Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.08.2019
Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)
Разработка урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" в шестом классе. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.. Тип урока: урок открытия новых знаний. Разработала учитель русского языка и литературы Заракаева З. И. Основные цели: 1.Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых сочетаний; 2.Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержания, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности; 3.Тренировать мыслительные операции: анализ, развивать речь, умение действовать по алгоритму, творческие способности.
Конспект урока по русскому языку по теме Фразеологизмы.docx
Конспект урока по теме «Фразеологизмы» 6 класс Тип урока: открытие нового знания. Основные цели: 1. Сформировать   представление   о   способе   выбора   фразеологизмов   как устойчивых сочетаний; 2. Закрепить   знание   этапов   учебной   деятельности   и   их   содержания, тренировать   умение   самостоятельного   осуществления   учебной деятельности; 3. Тренировать   мыслительные   операции:   анализ,   развивать   речь,  умение действовать по алгоритму, творческие способности. Ожидаемые результаты:   Предметные результаты:   Умение толковать значение фразеологизмов , заменять их  синонимами и антонимами;  Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Метапредметные результаты:  Адекватное понимание информации  сообщения;  Определять тему и цель урока;  Формирование  навыков отбора, систематизации  материала  на данную тему;  Умение оценивать достигнутые результаты. Личностные результаты:  Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка. Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями .                                                    Ход урока: 1.              Организационный момент. Учитель: ­Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Я надеюсь, на уроке не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава. Мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададим всем жару! Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи, тертые калачи!   Сегодня я задам вам жару, буду ставить в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс. 1 2. Целеполагание. Моя речь не показалась вам странной? В чем вы видите эту странность? Какие слова вызвали ваш интерес? Как их называют? Как вы думаете, случайно ли я их использовала? О чем пойдет речь на уроке? ­Да, действительно, в центре внимания сегодня будут фразеологизмы. ­Что же мы должны узнать на уроке? Какие цели мы поставим перед собой?   (   узнать   ,что   такое   фразеологизмы,   чем   отличаются   от   свободных словосочетаний, научиться использовать их в речи).  Итак, цели мы перед собой поставили. Постараемся не ударить в грязь лицом и выполнить их . 3.Знакомство с фразеологизмами. (с понятием темы). Послушайте историю из книги Чуковского «От двух до пяти»: …Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето? ­ Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как­то странно вертеться: ­ Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет… Что имела в виду Светина мама? Почему девочка не поняла её? Ученики: Потому что Света понимала маму буквально... Учитель: В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Учитель: А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»?  Фразеология ­ от греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение.  ­ Что изучает фразеология? Фразеологизмы   –   это   устойчивые   выражения,   которые   нельзя   понимать буквально. Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего   народа.   Во   фразеологизмах   отразилось   отношение   людей   к человеческим достоинствам и недостаткам. Наблюдение над фразеологизмами.  РАБОТА В ГРУППАХ 4. Учитель:  А сейчас мы с вами   разделимся на группы, каждая группа проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами. Но нам нужно составить с вами алгоритм действий. Зачем, как вы думаете? (чтобы нам легче было выполнять задания) Алгоритм Найти устойчивое словосочетание 2 Объяснить значение Подобрать синоним Сделать вывод                             1 ГРУППА (СЛАЙД  Учитель: Ребята, что будете делать вы?    2) Наблюдать над свободными словосочетаниями и фразеологизмами. Сравните:     Повесить пальто         Повесить нос Взять ребенка на  руки Взять себя в руки     Сесть на стул  Вешать платье в шкаф         Сесть в калошу         Вешать лапшу на уши  ВЫВОД. Признаки свободных                                       Признаки                   словосочетаний                                        фразеологизмов                    1. Любое из слов можно заменить                       1. В их составе нельзя заменять           другими словами.                                         одно слово другим.       2.Слова сохраняют свою смы­                  2. Слова теряют свою смысло­       словую самостоятельность.                      вую самостоятельность.       3. Создаются в процессе речи, не              3. Как и слова, используются       требуют запоминания.                                готовыми, запоминаются. Во   втором   столбике   выражения   имеют   переносное,   шуточное   значение. (2«художника» сделали шутливые иллюстрации к фразеологизмам) Их   можно   заменить   одним   словом:   огорчиться;   успокоиться, опозориться, обманывать.  Фразеологизмы употребляются в разговорной речи. 2 ГРУППА (СЛАЙД     4) Учитель: Посмотрите, ребята, как думаете, в чём будет заключаться  ваше исследование? Ученики: Попробуем составить словосочетания с данными в скобках словами и выясним, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. 3 ВЫВОД:   Среди   этих   словосочетаний   есть   устойчивые   (зачитывают, объясняют, что означают) Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде. 3 ГРУППА (СЛАЙД     5) Учитель: Последняя наша группа. Что можете вы исследовать и узнать о  нашем продукте ?  Ученики:  Используем   слова   для   справок,   сравним   их   с   предложенными фразеологизмами, попробуем найти в них что­то общее Жить душа в душу ­ Пруд пруди ­ … За тридевять земель ­ … Засучив рукава ­ … Слова для справок: с гулькин нос, рукой подать, как кошка с собакой, спустя рукава.          Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы. Физминутка  Отгадайте загадки: Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.            Не надо! Ведь этим ты другу            Окажешь …                Фальшивят, путают слова.        Поют кто в лес, …   .                Ребята слушать их не станут:        От этой песни уши ...  .                      Дружнее этих двух ребят            На свете не найдёшь.            О них обычно говорят:           «Водой не разольёшь.» Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге,  Что еле волочили ноги. 5. Работа с учебником. ­ Прочесть определение понятия «фразеологизм» в учебнике на стр. 82­83.  Где   чаще   всего   используются   фразеологизмы?   (В   разговорной   речи   и   в художественных   произведениях).   Для   разъяснения   непонятных   слов существуют   толковые   словари.   Для   толкования   фразеологизмов   можно обратиться к фразеологическому словарю .  4 Синтаксический разбор предложений. Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.        (А.П.  Чехов) Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук. Найдите в предложении фразеологизмы, определите их синтаксическую  функцию.  (Вывод: Фразеологизм является неделимым словосочетанием,   поэтому играет роль целого члена предложения, в данном случае –  обстоятельства)  История появления фразеологизма. Во всю ивановскую значит «что есть  мочи, изо всех сил». Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на  городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на  Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим  голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю  площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.   (СЛАЙД   6) 6.Самостоятельная работа по использованию фразеологизмов в речи  а)   задание.  Прочитайте   предложения.   Замените   выделенные   слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения? Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя  не слушал. (Пропустил мимо ушей) Кирилл целый день бездельничал. (Бил баклуши) Мы догадывались, что он нас обманывает. (Вешает лапшу на уши) Первого сентября Ира проснулась очень рано. (Ни свет ни заря) Ученики делают вывод.  Использование фразеологизмов  в речи  делает  ее более выразительной и образной. б)      задание: творческий диктант Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … (Ученики   записывают   начало   фразеологизма   под   диктовку   учителя   и самостоятельно продолжают фразеологизм). Взаимопроверка 5 7. Рефлексия. ­ Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах? ­ Чему научились? ­Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы: Работал засучив рукава Работал в поте лица Поломал голову Знаю как дважды два  Учитель:   ­Ребята,   где   можно   применять   новые     знания?   (Ответы   детей) Русский   язык   очень   богат   фразеологизмами.   Ведь   фразеологизмы   –   это прекрасное   украшение   нашей   речи.   И   чем   больше   вы   будете   их   знать   и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь. Мы сегодня  работали не покладая рук. И хоть к концу урока немного устали, но не вышли из себя. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! Молодцы, ребята! Спасибо за работу! 8. Домашнее   задание.  Выписать   5   фразеологизмов   из   произведений художественной   литературы,   подобрать   к   выписанным   фразеологизмам синонимы и антонимы. 6

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы" (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2019