сейчас у нас урок русского языка. Прежде чем получить от вас правильные ответы. Мне следует задать вопрос. Правильно?

- Как вы думаете, можно ли составить правила для формулировки вопроса?

-Дополните схему. 

 

Вопрос нужно формулировать:

 Чётко                                    Вежливо                                                       Правильно

                                                                   Грамотно

Спокойно                                         Внятно

 

-Какие слова нам помогли охарактеризовать формулировку вопроса? (наречия)

Для того, чтобы мы работали быстро, активно   мы будем использовать  карточки для индивидуальной работы.

-У вас на столах лежат карточки для оценивания, за каждый правильный ответ вы берёте одну карточку и кладёте её  в конверт.

 

Участвовать в устном общении на уроке.

Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы

2. Применение изученного материала

«Спрятанные слова»

-Заполните клетки и в выделенном столбце сверху вниз прочтите слова, которые относятся к одной части речи. Подсказка: все слова начинаются на букву Н.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока

-О какой части речи пойдёт сегодня речь? (О наречии).

 Запишите  число и классная работа  в тетрадях.

               

Различают по смыслу  в предложениях знакомые части речи

1.Навыворот (наизнанку).

2.Взглянуть в одну из сторон (направо).

3.Пересекая кому- либо путь (наперерез).

4.Когда сильно чего- то хочется (невтерпёж).

5.С целью, с намерением, с умыслом (нарочно).

6.Вдвоём, без посторонних (наедине).

7.Все животные, которых осталось очень мало, которые стали очень редкими или находятся на грани исчезновения, занесены в … (Красную книгу) Казахстана, потому что они могут исчезнуть …  (навсегда).

 

 

 

3.Минута чистописания

-А сейчас, как обычно в начале урока, у нас минутка чистописания. На доске даны слова, давайте прочитаем их.

-В процессе работы сгруппируйте слова по видам орфограмм. Обозначьте эти орфограммы. Найдите лишнее слово.

                -Вы называете слово, объясняя написание, и определяем слово в определённую группу.

                -Проверяем, что у вас получилось.

-Проверили,  правильно ли вы справились с заданием, если правильно, то взяли карточку за правильный ответ.

 

                -Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ь)

                -Найдите закономерность и напишите Ь.

 

-Для правильного написания этих слов воспользуемся алгоритмом.

1.Вопрос.

2.Часть речи.

3.Правило.

-Сначала зададим вопрос. Определим часть речи. И вспомним, каким правилом нужно воспользоваться для правильного написания данного слова.

1.Фальшь, дочь, мощь, ложь (на конце сущ. ж. р., пишется Ь)

2.Несёшь, стучишь, играешь, вовлечь (на конце глаголов настоящего и будущего времени во 2- м лице единственного числа и в неопределённой форме глаголов после шипящих пишется Ь)

3.Вскачь, настежь, сплошь, замуж (на конце наречий после шипящих пишется Ь)

-Лишнее слово «замуж» (искл.: уж, замуж, невтерпёж)

 

Фальш.., несёш.., вскач.., настеж.., доч.., замуж.., стучиш.., мощ.., играеш.., сплош.., лож.., вовлеч…

                Ьь Ььь Ьььь Ььььь

-А так же запишите слова из третьего столбика в строчку, через запятую.

(Убрать слова с доски пока дети пишут.)

 

 

Умение  выделять знания орфограмм . изученных ранее

4. Первичная проверка понимания изученного

-А сейчас мы послушаем сказку, которая называется «Проделки наречий».

К доске выходят 6 учеников: автор, прилагательное, существительное, числительное, глагол, наречие. В процессе сказки наречие с помощью волшебной палочки меняет слова.

                Грамматическая сказка «              Проделки наречий»

 

Читают выразительно по ролям, применяя знания, полученные на предыдущих уроках

                Автор: -Наречия легко образуются от других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это,  оказалось,  сделать с некоторыми прилагательными. Прилагательное: -Я Прилагательное: «Хороший». А вы кто?

Наречие: -А я Наречие и сейчас прилагательное я легко превращу тебя в наречие.

Заменю в слове хороший окончание суффиксом –о- и получится замечательное наречие. Как? (Хорошо!)  То же самое я сделаю с прилагательным высокий и получу наречие высоко.

Автор:-Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с другими прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –о.

Прилагательное:-Я Прилагательное новый и со мной такой фокус у тебя не получится.

Наречие:-Почему же? Добавим приставку за- , а окончание заменим суффиксом –о- и получится наречие заново. Добавим приставку с-  и суффикс –а- и получим наречие  снова . Добавим приставку в- и получим наречие вновь.

Автор:-Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось «побольше»: предлог превратился в приставку, окончание, в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.

Существительное:-Я Существительное верх. Меня ты точно не превратишь в наречие.

Наречие:-Конечно, превращу!  Добавлю приставки  и суффиксы и получатся наречия. Вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху, верхом.

-Здорово! Изменю- ка я существительное даль. Добавлю приставки и суффиксы и получу наречия  издалека, далеко, вдаль.

Автор:-Добрались наречия и до числительных.

Числительное:-Я Числительное двое. Сможешь ли ты превратить меня в наречие?

Наречие:-Конечно. Прибавлю приставки и получу наречия вдвоём, надвое.

Автор:-Не миновала эта участь и глаголов.

Наречие:-А сейчас я примусь за глаголы. Вот глагол скакать. Добавлю приставку и уберу суффиксы и получу наречие вскачь. Добавим предлог и изменим суффиксы и получим наречие на скаку.

-В глаголах догонять, и обнимать добавлю предлог или приставку  и изменю суффиксы. Получились наречия и  в обнимку, вдогонку.

Автор:  -Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на иена с предлогами. Поди,  разберись, когда как писать- слитно или раздельно. А то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по- особому- через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться. (Слова: обнимать, догонять, двое, скакать, даль, верх, новый, высокий, хороший.  Вывешиваются на доске,  в процессе сказки)

 

Пользоваться словами разных частей речи. В том числе употреблять наречия для повышения точности, выразительности речи. Развивать актёрские способности

Целенаправленно слушать одноклассников, читать текст, находить важные моменты, применять полученные знания.

5. Закрепление изученного

-Какие наречия встретились в сказке?

       - Я написала для каждого ряда на доске глагол. Каждый из вас должен подойти к доске и написать наречие, которое составляло бы с глаголом словосочетание. Желательно, чтобы наречия были образованы разными способами.

Что вы узнали о наречиях с предыдущих уроков русского языка?

                -Давайте соберём всё, что мы узнали или знаем о наречии.

 

1.Наречие-это ….. самостоятельная часть речи

2.Слово «наречие» из древнегреческого языка и обозначает …..  «приглаголье»

3.Наречие  …. неизменяемая часть речи

4.-Наречие не изменяется, значит  … у него нет окончаний

5.У наречий есть суффиксы и следует писать их правильно, по памятке нам помогает слово окно.

6.Отвечает на вопросы …. Как? Где? Откуда? Куда? Когда

7.У наречий связь примыкание

8.Наречия делятся на разряды

9.Наречия делают речь точной, выразительной.

10.Наречия образуются от…

 

          1ряд - плясал            2 ряд- читал                 3 ряд- писал

На доске:

 

 

 

 

Строить словосочетания с наречиями.

Понимать информацию в схематическом виде, анализироватьеё.

Учебно-познавательный интерес к изученному материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания

 

«Четвёртое лишнее»

Одно из наречий окажется лишним, объясните почему и зачеркните его в строчке.

-С лишними наречиями составьте словосочетания, указывайте зависимость и вопрос.

 

 

Работать-быстро, издалека, плохо, много

Писать- аккуратно, чисто, громко, разборчиво

Играть- весело, пешком, долго, дружно

Спать –крепко, скоро, долго, спокойно

 

 

 

 

6. Физкультминутка

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли,

Быстро хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз

Быстро, быстро поморгали,

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились

И за парты тихо сели.

 

 

 

 

 

 

7.  Применение изученного

-Возьмите зелёные карточки. Прочитайте задание вслух.

                -К наречиям подберите синонимы.

                -Что такое синонимы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дополните  пословицы.

-В каком случае так говорят, поясните.

                               -Запишите понравившуюся пословицу. Подчеркните наречия, выделите суффиксы

·          

(Слова близкие по значению, но разные по написанию)

Объясняют выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют смысл пословиц

 

                -Если вы затрудняетесь найти синоним нужно воспользоваться словарём синонимов.

Работу выполняют по одному  с каждой группы.

1 карточка.

Мелко- (неглубоко),

Внезапно- (неожиданно),

Тихо- (неслышно),

Близко- (недалеко).

2 карточка.

Тяжело- (нелегко),

Срочно- (немедленно),

Свободно- (непринуждённо),

Спокойно- (невозмутимо).

                Проверка. За правильные ответы возьмите карточки оценивания.

Подберите к словам антонимы . Аккуратно, легко, грустно, хорошо, светло, быстро.

                 

·         Без друга в жизни туго.

·         Яблоко от яблони недалеко падает.

·         За край родной иди бесстрашно в бой.

·         Всё хорошо, что хорошо кончается.

·         Много спать дело не знать.

·         Дружно за мир стоять - войне не бывать.

                 

Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести диалог

 

8. Расширение словарного запаса детей.

А сейчас мы будем работать в группах. Возьмите синие карточки.

                -Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие.

-Проверяем,  что у вас получилось. Возьмите карточки оценивания за правильные ответы.

-Скажите, где можно найти описание фразеологических оборотов? (в словаре)

-Составьте предложения с фразеологическими оборотами (устно).

                -Запишите понравившееся предложение, подчеркните наречие.

Объясняют выражения.

 

1- группа.

Черепашьим шагом (медленно),

Кот наплакал (мало),

Как по маслу (хорошо),

Рукой подать (близко).

Конца- края не видно (далеко),

Шутки в сторону (всерьёз),

Между делом (попутно),

Курам на смех (нелепо).

2- группа.

Кошки скребут на душе (тревожно),

Чуть свет (рано),

Яблоку негде упасть (тесно),

В одно мгновение (быстро).

Шаг за шагом (постепенно),

Как попало (плохо),

В поте лица (усердно),

Исчезнуть в два счёта (мгновенно).

-Проверяем,  что у вас получилось. Возьмите карточки оценивания за правильные ответы.

               

 (на доске) Н- р: Он работал в поте лица.

               

 

Умения работать в группе

Фиксировать достигнутые результаты; участвовать в оценке правильности заданий, планировать действия

9. Итог урока.

Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?

                -Что нового узнали на уроке?

                -Что показалось важным?

            -Где понадобятся знания наречий?

 

 

 

 

 

8. Выставление оценок за активность на уроке (по карточкам ответов)

 

 

 

 

 

 

Выявляют и обсуждают недостатки в способе применения правил. Оценивают свои результаты и одноклассников

9. Домашнее задание: повторить  

Выполнить упражнение 152,

 

Составить небольшое стихотворение с наречиями

Создают и записывают тексты, стараются запомнить правописание наречий, используют их в речи

 

Создавать небольшие речевые произведения, использовать в них языковые средства с учётом речевой задачи. Владеть всем комплексом орфографических умений.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первый уровень сложности

Образуйте однокоренные слова  в нужных частях речи

прилагательное

существительное

глагол

наречие

числительное

сладкое

 

 

 

 

 

 

 

 

двое

 

 

молчать

 

 

 

верхушка

 

 

 

 

 

 

сердечно

 

новый

 

 

 

 

 

слух

 

 

 

 

 

грустить

 

 

 

дружба

 

 

 

 

 

 

далеко

 

весёлый

 

 

 

 

 

игрок

 

 

 

 

 

подбодрить

 

 

 

 

 

тяжко

 

 

близость

 

 

 

 

 

 

горько

 

 

Второй уровень сложности

 

Ф.И._______________________________________________

1.        Что такое наречие?

a)        Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие.

b)       Это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие предметы.

c)        Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния. +

d)       Это часть речи, обозначающая признак предмета.

2.        Найди, где перечислены вопросы наречий?

a)        Какой? Какая? Какие?

b)       Сколько? Что делать? Что сделать?

c)        Где? Что? Когда? Кто?

d)       Почему? Зачем? Как? +

3.        Какое слово является наречием?

a)        Утро

b)       Вечером +

c)        Светило

d)       Лисий

4.        Когда наречия поясняют прилагательные, что они обозначают?

a)        Степень качества +

b)       Место действия

c)        Время действия

d)       Образ действия

5.        Когда в наречиях пишется суффикс –а?

a)        После шипящих под ударением.

b)       С приставками в-, на-, за-.

c)        С приставками с-, из-, до-. +

d)       После шипящих без ударения.

6.        Определи разряд наречия издалека.

a)        Образ действия

b)       Место действия  +

c)        Образ действия

d)       Степень качества

7.        Найди наречие, образованное от имени существительного.

a)        Певуче

b)       Крепко

c)        Справа

d)       Вовремя +

8.        Найди слово, от которого образовалось наречие по-лисьи.

a)        Лес

b)       Лисий +

c)        Лист

d)       Лисёнок

9.        Найди предложение с наречием.

a)        Ночью ворвался в город северный ветер. +

b)       Бродит осень по полянам.

c)        На правом берегу реки цветут жарки.

d)       Орлёнок был красив.

 

 

                                                 Третий уровень сложности

«Четвёртое лишнее»

Одно из наречий окажется лишним, объясните почему и зачеркните его в строчке.

-С лишними наречиями составьте словосочетания, указывайте зависимость и вопрос.

 

Работать-быстро, издалека, плохо, много

Писать- аккуратно, чисто, громко, разборчиво

Играть- весело, пешком, долго, дружно

Спать –крепко, скоро, долго, спокойно

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Дополните схему. Вопрос нужно формулировать:

Дополните схему. Вопрос нужно формулировать:

Вы называете слово, объясняя написание, и определяем слово в определённую группу

Вы называете слово, объясняя написание, и определяем слово в определённую группу

Грамматическая сказка «

Грамматическая сказка «

Наречие: -Конечно, превращу!

Наречие: -Конечно, превращу!

Слова: обнимать, догонять, двое, скакать, даль, верх, новый, высокий, хороший

Слова: обнимать, догонять, двое, скакать, даль, верх, новый, высокий, хороший

На доске: Строить словосочетания с наречиями

На доске: Строить словосочетания с наречиями

Дополните пословицы. -В каком случае так говорят, поясните

Дополните пословицы. -В каком случае так говорят, поясните

Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие

Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие

Итог урока. Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности

Итог урока. Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности

ПРИЛОЖЕНИЕ Первый уровень сложности

ПРИЛОЖЕНИЕ Первый уровень сложности

Второй уровень сложности Ф

Второй уровень сложности Ф

Лист b) Лисёнок 1

Лист b) Лисёнок 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017