Конспект урока по русскому языку на тему,,Стилистическая роль служебных частей речи,,(7 класс,ФГОС)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи» Цель: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи. Задачи: Образовательные: aвывести определение служебных частей речи, иметь представление о их роли в предложении и тексте; aсформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи; aпродолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление; aформировать навыки грамотного письма. Воспитательные: aвоспитывать интерес и любовь к русскому языку. aвоспитывать трудолюбие, аккуратность. aпродолжить работу по формированию умения работать в сотрудничестве (высказывать свою точку зрения, анализировать ответ другого). Развивающие: aразвивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление, творческие и исследовательские способности учащихся. aумение находить главное, делать умозаключение, развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты. aразвивать связную устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. aразвивать личностные качества учащихся. aобогащать словарный запас.Конспект урока
Иконка файла материала 7 класс.doc
Урок  в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи» Оборудование урока: презентация к уроку «Роль служебных частей речи», мульфильм «Сяпала Калуша»,  для  презентации  ­ компьютер, проектор, экран, распечатки текстов «Пуськи  бятые», учебник "Русский язык. " (7 класс, 2 часть, автор С.И. Львова), Тип урока: комбинированный урок.  Используемая технология: технология развития критического мышления. Этапы урока Учитель Ученик I. Фаза ВЫЗОВ (пробуждение   имею­ щихся   знаний,     инте­ реса   к   получению   но­ вой информации)  Информационная  и мотивационная функ­ ции Показ мультфильма «Сяпала Калуша» ­  Что показалось вам удивительным в этом сюжете? В чём его необычность? ­   Текст   не   имеет   ни   одного знакомого     кроме служебных частей речи. слова, ­ Правильно, Людмила Петрушевская, автор этой   сказки,   сохранила   в   ней   служебные слова. Почему? ­ Потому что их невозможно   заменить ничего не значащими  сочетаниями букв.  ­  Таким   образом,   вы   все,   наверное, догадались, о чём у нас пойдет разговор?  ­ О служебных частях речи…  Позади   работа   ­ Да, мы по­прежнему в  «гостях»  в разделе «Морфология». с самостоятельными частями речи, а впереди нас   ждут встречи со  служебными частями речи. (Слайд 2)        Давайте вспомним всё, что вы знаете  о служебных   частях   речи,   обменяйтесь информацией   в   группах.   Затем   каждая группа по очереди  называет одно сведение или   факт   по   данной   теме,   не   повторяя сказанного ранее. И всё, что вы вспомните, мы поместим в нашу «корзину идей» в виде коротких тезисов.  Прием “Корзина идей” (Слайд 3) Групповая работа. Каждая   группа   после   предва­ рительного   обсуждения   выска­ зывает   свои   предположения   по данной теме.  Примерные   ответы   детей: предлог,   союз,   частица,  не отвечают   на   вопросы,   не являются   членами   предло­ Систематизацион­ ная(На доске нарисована корзинка, где условно собирается все, что дети знают по данной теме) жения… ­   Итак,   вы   вспомнили,   какие   части   речи относятся к служебным. Молодцы! А   теперь   вернемся   к   нашей   интересной сказке, перед вами  распечатанный фрагмент из   неё,   выпишите   из   текста     слова, относящиеся   к   служебным   частям   речи, распределив по группам.  вздребезнулась, Сяпала   Калуша   по   напушке   и   увазила Бутявку. И волит: ­ Калушата, Калушаточки! Бутявочка! Калушата   присяпали   и   Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: ­   Оеё,   оеё!   Бутявка­то   некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: ­Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и   зюмо­зюмо   некузявые.   От   бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: ­   Калушата   подудонились!   Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!                         Л.Петрушевская   (Слайд 4) Предлог по, с, от, за Частица не, ­то   Союз и, а Целеполагание ­ Как вы определили? ­ Ну, тогда давайте поставим перед собой определенные   цели:   кто   и   что   хочет сегодня   на   уроке   узнать,   чтобы   в дальнейшем не было никаких трудностей.   II. Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА Работа   с   текстом     бятые    »   «  Пуськи Ответы детей: по, с, от, за — предлоги; и, а — союзы; не, ­то — частицы. Примерные ответы детей: ­ Узнали их в «лицо», так как часто встречаются… ­ Помним… Легко было найти союзы,   предлоги,   так   как     о них   мы   много   говорили   и   в начальной   школе,   и   в   5­6 классах.   Сложнее   с   частица­ ми… ­   Знать   служебные   части речи и отличать их от само­ стоятельных слов; ­ Узнавать не только «в лицо», а   иметь   представление   для чего   они   нужны,   какова   их роль; ­   Уметь   различать   союзы, предлоги, частицы.(получение информации)   новой III. Фаза РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рож­ дение нового знания)   ­ Таким образом, тема нашего урока …   «Роль служебных частей речи»   (Слайд 5)   ­   Чтобы   выяснить   основные   функции служебных   частей   речи,   вам   придется потрудиться. Работа со стихотворениями Задание классу:  ­ Вставьте пропущенные слова: (Слайд 6) Не задать вопрос к ... (предлогу). Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова – Служба в дружбу такова.  (слайд 7) Служит связи слов ... (союз). Нет прочнее этих уз. Перечислит, уточнит, Предложения скрепит.  (слайд 8) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто­нибудь произнесёт. Кто я ? … (частица) Задание классу:  ­ Выпишите из текстов   основные функции служебных  частей речи. Все ли функции в стихотворениях   перечислены?     Сравните   с информацией из учебника (§21, стр. 73,74).   Примеры   выпишите   из  текста  «Пуськи бятые».  . Ответы детей: ­ предлог ­ союз ­ частица Ответы детей: Предлоги  связывают   слова самостоятельных частей речи в словосочетании (Сяпала (по чему?) по напушке).  Союзы    соединяют   одно­ родные   сказуемые   (Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку.)   +  части   сложного предложения (информация из учебника). Частица  образует   отрица­ тельную   форму  (Бутявок  не  могут трямкают.) различные выражать оттенки значения (информация из учебника).   +­ Сделайте вывод:  (Слайд 9) Роль ПРЕДЛОГА ­ …          СОЮЗА ­ …          ЧАСТИЦЫ ­ … Это интересно! Оказывается,   по   частоте   употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. ­   Ещё   одно   испытание,   с   которым,   уверена, справитесь, ожидает вас.   я Приём «Мозговой штурм» Ответы детей: (вместо) (до) (доза) (задача)  (затор) ­ Умеете ли вы разгадывать шарады?  (Слайд 10) *В конце какого предлога стоит сотня?   *Какой предлог является нотой?   *Какие   два   предлога   укажут   на количество лекарства на один прием?  * К   какому   предлогу   нужно   прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?  *Начало – противительный союз. За ним – одна лишь буква алфавита, И будет, предсказать я вам берусь, Машинами вся улица забита.   Работа   в   группах.   Упражнение   642. ­ Выписать: 1группа­союзы 2группа­предлоги 3группа­частицы.  Взаимопроверка   групп.   Спикер   в   команде остается   и   защищает   работу   группы. Переход команды из одной группы в другую. Итог урока: ­ Для чего служат предлоги, союзы в речи?  ­ Какую роль играют частицы в речи?   ­Могут   ли   самостоятельно   служебные части   существовать   в   предложении? Рефлексия: На   столах   у   учащихся   вырезанная   из бумаги   ладонь.   Если   информация, полученная   на   уроке,   полезная   и   урок понравился,   поставьте   на   вырезаннуюладонь  !  или  +.   Если   считаешь,   что информация   тебе   бесполезна   и   урок   не понравился поставь 0 или ­). Домашняя работа (на выбор):   *Найти   из   любого   художественного произведения   небольшой   отрывок,   в котором   использованы   предлоги,   союзы   и частицы. Определить их роль. *Попробуйте   сочинить   предложение   (или небольшой     из придуманных   вами   слов.   Используйте служебные слова.  состоящее текст),   *Составить   (сочинить)   сказку   о   роли служебных частей речи в русском языке. *Упражнение из учебника №644 ­ Спасибо за урок!

Посмотрите также