Конспект урока по русскому языку по теме "Употребление деепричастий"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—7 кл
05.01.2019
В данном конспекте рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Вместе с детьми будем наблюдать, как «работает» деепричастие в речи. Важность урока состоит и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, дети не только пополнят копилку своих знаний, но и смогут сделать свои творческие работы более выразительными.
деепричастие в тексте.docx
Тема урока: Употребление деепричастий в речи.
Сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Словом, мы будем наблюдать, как
«работает» деепричастие в речи. Важность урока и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, вы не только
пополните копилку своих знаний, но и сможете сделать свои творческие работы более выразительными.
I. Актуализация опорных знаний.
Но чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя. Решим лингвистическую
задачу. Записаны слова, попробуйте сгруппировать их и найти слово, которое не группируется, которое
лишнее (слайд 4)
рассказав
рассказавшие
рассказанная
рассказывающие
А почему вы так думаете? (Лишнее слово задумавшись, так как это деепричастие, а остальные слова
причастия. Это можно определить по признаку и суффиксу)
Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме.
Я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов,
явлений.
Послушайте стихотворение
Пылает небо, разбужая ветер,
Проснулся гомон птичьих голосов –
Проклинывая всё на белом свете,
Я вновь бегу в спасительность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша,
Я среди них пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Вы улыбаетесь? Почему? (неправильно употреблены образованы деепричастия)
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит
одновременно с действием, выражаемым глаголом сказуемым.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи
суффикса а (я).
После шипящих употребляется суффикс а, а в остальных случаях — я.
Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило,
совершается до начала действия, выраженного глаголом сказуемым.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или основы прошедшего
времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов в, вши, (после гласного) –ши (после
согласного). От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом вши(сь),
ши(сь).
3) Исправление грамматических ошибок в стихотворном тексте.
Как должны выглядеть деепричастия в стихотворении? Разбужая (разбудив – сов вид – от основы инф),
проклинывая (проклиная – от основы наст вр проклинаю), выбегнув (выбежав – от основы инф выбежать),
маша (нельзя – основа наст вр – машут – на шип), пиша (нельзя основа наст вр. на шип)
Знания об образовании деепричастий могут помочь вам на ЕГЭ при выполнении задания, которое
формулируется следующим образом: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова». (Слайд 8)
1) шестеро лётчиков 3) к двенадцатому апреля
2) смотрев на Землю 4) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году
Ответы детей (ошибка допущена в примере 2: от глагола несовершенного вида смотреть образовано
деепричастие совершенного вида при помощи суффикса –в )
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями (1 уровень для слабых уч – ся, 2 уровень –
для сильных). Работа в парах.
1.
5.
1 уровень
Оглядываться (деепричастие несов. в.) __________________
Распечатать (деепричастие сов. в.) __________________
Сверкать (деепричастие несов. в.) _______________
Оторваться (деепричастие сов. в.) _______________ Спешить (деепричастие несов. в.) ______________
Остановить (деепричастие сов. в.) ______________
Купить (деепричастие сов. в.) ____________
Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________
2 уровень
Вытирать –______________
Вытереть –______________
Шить –____________
Давать –_____________
Дать –______________
Кричать –___________
Крикнуть –______________
Резать –______________
Плыть –______________
Проверка выполнения задания.
Работа в паре (взаимопроверка).
Самопроверка (слайд 10)
Вытирать вытирая, вытереть вытерев, давать давая, дать дав, кричать крича, крикнуть
крикнув, резать – нельзя образовать, т.к. основа наст. вр. на шипящий – режут), шить – нельзя
образовать, т.к. основа наст вр. состоит только из согл. – шьют), плыть – плыву – плывя)
Построение предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением
деепричастных оборотов.
Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. И сейчас я хочу прочитать вам небольшой фрагмент
рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».
« Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (слайд 11)
Какая часть речи в этом предложении употреблена неудачно? (деепричастие с зависимыми словами)
(слайд 12) Правило: Если предложение начинается с Д.О., далее должно
следовать подлежащее,обозначающее действующее лицо, которое выполняет и главное
действие (выраженное сказуемым), и добавочное действие (выраженное деепричастием).
Итак, правила употребления деепричастного оборота в речи таковы:
Если есть деепричастие, то обязательно должен быть и глаголсказуемое. Глагол и деепричастия не
должны обозначать действия разных лиц или предметов.
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов глаголасказуемого и деепричастия
В предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность.
Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных
глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили
лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники
остановили лошадей.
Обогащая язык, деепричастия создают своим присутствием множество ошибок. Но, к сожалению, мы не
всегда замечаем грамматические ошибки. Научимся узнавать и исправлять такие ошибки, побудем сегодня в
роли редакторов. Кто это?
Роль деепричастий в тексте
4. Вывод.
Итак, какой вывод мы можем сделать?
Без деепричастий все меняется. Деепричастие поясняет, как выполняется действие, когда. Оно
дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При помощи
деепричастий картина моря, созданная поэтом, оживает, наполняется более подробными деталями, т.е.
деепричастие и деепричастный оборот обладают изобразительными свойствами. Сочинениеразмышление о
роли деепричастий в речи вам может быть предложено на ГИА в 9 классе.
5.
2.
1.
2.
3.
Конспект урока по русскому языку по теме "Употребление деепричастий"
Конспект урока по русскому языку по теме "Употребление деепричастий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.