Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
25.01.2017
Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)
Выбор и использование форм и методов обучения обусловлены возрастными психологическими особенностями восприятия первоклассников. Использованные на уроке задания помогли создать ситуацию успеха, доверия, единения класса. В течение всего урока происходит развитие и обогащение речи учеников, активной познавательной деятельности, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению. Ученики осмысливают каждую операцию, а значит, у них формируется самостоятельность мыслительной деятельности. Совместная деятельность сплачивает, дает возможность каждому ребенку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала.
Русский язык 1 класс.doc
Тема урока: «Наблюдение над общим значением однокоренных слов». Цели:  Образовательная:   уточнить   представление   о   признаках   родственных (однокоренных) слов; раскрыть сущность корня. содействовать   знакомству   с   понятиями   «корень»,   «однокоренные   слова», «родственные слова»;  наблюдение за группами родственных слов и словами сходными по смыслу, но не имеющими общую часть (корень); содействовать формированию умений находить и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;  Развивающая:   развивать   творческие   и   интеллектуальные   способности   у учащихся развитие   интереса   к   истории   семьи,   семейным   традициям   родословной, активизировать творческое воображение детей, их желание быть причастными к национальной культуре Воспитательная:   формировать   духовно­нравственное   отношение   к   природе, обществу, себе; воспитывать   чувство   любви   и   уважения   к   Родине:   ее   природе,   обычаям, заветам,   народным   традициям,   воплощенным   в   словесном   народном творчестве, уважение к семье, к предкам,  бережное отношение к хлебу; Оборудование: презентация, ребус «изба», словарь этонокультурной лексики Туранина Н.А., Рязанова М.П.; иллюстрация русской избы,  толковый словарь С.И.Ожегова, кусочек ладана, иллюстрация «корень», карточки с заданиями: работа по вариантам, работы в парах, тесты, модели домика, карандаши для учащихся желтого и голубого цвета, сердечки.  Ход урока Ⅰ.Организация внимания.  Эмоциональный настрой детей на урок. Дети читают хором. Мы пришли сюда учиться, Много знаний получать. Так давайте не лениться, А урок наш начинать. Всем, всем – добрый день. Красив язык мой русский   (слайд 2) И в радости и в грусти. Он всякий раз со мной –  Родной язык, мой русский, Как Родина ­ родной! Ⅱ.Актуализация знаний учащихся. 1.Чтение стихотворения подготовленным учеником (слайды 3­8). Что мы Родиной зовём? Дом, где  мы с тобой растём, И берёзки у дороги,  По которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём. 2.Группировка слов (слайды 9 ­10). ­Назовите из текста словарные слова.  (Родина, берёзки, дорога, праздничный) ­На какие группы можно распределить данные слова? (1) слова, обозначающие предмет   ­ слова, обозначающие признак предмета; 2)  безударные гласные  – непроизносимая согласная; 3)  заглавная буква в  слове ­  прописная буква)  3.Что же мы зовём Родиной?  ­   Что   же   объединяет   людей,   живущих   в   нашей   стране,   нашем   поселке? (Любовь к своей Родине. Мы родились здесь, здесь наша семья, здесь говорят на родном языке, все здесь для нас любимое, родное.) ­ Родина начинается с родного края, отчего дома,  там, где вы родились, где ваша семья (слайд 11). Что может быть семьи дороже?   Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! ­ От какого слова произошло это название «отчий дом»? (Отцовский дом, дом отца.)     4.Проблемная ситуация. Игра «Найди «лишнее» слово (слайды 12 ­ 14). ­ Прочитайте слова: дом, домик, домище, изба, домашний, домовой ­ Найдите «лишнее» слово. Объясните, почему это слово будет «лишним»? 2 (У  слов  дом,  домик,  домище, домашний, домовой  ­ общей  является  часть значения – место, где живут. Но домик – это маленький дом, домище – это большой дом, домовой тот, кто живёт в доме.  Изба   –   деревянный   крестьянский   дом.   Значение   тоже,   но   у   всех   слов одинаковая часть дом­, а   у слова изба – другая часть. «Лишнее» слово – изба.) ­ Если «убрать» части, которыми отличаются слова, что останется? (Общая одинаковая часть дом). Ⅲ. Постановка учебной задачи. ­ Определите тему нашего урока. (слайд 15) Дети.  Мы сегодня на уроке будем говорить о близких по значению словах, которые имеют одинаковую часть.   Мы   узнаем,   как   называются   такие   слова   и   одновременно   Учитель. познакомимся   с   народными   традициями,   которые   соблюдали   в   старину   в русских семьях. Ⅳ. Минутка чистописания. 1.Ребус  (Изба) ­ Что такое изба?  2.Работа по словарю этнокультурной лексики. Изба ­ деревянный крестьянский дом (слайд 16). Главное место в избе занимают печи, поэтому называют дома избами от слов  «истьба», «истопа» ­ тёплое место (слайд 17). 3.­ Напишите по образцу элементы букв, которые встречаются в слове изба. (наклонная линия с закруглением внизу вправо, элемент буквы з, слово изба) 4. ­ Мы придумаем сходные по значению слова к слову изба. Как назвать маленькую избу? (Избушка, избёнка). Изба, избушка, избёнка ­ Запишите слова в тетрадь. 5.Каллиграфическое письмо. Списать предложение. Объяснить орфограммы. Азбуку учат, во всю избу кричат.  ­ Объясните смысл пословицы. ­ Зимние вечера долгие, сидят на печи старый дед и внучек и азбуку учат, кричат во всю избу. 3 6.­   Мы   были   с   вами   на   экскурсии   в   Доме   народного   творчества   и познакомились   с   устройством   избы.   Мы   много   наблюдали,   читали   книги, расспрашивали у других людей об устройстве крестьянской избы, интерьере, о гостеприимстве русских людей (слайд 18 – 20). 7. Работа с этнокультуроведческими текстами.   ­   Ребята,   послушайте,   что   узнали   ваши   одноклассники   об   избе.  (Рисунок избы) 1 ученик.  Русская изба срублена из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. От печки в доме тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу волшебные сказки.  2 ученик.   Хорошая изба должна строиться около леса, на хорошем лугу или на пригорке,   на   берегу   реки,   на   солнечном   месте,   чтобы   это   место   было красивым и недоступным для злых духов. Окна необходимо направлять на солнечный восход, потому что летом будет прохладно, а зимой освещаться солнцем. В избе всегда должно быть много солнца, чтобы всем было уютно и тепло. И если кому­то плохо, его согреет доброта и любовь, забота родных людей.  3 ученик.  По  традиции  первыми в новое жильё впускали петуха или кошку. Из печи старой избы приносили угольки для растопки печи в новой избе. А чтобы жилье   стояло   долго   и  люди   в   нем   жили   счастливо,   дружно   и  в  достатке, приглашали священника освятить новую избу.  4 ученик.  Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе потом и праздновали новоселье.  Учитель. Дом   защищали   от   злых   духов  оберегами  в   виде   конька   на   крыше, изображениями солнца, птиц. А чтобы в доме было тепло, уютно, был мир, покой и достаток, его строили по традициям предков. Отмечали и различные обряды. Под брёвна дома укладывали деньги, шерсть –  символы  богатства, семейного тепла, ладан – символ святости.  ­ Ребята, что  располагали на крыше дома? (Конек.) Конек, изображение солнца, птиц, змей – считали оберегом, защитой от злых духов, враждебных сил.  8.Работа со словарем. ­ Обратимся к словарю и узнаем значение слова оберег, ладан. Демонстрация ладана, оберега ­ фигурки домового. 4 ­ Как строили дом наши предки? ­ Какие традиции соблюдали на Руси? ­ Что такое обереги? Когда­нибудь и вы построите свой дом для своей семьи, где будут расти ваши   дети,   но   в   вашей   памяти   навсегда   будет   ваш   родительский   дом   с любимыми вещами, родными людьми. И ваш дом должен тоже стать теплым, добрым,   приветливым,   гостеприимным,   счастливым   и   вы   должны   тоже сохранить традиции своей семьи. Ⅴ. Объяснение нового материала. 1. Определение значения слова корень. Упражнение в подборе однокоренных слов.   ­ Всё на свете из чего­нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес – из деревьев.  ­ Из чего состоит наша речь? (из предложений)  ­ Из чего состоит предложение? (из слов) ­ Из чего состоят слова? (из слогов) Слова состоят из своего «строительного материала», из своих частичек. И каждая часть вносит в слово свою часть смысла. Самая главная из них – корень.  ­ Какое значение может иметь слово корень? а) Корень – это то, без чего растение не может жить. б) Корень  ­ это подземная часть растения, но она очень нужна растению, без нее оно погибнет. ­ Почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? (Как из корня появляется растение, таки из корня «словесного» образуются слова, поэтому корень слова – это тоже самое важное, самое главное.)  (Рисунок.  Корень. «Я самый главный!») ­ Если люди происходят из одного рода, семьи, то они часто бывают похожи между собой. Как их называют? (Родственниками.)  ­ Кого называют родственниками? ­ Подобное явление наблюдается в языке. Можно ли слова, которые мы сейчас образовали ­   изба, избушка, избёнка ­ назвать родственными? (Да.) ­ Есть ли у этих слов общий смысл? А общая часть?  ­Назовите общую одинаковую часть этих слов (изб ­) ­ Как называется эта часть слова? (Корень.)  ­ Что такое корень? Определение. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение.  Корень несет смысл не только одного слова, а многих. 5 Для обозначения корня используют знак: ⌢ Выделите корень в словах изба, избушка, избёнка. ­   Можно   ли   эти   слова   назвать    однокоренными?   Почему?   (Слова   имеют одинаковый корень.) Попытайтесь составить  определение. Слова, которые имеют что­то общее по смыслу и одинаковый корень, называются родственными или однокоренными ­ Найти в слове корень     поможет нам стихотворение ­ памятка (слайд 21). Корень слова – значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства –  Однокоренные подбери слова. ­ Как найти в слове корень?  (Нужно подобрать родственные,        однокоренные слова и выделить в них общую часть, которая и будет являться корнем.)  2. Рубрика «Давай подумаем». Нахождение общей части в словах. (Работа по учебнику с.79.) Спишите     слова.   Продолжите   ряд   этих   слов.   Докажите,   что   эти   слова являются однокоренными. (снежок, снегоочиститель, белоснежный)   подснежник,   снегоход,   снеговой,   бесснежный,   снегопад, 3.Рубрика «Обрати внимание». Знакомство с понятием «родственные слова»,   (Работа по учебнику с.79.) 4. Образование однокоренных слов.   ­   Однокоренные   слова   образуются   от   других   слов   с   помощью   частиц   – морфем. 1) Морфемы стоят перед корнем; 2) Морфемы стоят после корня; 3) Сложные слова  от двух самостоятельных слов с помощью соединительных гласных о, е; Морфемы придают словам разные смысловые оттенки – вносят в слово новое значение. – ищ – указывает на то, что предмет очень большой, ­онок­, ёнок­  ­на то, что предмет маленький,  При   образовании   родственных   слов   в   их   корнях   может   происходить чередование звуков (букв). (снег­, снеж­) (слайд 22) ­   Найти   ближайшее   однокоренное   слова   и   определить   смысловую   часть (корень) слова помогут такие слова: «тот кто…» «там, где …» 6 «та, кто …» «маленький …» «огромный …» «детёныши …» «похожий на …» «сделанный из …»   «принадлежащий …» «чуть­чуть …»            «женщина» «прибор, которым можно …» «те, что живут …» «сын …» «дочь …» «одна маленькая частица ….» « похожий на …»     «слегка, немного …»  5. Работа по учебнику.  Трудное задание. (Упражнение 3 с. 79) Нахождение общей части в словах. Объяснение значения слов.  лесок – маленький лес лесной – принадлежащий лесу лесник – тот, то живёт в лесу лесоруб – тот, кто рубит лес ­ Мы сегодня говорили о доме, в котором живёт человек, а о каком доме сейчас пойдет речь и кто его жильцы? 6.Загадка (слайд 23). Вырос в поле дом, Полон дом зерном,  Стрелы позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На стебле золотом. Что это? (Колосок.) ­Кто жильцы в колоске? (Зернышки) 7.Творческое воображение. ­ Представьте поле и себя колосками на этом поле. Стоят колоски дружной семьей, прижались друг к дружке: сильные, налитые зерном и слабенькие. Но слабый колосок опирается на сильный колосок, сильные поддерживают тех, кто послабее.  Настоящая дружная семья! (слайд 24) Ⅵ. Физкультминутка. Исполнение песни, выполнение движений. Расти, колосок   (Сл.П.Синявского,  муз Ю.Чичкова) 1.Ржаной росток зелёный  Оглядывает поле, Смешной и удивленный, Как первоклашка в школе. 7 Припев:  Зеленый росток, Веселый росток, Ты только пробился из зернышка. Расти, колосок! Расти, колосок! Расти, колосок, до солнышка! 2.Его расти научит Любой весенний дождик, И каждый вешний лучик Раскрасит, как художник. Припев. 3.Он вместе с близнецами Так быстро станет взрослым, Что скоро даже с нами Померяется ростом. Припев. Ⅶ.Первичное   закрепление   нового   материала   с   комплексным применением знаний. 1.Диффериенцированная работа. Работа по группам. Загадка   (слайд 25). Вырос в поле колоском, На столе лежит куском. (Хлеб.) ­ Ребята, сейчас будем работать по группам. (Работа по карточкам.) 1 группа. ­Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень слова. Докажите, что слова являются однокоренными (слайд 26). Текст. Вся   семья   собиралась   за   столом.   Хлеб   считали   главным   блюдом     и ставили в центр стола. Резал хлеб самый  уважаемый в семье человек, стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая хлебушко к груди. Перед едой хлеб целовали. Сметали хлебные крошки со стола и съедали до единой крошки. Так уважали и почитали хлеб.  2 группа. ­ Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова. Без печки холодно – без … голодно. … – пирогу дедушка. Волнуется, словно море, … поле. Чтобы хлеб на стол явился, много в поле  … трудился. (слайд 27) 8 Без печки холодно – без хлеба голодно. Хлебушко – пирогу дедушка. Волнуется, словно море, хлебное поле. Чтобы хлеб на стол явился, много в поле  хлебороб трудился. 2.Проверка заданий. Докажите, что эти слова являются однокоренными? (слайд 28) ­ Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека. Наша святая обязанность беречь и ценить хлеб, как это делали наши предки. Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори! 3.Упражнение в распознавании и подборе однокоренных слов.  Работа в парах. (Тексты на желтых карточках)  (слайд 29).   –Узнайте, кто  это. Подберите и  запишите  однокоренные  слова. Выделите корень. Карточка №1 Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке? (рыбак, рыба, рыбачить) Карточка №2 Кто пасет овец и коз Там, где луг травой зарос? (пастух, пасет, пастушок) Карточка №3 ­ Кто выращивает хлеб?  (Хлеб, хлебороб, хлебушко) Карточка №4 Как зовут вымышленного жителя, который живет в доме?  (дом, домовой, домашний) 4.Проверка  работы в парах по группам.  ­ О каких профессиях говорилось в загадках? ­ Эти профессии древние, очень нужные и передавались они нам от наших предков.  ­ Кто был внимательным? В какой загадке нет названия профессии? (Загадка о домовом). ­ Докажите, что слова, которые вы записали, являются однокоренными? Физкультминутка для укрепления зрения (слайд 30). Ⅷ. Обобщение. Работа с тестами.  Вариант 1 9 1.Выбери правильное утверждение. Корень – это часть предложения.  Общая часть родственных слов называется корнем.  2.Отметь слово, в котором правильно выделен корень. морозный  стена рыбка  3. Найди и отметь группу родственных слов. сила, силач, спортсмен, сильный лес, лесная, лесок, лисёнок Вариант 2 1.Выбери правильное утверждение.  В корне не выражено основное значение слова.  У родственных слов разные корни.  Общая часть родственных слов называется корнем.  2.Отметь слово, в котором правильно выделен корень. берёзка весна повар 3. Найди и отметь группу родственных слов. лень, ленивый, бездельник, лентяй золото, золотой, позолотить, золотистый гриб, грибной, грипп, грибница Вариант 3 1.Выбери правильное утверждение.  У родственных слов разные корни.  В корне не выражено основное значение слова.  Корень – это часть предложения.  Общая часть родственных слов называется корнем.  2.Отметь слово, в котором правильно выделен корень. зимний трава наварить 3. Найди и отметь группу родственных слов. рисунок, рисовать, акварель, нарисовать 10 ночь, ночник, заночевать, ночёвка стол, столик, сталь, столовая Вариант 4 1.Выбери правильное утверждение. Корень – это часть предложения.  Общая часть родственных слов называется корнем.  В корне не выражено основное значение слова.  У родственных слов разные корни.  2.Отметь слово, в котором правильно выделен корень. летний мосты переварить 3. Найди и отметь группу родственных слов. лес, лесник, сторожка, лесная зелень, зелёный, лень, зазеленить боль, больной, больница, заболеть свет, светлый, цвет, светлячок Ⅸ.Итог урока. ­ Какие слова называют родственными? ­ Как можно по – другому назвать родственные слова? (Однокоренные.) ­ Что такое корень слова? ­ Как найти корень в слове? ­ Какие народные традиции мы должны соблюдать?  ­ Почему надо бережно относиться к хлебу? ­ Что такое оберег? (слайды 31­32)  Рефлексия.  У каждого ученика  модели «Домик».   ­   Кто   запомнил,   что   такое   родственные   слова,   «зажгите»   свет   в   вашем домике. Закрасьте окошки дома цветным карандашом. ­ Кто научился подбирать однокоренные слова, «затопите» печь в своем доме. Закрасьте дым  из трубы голубым карандашом. ­ Если, вам понравился наш урок, прикрепите сердечко к домику. ­ Ваши дома расположите на доске. Высказывания учащихся об уроке. (слайд 33) ­  Хочется закончить наш урок такими словами: 11 Родительский дом ­ начало начал.  Ты в жизни моей надёжный причал. Родительский дом, пускай много лет, Горит в твоих окнах добрый свет. 12

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением однокоренных слов" (1 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над общим значением  однокоренных слов" (1 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017