Урок в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи»
Цель: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи.
Задачи:
Образовательные:
aвывести определение служебных частей речи, иметь представление о их роли в предложении и тексте;
aсформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи;
aпродолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление;
aформировать навыки грамотного письма.
Воспитательные:
aвоспитывать интерес и любовь к русскому языку.
aвоспитывать трудолюбие, аккуратность.
aпродолжить работу по формированию умения работать в сотрудничестве (высказывать свою точку зрения, анализировать ответ другого).
Развивающие:
aразвивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление, творческие и исследовательские способности учащихся.
aумение находить главное, делать умозаключение, развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты.
aразвивать связную устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
aразвивать личностные качества учащихся.
aобогащать словарный запас.Конспект урока
Урок в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи»
Оборудование урока: презентация к уроку «Роль служебных частей речи», мульфильм «Сяпала
Калуша», для презентации компьютер, проектор, экран, распечатки текстов «Пуськи бятые»,
учебник "Русский язык. " (7 класс, 2 часть, автор С.И. Львова),
Тип урока: комбинированный урок.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Этапы урока
Учитель
Ученик
I. Фаза ВЫЗОВ
(пробуждение имею
щихся знаний, инте
реса к получению но
вой информации)
Информационная и
мотивационная функ
ции
Показ мультфильма «Сяпала Калуша»
Что показалось вам удивительным в этом
сюжете? В чём его необычность?
Текст не имеет ни одного
знакомого
кроме
служебных частей речи.
слова,
Правильно, Людмила Петрушевская, автор
этой сказки, сохранила в ней служебные
слова. Почему?
Потому что их невозможно
заменить ничего не значащими
сочетаниями букв.
Таким образом, вы все, наверное,
догадались, о чём у нас пойдет разговор?
О служебных частях речи…
Позади работа
Да, мы попрежнему в «гостях» в разделе
«Морфология».
с
самостоятельными частями речи, а впереди
нас ждут встречи со служебными частями
речи. (Слайд 2)
Давайте вспомним всё, что вы знаете о
служебных частях речи,
обменяйтесь
информацией в группах. Затем каждая
группа по очереди называет одно сведение
или факт по данной теме, не повторяя
сказанного ранее. И всё, что вы вспомните,
мы поместим в нашу «корзину идей» в виде
коротких тезисов.
Прием “Корзина идей” (Слайд 3)
Групповая работа.
Каждая группа после предва
рительного обсуждения выска
зывает свои предположения по
данной теме.
Примерные ответы детей:
предлог, союз, частица, не
отвечают на вопросы, не
являются членами предло
Систематизацион
ная(На доске нарисована корзинка, где условно
собирается все, что дети знают по данной
теме)
жения…
Итак, вы вспомнили, какие части речи
относятся к служебным. Молодцы!
А теперь вернемся к нашей интересной
сказке, перед вами распечатанный фрагмент
из неё, выпишите из текста
слова,
относящиеся к служебным частям речи,
распределив по группам.
вздребезнулась,
Сяпала Калуша по напушке и увазила
Бутявку. И волит:
Калушата, Калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и Бутявку
стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
Оеё, оеё! Бутявкато некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка
сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые
и зюмозюмо некузявые. От бутявок
дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
Калушата подудонились! Калушата
подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи
бятые! Л.Петрушевская
(Слайд 4)
Предлог
по, с, от, за
Частица
не, то
Союз
и, а
Целеполагание
Как вы определили?
Ну, тогда давайте поставим перед собой
определенные цели: кто и что хочет
сегодня на уроке узнать, чтобы в
дальнейшем не было никаких трудностей.
II. Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ
СМЫСЛА
Работа с текстом
бятые
»
« Пуськи
Ответы детей:
по, с, от, за — предлоги;
и, а — союзы;
не, то — частицы.
Примерные ответы детей:
Узнали их в «лицо», так как
часто встречаются…
Помним… Легко было найти
союзы, предлоги, так как о
них мы много говорили и в
начальной школе, и в 56
классах. Сложнее с частица
ми…
Знать служебные части
речи и отличать их от само
стоятельных слов;
Узнавать не только «в лицо»,
а иметь представление для
чего они нужны, какова их
роль;
Уметь различать союзы,
предлоги, частицы.(получение
информации)
новой
III. Фаза РЕФЛЕКСИЯ
(осмысление,
рож
дение нового знания)
Таким образом, тема нашего урока …
«Роль служебных частей речи» (Слайд
5)
Чтобы выяснить основные функции
служебных частей речи, вам придется
потрудиться.
Работа со стихотворениями
Задание классу:
Вставьте пропущенные слова:
(Слайд 6)
Не задать вопрос к ... (предлогу).
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет грамотно слова –
Служба в дружбу такова.
(слайд 7)
Служит связи слов ... (союз).
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
(слайд 8)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что ктонибудь произнесёт.
Кто я ? … (частица)
Задание классу:
Выпишите из текстов основные функции
служебных частей речи. Все ли функции в
стихотворениях перечислены? Сравните с
информацией из учебника (§21, стр. 73,74).
Примеры выпишите из текста «Пуськи
бятые».
.
Ответы детей:
предлог
союз
частица
Ответы детей:
Предлоги связывают слова
самостоятельных частей речи
в словосочетании (Сяпала (по
чему?) по напушке).
Союзы
соединяют одно
родные сказуемые (Сяпала
Калуша по напушке и увазила
Бутявку.) + части сложного
предложения (информация из
учебника).
Частица образует отрица
тельную форму (Бутявок не
могут
трямкают.)
различные
выражать
оттенки
значения
(информация из учебника).
+ Сделайте вывод: (Слайд 9)
Роль ПРЕДЛОГА …
СОЮЗА …
ЧАСТИЦЫ …
Это интересно!
Оказывается, по частоте употребления
предлог занимает 4 место, союз – 7, роль
частиц тоже велика.
Ещё одно испытание, с которым,
уверена, справитесь, ожидает вас.
я
Приём «Мозговой штурм»
Ответы детей:
(вместо)
(до)
(доза)
(задача)
(затор)
Умеете ли вы разгадывать шарады?
(Слайд 10)
*В конце какого предлога стоит сотня?
*Какой предлог является нотой?
*Какие два предлога укажут на
количество лекарства на один прием?
* К какому предлогу нужно прибавить
загородный дом, чтобы получить то, что
требует решения?
*Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита.
Работа в группах. Упражнение 642.
Выписать:
1группасоюзы
2группапредлоги
3группачастицы.
Взаимопроверка групп. Спикер в команде
остается и защищает работу группы.
Переход команды из одной группы в другую.
Итог урока:
Для чего служат предлоги, союзы в речи?
Какую роль играют частицы в речи?
Могут ли самостоятельно служебные
части
существовать в предложении?
Рефлексия:
На столах у учащихся вырезанная из
бумаги ладонь.
Если информация,
полученная на уроке, полезная и урок
понравился, поставьте на вырезаннуюладонь ! или +. Если считаешь, что
информация тебе бесполезна и урок не
понравился поставь 0 или ).
Домашняя работа (на выбор):
*Найти из любого художественного
произведения небольшой отрывок,
в
котором использованы предлоги, союзы и
частицы. Определить их роль.
*Попробуйте сочинить предложение (или
небольшой
из
придуманных вами слов.
Используйте
служебные слова.
состоящее
текст),
*Составить (сочинить) сказку о роли
служебных частей речи в русском языке.
*Упражнение из учебника №644
Спасибо за урок!