Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:
· Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
· Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
· Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.
· Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
· Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: учебник, тетрадь у учащихся; оформленная доска: предметные картинки птиц с безударными гласными -е, -и; корзина цветов, изображения гостей – «Словосочетание» и «Предложение», карточки со словами «склонение», «падежи», карточки с названиями падежей, картина «Одинокий дуб», карточки для индивидуальной работы учащихся, буквенные веера.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой на урок.
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
–На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:
Игра – приветствие. «Здравствуйте!» ( учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: - желаю (большими пальцами)
- успеха (указательными пальцами)
- большого ( средними пальцами)
- во всем (безымяными пальцами)
- и везде (мизинцами)
- здравствуйте! (всей ладонью)
- Удачи тебе на уроке! (переплетаются пальцы рук)
Готовы! Тогда начинаем наш урок.
2. Словарная работа
Наступил месяц март – первый месяц весны. А вестниками весны являются птицы. Вот и к нам на урок прилетели две птички. Но посмотрите, они что-то принесли в своих клювиках. Да это же безударные гласные Е и И!
Поспешили, поспешили,
Чуть заданье не забыли.
Ну-ка, думайте быстрее,
Вставьте нас в слова скорее!
Словарь: Б…рёзка, д…ревня, пр…рода, т…традь, сев..р, р…бята, п…тух, м…дведь, п…нал, уч..ник, м…тро.
Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь.
– Проверим выполненную работу.
– Какие орфограммы встретились в словах?
3. Постановка темы урока
– Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Изменение имен существительных по
вопросам.)
– Сегодня мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с новым понятием.
4. Актуализация знаний
– Давайте, ребята, вспомним все, что мы знаем об имени
существительном.
– Итак, что такое имя существительное? (Часть
речи, отвечает на вопросы кто? или что?, обозначает предмет, явления, чувства,
действия, признаки.)
– Что еще можно сказать об именах существительных? (Бывают одушевленные и
неодушевленные; изменяются по числам, бывают мужского, женского и среднего
рода.)
– На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные изменяются по
вопросам.
– Прочитайте текст, который лежит у вас на парте, и выпишите из каждого
предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает. Один ученик
работает у доски.
1. Зимой река замерзла.
2. Берега реки замело снегом.
3. В летнее время по реке ходили суда.
4. Не каждый видел такую полноводную реку.
5. Жители города гордятся рекой.
6. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.
Запись на доске и в тетрадях:
что? река
чего? реки
чему? реке
что? реку
чем? рекой
о чем? о реке
– Проверка.
– Посмотрите на доску. Со всем согласны?
– Что можете сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова.)
– Выделите окончания. Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы.)
5. Физминутка.
6. Работа по теме урока
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли имена существительные по
вопросам.)
– А кто знает, как одним словом можно заменить эту длинную фразу?
– Изменение имен существительных по вопросам называется склонением или
изменением по падежам.
На доску прикрепляется карточки со словами «склонение», «падежи».
– Сколько вопросов в столбике? (Шесть.)
7. Беседа – сказка.
У гнома Слова шесть друзей -
Шесть верных эльфов – падежей.
Пока он спал в лесной тиши,
Пришли к нам в гости падежи,
Чтоб о предлогах рассказать,
И смысл слова передать,
Чтоб правильно сказать о том,
О чем подумал старый гном!
– В русском языке шесть падежей. Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.
Откуда пошли названия падежей
Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили
назвать – именительный.
Родился – и стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательный.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал
винительный.
Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложный.
8. Работа по учебнику.
С. 90, правило
– Давайте еще раз прочитаем названия падежей и вопросы.
– Итак, в современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают
различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их
15, а в венгерском – 22. В китайском – 0, в английском – 3, а в одном из языков
Дагестана – табасаранском – 52.
9.Продолжение работы по теме урока
Работа по таблице падежей с.90, упр. 95
– Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса?
– Встречается ли одинаковый падежный вопрос у одушевленных существительных?
– А у неодушевленных существительных?
– Очень многие люди для того, чтобы не ошибаться при склонении существительных,
применяют слова-помощники. Эти слова-помощники «дружат» с падежами. Эти слова
написаны на карточках с названиями падежей.
Чтение слов-помощников.
– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
Прилетел в резной дворец
Серый в крапинку певец.
– Скворец.
– Итак, давайте просклоняем существительное скворец. Для этого напишем первые
буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем
при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у
существительного выделяем окончание.
Один ученик работает у доски.
И. п. (есть) кто? скворец
Р. п. (нет) кого? скворца
Д. п. (дал) кому? скворцу
В. п. (вижу) кого? скворца
Т. п. (горжусь) кем скворцом
П. п. (думаю) о ком? о скворце
– Форма какого падежа является начальной?
- Прочитайте правило на с. 91.
– Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма
существительного.
– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
10. Физкультминутка
11. Закрепление.
Игра «Эстафета» (Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.
Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
· 1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.
· 2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.
· 3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора, сидеть за столом.
Дополнительное задание
– Запишите слова, выделите приставку, корень, суффикс, окончание.
Приставка в слове «подъехал»;
Корень в слове «снежный»;
Суффикс в слове «дворник»;
Окончание в слове «лучи».
– Какое слово получилось? (Подснежники)
Приставка в слове «поле»;
Корень в слове «веснушки»;
Суффикс в слове «зима»;
Окончание в слове «река».
– Какое слово получилось? (Весна)
Подснежники – первые весенние цветы. Сколько радости они нам приносят. Но не надо их рвать, они быстро завянут. Пусть останутся эти цветы в природе и радуют еще больше людей.
Вывод
– Сколько падежей в русском языке?
– Что мы называем склонением?
– К какому падежу относится существительное в начальной форме?
– Назовите вопросы косвенных падежей.
9. Домашнее задание
Упражнение 88.
10. Итог урока
В рощах птичье пение,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне…
Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною.
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
А тут весна, весны, весне,
Весною, о весне.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.