Конспект урока в 1 классе
Ударение (Общее представление)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личнoстные:
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей;на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные задачи:
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Ход урока
1. Мотивационно-ориентационный
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Организует проверку готовности к уроку.
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Ребята, кто хорошо готов к уроку?
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
2. Минутка чистописания.
и ц
Пальчиковая гимнастика
Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим солим
пальчики щепоткой-солим
- Мы капусту мнем мнем
ручками "мнем" капусту
Какие буквы будем писать сегодня? ( и,ц)
Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, вы любите загадки?
- Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.
Всегда во рту, а не проглотишь?
- Какое это слово? Докажите.
- Что означает это слово?
- Давайте красиво запишем это слово.
- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
Не спеши языком, торопись делом.
- Сколько слогов в слове язык? Как узнать?
- Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?
Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале слова .
4. Постановка целей и задач урока.
- Внимание! (учитель ударяет ручкой по столу)
- Что вы услышали?
- Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложки? (учитель ударяет
деревянной ложкой сильнее – слабее)
- А почему? От чего зависит сила звука?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
5. Изучение нового материала.
А) Работа по учебнику.
Давайте проверим, правильно ли мы определили тему урока.
Откройте учебники на стр.39.
Прочитаем хором тему. Мы правильно определили?
- Какой хитрый вопрос поставила нам автор учебника?
- Как вы на него ответите?
- Ударить можно не только в ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
- Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя
кружочками.
- Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?
- Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Прочитайте одно из них.
Выполнение Упр. 1 с.39
Устная работа над Упр. 1
- А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт с ладошкой. Обратите внимание на поток воздуха выходящего из вашего ротика.
ДОМ ШКОЛА МАЛИНА
Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
Б) Игровой момент
- Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными.
Вова, рама, школа
- Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка)
Знакомство с правилом. С.39.
А чтобы легче было запомнить прочитаем весёлые стихи.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
Физкультминутка.
3) - А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?
- Давайте проверим, так ли это! Замок – замок, звонок – звонок.
Работа в группах.
- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому ряду я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение.
- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?
(На доске спроектированы картинки к стихам.)
- Сделайте вывод.
Рассказ учителя.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Рассказать? Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Учитель демонстрирует картинки. а дети произносят слова хором.
- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.
4) Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно?
-Давайте это выясним, В каких словах ставится ударение?
- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему? ТЕЛЕВИЗОР, КОНЬКИ, ЛИСТОК, МУЖЧИНА, РАКИТА,ЧЕРТЁЖ, СТРИЖКА.
- Сделайте вывод. Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё.
6 .Рефлексия деятельности.
-Что нового узнали на уроке сегодня? -Что было интересным для вас?
-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.
Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте стихотворение про ударение.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его раскрыли.
Принц Ударение конечно мОлодец
А каждый из нас МОЛОДЕЦ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.