Цель урока - знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
На уроке обучающиеся учатся правильно подписывать конверты; знакомятся со словами обращения, которые используются при написании письма. Ученики восстанавливают деформированный текст письма., находят объяснение слова письмо в толковом словаре С.И. Ожегова.
Областной конкурс «Лучший урок письма»
Разработка урока написания письма
3 класс.
Составила Киселёва Ольга Владимировна, учительница начальных
МОУ Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2
Грязовецкого муниципального района, рабочий телефон 32828.
классов.
Тема: « Как написать письмо».
Цель: знакомство со структурой письма и его стилистическими
особенностями; обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова; конверты; таблица со
словами обращения; карточки с деформированным текстом письма.
Ход урока:
I. Вводная беседа.
Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, кто спешит к нам на урок.
Вам журнал! А вам газета!
А собачке почты нету…
Письма ей сама пишу
И сама же приношу!
(Почтальон).
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Послушайте
ещё одну загадку:
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если захочешь
За море умчится.
(Письмо) Прочитайте стихотворение и скажите, как путешествует письмо:
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
На заводы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны
И заходят в каждый дом
То с газетой, то с письмом.
Попробуем составить путь письма в виде схемы:
Письмо
почтовый ящик сортировщик
вагон
почтальон
получатель.
Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди могли
передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и
самолётов, радио и телеграфа?
Почтальоном был голубь. Его так и называли почтовый голубь.
Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из
очень отдалённых мест на 500 км и более. Много сотен лет назад служил
людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляет радио и телеграф,
поезда и самолёты, голубиная почта потеряла своё значение.
II. Особенности текста письма. Структура письма.
Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? Что надо знать и уметь, чтобы
написать письмо? Кому они могут быть адресованы?
Давайте вместе поучимся писать письма. Разберёмся сначала, что такое
письмо. Для этого заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова.
Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чегонибудь
комунибудь.
Можно ли считать письмо текстом? Почему?
Прочитайте текст.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Как ты поживаешь? Как твоё здоровье? Как растут твои цветы и
овощи? Ходишь ли ты в лес?
Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный
год. Сразу после школы приеду к тебе в гости.Не скучай, не болей.
До свидания, дорогая бабушка.
Твой внук Саша.
О чём и как пишет Саша бабушке? (Спрашивает о здоровье бабушки, о том,
как она живёт, рассказывает о себе).
Сколько частей в этом письме? (Всего 3 части).
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало, основную часть
и концовку.
Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата получателя
письма (от немецкого слова «адрес»). В письме содержатся обращения и
слова приветствия.
Как обратиться к друзьям, родителям, родственникам? (Родной, милый,
любимый).
Как обратиться к взрослым или малознакомым людям? (Уважаемый,
уважаемая, уважаемые).
На доске появляется таблица:
Обращения и слова приветствия
К близким людям родителям,
родственникам, к любимому учителю,
друзьям и подругам:
родной, родной мой, родная моя,
родные мои, милый, милая моя,
милый мой, милые, любимый,
любимая моя, любимые.
К взрослым или малознакомым
людям:
уважаемый, уважаемая, уважаемые,
здравствуйте, добрый день.
Слова прощания и слова, выражающие отношение:
До свидания, до скорой встречи, целую, жму руку, с уважением, с дружеским
приветом.
В письме употребляются и другие этикетные выражения. Например: «
Извините, что я вас беспокою», «Простите, что долго не писала».
III. Как написать письмо?
Давайте вместе составим план письма родным и близким.
Что включает в себя начало? О чём говорится в основной части?
Как завершается письмо?
Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям,
благодарности, просьбы, приветы, подпись и дату.
Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату,
подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах.
Части текста письма
Примеры1. Обращение.
2. Начальная фраза о
состоянии переписки.
3.Раскрывается основное
содержание письма, сообщается
о новостях.
4.Вопросы адресату.
5. Благодарности.
6. Просьба писать письма
7. Передаёт привет. Прощание.
8. Концовка и подпись.
9. Дата и место написания.
Мои дорогие друзья! Моя
дорогая подруга!
Получила твоё письмо…
Давно не было от тебя
письма…
Я хочу рассказать тебе…
У нас много новостей,
расскажу обо всём…
Как ты живёшь? Чем
занимаешься? Как твоё
здоровье? Какие у тебя
новости?
Спасибо, что ты прислала…
Спасибо за внимание…
Я прошу тебя ответить
на моё письмо…
Прошу писать мне…Жду
ответа…
Передай большой привет…
До свидания…
Крепко жму твою руку…
Крепко обнимаю…
25 мая 2009 года п.Вохтога
IV. Конструирование письма.
Сейчас возьмите карточки с разными фразами из письма. Вам необходимо
составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Здравствуй, Ваня!
Мне очень понравилось в Москве.
Я пишу тебе из Москвы.
Как ты живёшь?
Приехал сюда вместе с родителями.
Там мы ели мороженое, а потом смотрели медведей, обезьян,
крокодилов, волков и других животных.Мы остановились у наших друзей.
До свидания.
Сегодня ходили в зоопарк.
Алёша.
12. 07.08 г.
V. Оформление письма.
Существует порядок написания письма:
письмо пишут чётким, разборчивым почерком;
на чистом листе бумаги;
письмо можно сопровождать рисунком;
с левого края бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5см, такие же
поля сверху и снизу;
в письме может быть несколько абзацных выделений (красных строк).
VI. Заполнение конверта.
Чтобы письмо дошло туда, куда мы пишем, что надо уметь?
Надо правильно заполнить конверт, написать адрес и положить в почтовый
ящик.
Поучимся правильно подписывать адрес.
На конверте в левом углу, внизу заполняется индекс. Он состоит из 6 цифр.
Первые 3 цифры обозначают область, город. 3 другие почтовое отделение.
Например: 162 п. Вохтога, 040 номер почтового отделения.
Что написано на конверте справа? (Адрес).
Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно. Это облегчает чтение
адреса получателю, почтальону, сортировщику.
В верхнем левом углу указываем от кого письмо и куда направляется.
VII. Итог урока.
Для чего люди пишут письма?
Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?
Как бы начали письмо? О чём бы спросили? Как бы вы его закончили?
VIII. Домашнее задание.
Напишите письмо своим родителям или друзьям.