Конспект урока по русскому языку. Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку. Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
23.03.2017
Конспект урока по русскому языку. Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Конспект урока по русскому языку на тему: "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам." 3 класс, УМК "Школа России". Урок составлен в соответствии требований Федеральных государственных стандартов второго поколения. Урок содержит материал, для получения новых знаний на уроке.Конспект урока по русскому языку в 3 классе
КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 3 КЛАССА.doc

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка ДЛЯ 3 КЛАССА

Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:

·                                 Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

·                                 Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

·                                 Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.

·                                 Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.

·                                 Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: учебник, тетрадь у учащихся; оформленная доска: предметные картинки птиц с безударными гласными -е, -и; корзина цветов, изображения гостей – «Словосочетание» и «Предложение», карточки со словами «склонение», «падежи», карточки с названиями падежей, картина «Одинокий дуб», карточки для индивидуальной работы учащихся, буквенные веера.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

1.Эмоциональный настрой на урок.

 Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:

Игра – приветствие. «Здравствуйте!» ( учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: - желаю (большими пальцами)

- успеха (указательными пальцами)

- большого ( средними пальцами)

- во всем (безымяными пальцами)

- и везде (мизинцами)

- здравствуйте! (всей ладонью)

- Удачи тебе на уроке! (переплетаются пальцы рук)

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

 

 

2. Словарная работа

Наступил месяц март – первый месяц весны. А вестниками весны являются птицы. Вот и к нам на урок прилетели две птички. Но посмотрите, они что-то принесли в своих клювиках. Да это же безударные гласные Е и И!

Поспешили, поспешили,
Чуть заданье не забыли.
Ну-ка, думайте быстрее,
Вставьте нас в слова скорее!

Словарь: Б…рёзка, д…ревня, пр…рода, т…традь, сев..р, р…бята, п…тух, м…дведь, п…нал, уч..ник, м…тро.

Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь.

 Проверим выполненную работу.
– Какие орфограммы встретились в словах?

3. Постановка темы урока

 Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Изменение имен существительных по вопросам.)
– Сегодня мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с новым понятием.

4. Актуализация знаний

 Давайте, ребята, вспомним все, что мы знаем об имени существительном.
– Итак, что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы кто? или что?, обозначает предмет, явления, чувства, действия, признаки.)
– Что еще можно сказать об именах существительных? (Бывают одушевленные и неодушевленные; изменяются по числам, бывают мужского, женского и среднего рода.)
– На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные изменяются по вопросам. 
– Прочитайте текст, который лежит у вас на парте, и выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает. Один ученик работает у доски.

1. Зимой река замерзла. 
2. Берега реки замело снегом. 
3. В летнее время по реке ходили суда. 
4. Не каждый видел такую полноводную реку. 
5. Жители города гордятся рекой. 
6. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

Запись на доске и в тетрадях:

что? река
чего? реки
чему? реке
что? реку
чем? рекой
о чем? о реке

 Проверка.
– Посмотрите на доску. Со всем согласны?
– Что можете сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова.)
– Выделите окончания. Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы.)

 

 

5. Физминутка.

6. Работа по теме урока

 Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли имена существительные по вопросам.)
– А кто знает, как одним словом можно заменить эту длинную фразу?
– Изменение имен существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
На доску прикрепляется карточки со словами «склонение», «падежи».
– Сколько вопросов в столбике? (Шесть.)

7. Беседа – сказка.

У гнома Слова шесть друзей -

Шесть верных эльфов – падежей.

Пока он спал в лесной тиши,

Пришли к нам в гости падежи,

Чтоб о предлогах рассказать,

И смысл слова передать,

Чтоб правильно сказать о том,

О чем подумал старый гном!

 В русском языке шесть падежей. Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.

Откуда пошли названия падежей

Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный.
Родился – и стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательный.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительный.
Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложный.

8. Работа по учебнику.

С. 90, правило

 Давайте еще раз прочитаем названия падежей и вопросы.
– Итак, в современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. В китайском – 0, в английском – 3, а в одном из языков Дагестана – табасаранском – 52.

9.Продолжение работы по теме урока

Работа по таблице падежей с.90, упр. 95

 Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса?
– Встречается ли одинаковый падежный вопрос у одушевленных существительных?
– А у неодушевленных существительных?
– Очень многие люди для того, чтобы не ошибаться при склонении существительных, применяют слова-помощники. Эти слова-помощники «дружат» с падежами. Эти слова написаны на карточках с названиями падежей.

Чтение слов-помощников.

 Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.

Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким 
окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Прилетел в резной дворец
Серый в крапинку певец.

 Скворец.
– Итак, давайте просклоняем существительное скворец. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

Один ученик работает у доски.

И. п. (есть) кто? скворец 
Р. п. (нет) кого? скворца
Д. п. (дал) кому? скворцу
В. п. (вижу) кого? скворца
Т. п. (горжусь) кем скворцом
П. п. (думаю) о ком? о скворце

 Форма какого падежа является начальной?

- Прочитайте правило на с. 91.
– Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма существительного. 
– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

10. Физкультминутка

11. Закрепление.

Игра «Эстафета» (Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.

Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)

·                                 1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.

·                                 2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.

·                                 3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора, сидеть за столом.

 

Дополнительное задание

 Запишите слова, выделите приставку, корень, суффикс, окончание.

Приставка в слове «подъехал»;
Корень в слове «снежный»;
Суффикс в слове «дворник»;
Окончание в слове «лучи».

 Какое слово получилось? (Подснежники)

Приставка в слове «поле»;
Корень в слове «веснушки»;
Суффикс в слове «зима»;
Окончание в слове «река».

 Какое слово получилось? (Весна)

Подснежники – первые весенние цветы. Сколько радости они нам приносят. Но не надо их рвать, они быстро завянут. Пусть останутся эти цветы в природе и радуют еще больше людей.

Вывод

 Сколько падежей в русском языке?
– Что мы называем склонением?
– К какому падежу относится существительное в начальной форме?
– Назовите вопросы косвенных падежей.

9. Домашнее задание

Упражнение 88.

10. Итог урока

В рощах птичье пение,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.

Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне…

Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною.

Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка

Поспешили, поспешили, Чуть заданье не забыли

Поспешили, поспешили, Чуть заданье не забыли

Физминутка. 6. Работа по теме урока –

Физминутка. 6. Работа по теме урока –

Эти слова-помощники «дружат» с падежами

Эти слова-помощники «дружат» с падежами

Суффикс в слове «дворник»; Окончание в слове «лучи»

Суффикс в слове «дворник»; Окончание в слове «лучи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017