Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
12.02.2017
Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)
Урок в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи» Цель: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи. Задачи: Образовательные: aвывести определение служебных частей речи, иметь представление о их роли в предложении и тексте; aсформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи; aпродолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление; aформировать навыки грамотного письма. Воспитательные: aвоспитывать интерес и любовь к русскому языку. aвоспитывать трудолюбие, аккуратность. aпродолжить работу по формированию умения работать в сотрудничестве (высказывать свою точку зрения, анализировать ответ другого). Развивающие: aразвивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление, творческие и исследовательские способности учащихся. aумение находить главное, делать умозаключение, развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты. aразвивать связную устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. aразвивать личностные качества учащихся. aобогащать словарный запас.Конспект урока
7 класс.doc
Урок  в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи» Оборудование урока: презентация к уроку «Роль служебных частей речи», мульфильм «Сяпала Калуша»,  для  презентации  ­ компьютер, проектор, экран, распечатки текстов «Пуськи  бятые», учебник "Русский язык. " (7 класс, 2 часть, автор С.И. Львова), Тип урока: комбинированный урок.  Используемая технология: технология развития критического мышления. Этапы урока Учитель Ученик I. Фаза ВЫЗОВ (пробуждение   имею­ щихся   знаний,     инте­ реса   к   получению   но­ вой информации)  Информационная  и мотивационная функ­ ции Показ мультфильма «Сяпала Калуша» ­  Что показалось вам удивительным в этом сюжете? В чём его необычность? ­   Текст   не   имеет   ни   одного знакомого     кроме служебных частей речи. слова, ­ Правильно, Людмила Петрушевская, автор этой   сказки,   сохранила   в   ней   служебные слова. Почему? ­ Потому что их невозможно   заменить ничего не значащими  сочетаниями букв.  ­  Таким   образом,   вы   все,   наверное, догадались, о чём у нас пойдет разговор?  ­ О служебных частях речи…  Позади   работа   ­ Да, мы по­прежнему в  «гостях»  в разделе «Морфология». с самостоятельными частями речи, а впереди нас   ждут встречи со  служебными частями речи. (Слайд 2)        Давайте вспомним всё, что вы знаете  о служебных   частях   речи,   обменяйтесь информацией   в   группах.   Затем   каждая группа по очереди  называет одно сведение или   факт   по   данной   теме,   не   повторяя сказанного ранее. И всё, что вы вспомните, мы поместим в нашу «корзину идей» в виде коротких тезисов.  Прием “Корзина идей” (Слайд 3) Групповая работа. Каждая   группа   после   предва­ рительного   обсуждения   выска­ зывает   свои   предположения   по данной теме.  Примерные   ответы   детей: предлог,   союз,   частица,  не отвечают   на   вопросы,   не являются   членами   предло­ Систематизацион­ ная (На доске нарисована корзинка, где условно собирается все, что дети знают по данной теме) жения… ­   Итак,   вы   вспомнили,   какие   части   речи относятся к служебным. Молодцы! А   теперь   вернемся   к   нашей   интересной сказке, перед вами  распечатанный фрагмент из   неё,   выпишите   из   текста     слова, относящиеся   к   служебным   частям   речи, распределив по группам.  вздребезнулась, Сяпала   Калуша   по   напушке   и   увазила Бутявку. И волит: ­ Калушата, Калушаточки! Бутявочка! Калушата   присяпали   и   Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: ­   Оеё,   оеё!   Бутявка­то   некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: ­Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и   зюмо­зюмо   некузявые.   От   бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: ­   Калушата   подудонились!   Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!                         Л.Петрушевская   (Слайд 4) Предлог по, с, от, за Частица не, ­то   Союз и, а Целеполагание ­ Как вы определили? ­ Ну, тогда давайте поставим перед собой определенные   цели:   кто   и   что   хочет сегодня   на   уроке   узнать,   чтобы   в дальнейшем не было никаких трудностей.   II. Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА Работа   с   текстом     бятые    »   «  Пуськи Ответы детей: по, с, от, за — предлоги; и, а — союзы; не, ­то — частицы. Примерные ответы детей: ­ Узнали их в «лицо», так как часто встречаются… ­ Помним… Легко было найти союзы,   предлоги,   так   как     о них   мы   много   говорили   и   в начальной   школе,   и   в   5­6 классах.   Сложнее   с   частица­ ми… ­   Знать   служебные   части речи и отличать их от само­ стоятельных слов; ­ Узнавать не только «в лицо», а   иметь   представление   для чего   они   нужны,   какова   их роль; ­   Уметь   различать   союзы, предлоги, частицы. (получение информации)   новой III. Фаза РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рож­ дение нового знания)   ­ Таким образом, тема нашего урока …   «Роль служебных частей речи»   (Слайд 5)   ­   Чтобы   выяснить   основные   функции служебных   частей   речи,   вам   придется потрудиться. Работа со стихотворениями Задание классу:  ­ Вставьте пропущенные слова: (Слайд 6) Не задать вопрос к ... (предлогу). Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова – Служба в дружбу такова.  (слайд 7) Служит связи слов ... (союз). Нет прочнее этих уз. Перечислит, уточнит, Предложения скрепит.  (слайд 8) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто­нибудь произнесёт. Кто я ? … (частица) Задание классу:  ­ Выпишите из текстов   основные функции служебных  частей речи. Все ли функции в стихотворениях   перечислены?     Сравните   с информацией из учебника (§21, стр. 73,74).   Примеры   выпишите   из  текста  «Пуськи бятые».  . Ответы детей: ­ предлог ­ союз ­ частица Ответы детей: Предлоги  связывают   слова самостоятельных частей речи в словосочетании (Сяпала (по чему?) по напушке).  Союзы    соединяют   одно­ родные   сказуемые   (Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку.)   +  части   сложного предложения (информация из учебника). Частица  образует   отрица­ тельную   форму  (Бутявок  не  могут трямкают.) различные выражать оттенки значения (информация из учебника).   + ­ Сделайте вывод:  (Слайд 9) Роль ПРЕДЛОГА ­ …          СОЮЗА ­ …          ЧАСТИЦЫ ­ … Это интересно! Оказывается,   по   частоте   употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. ­   Ещё   одно   испытание,   с   которым,   уверена, справитесь, ожидает вас.   я Приём «Мозговой штурм» Ответы детей: (вместо) (до) (доза) (задача)  (затор) ­ Умеете ли вы разгадывать шарады?  (Слайд 10) *В конце какого предлога стоит сотня?   *Какой предлог является нотой?   *Какие   два   предлога   укажут   на количество лекарства на один прием?  * К   какому   предлогу   нужно   прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?  *Начало – противительный союз. За ним – одна лишь буква алфавита, И будет, предсказать я вам берусь, Машинами вся улица забита.   Работа   в   группах.   Упражнение   642. ­ Выписать: 1группа­союзы 2группа­предлоги 3группа­частицы.  Взаимопроверка   групп.   Спикер   в   команде остается   и   защищает   работу   группы. Переход команды из одной группы в другую. Итог урока: ­ Для чего служат предлоги, союзы в речи?  ­ Какую роль играют частицы в речи?   ­Могут   ли   самостоятельно   служебные части   существовать   в   предложении? Рефлексия: На   столах   у   учащихся   вырезанная   из бумаги   ладонь.   Если   информация, полученная   на   уроке,   полезная   и   урок понравился,   поставьте   на   вырезанную ладонь  !  или  +.   Если   считаешь,   что информация   тебе   бесполезна   и   урок   не понравился поставь 0 или ­). Домашняя работа (на выбор):   *Найти   из   любого   художественного произведения   небольшой   отрывок,   в котором   использованы   предлоги,   союзы   и частицы. Определить их роль. *Попробуйте   сочинить   предложение   (или небольшой     из придуманных   вами   слов.   Используйте служебные слова.  состоящее текст),   *Составить   (сочинить)   сказку   о   роли служебных частей речи в русском языке. *Упражнение из учебника №644 ­ Спасибо за урок!

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)
Скачать файл