Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
14.08.2019
На уроке идёт знакомство с письменной и устной речью. Ученики отгадывают загадки , учатся высказывать своё мнение, рассуждают. Учатся формулировать тему урока опираясь на наводящие вопросы. Ищут выход из созданной проблемной ситуации. Ведётся работа по учебнику. Составляют предложения, определяют количество слов. а слова соотносят со схемой.
2 урок Обучение грамоте.doc
Тема: Устная и письменная речь.
Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.
Задачи:
1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы;
стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
Предполагаемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из пространственно – графической модели в
словесную форму;
анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
Регулятивные УУД:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
контроль в форме сличения способа действия и его результата;
поиск путей выхода из сложной ситуации.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;
умение доказывать свою точку зрения.
Ход урока
1. Орг. момент Слайд 2
Прозвенел и смолк звонок, он позвал вас на урок.
Здравствуйте, ребята.
Тихо садитесь.
2. Актуализация темы Слайд 3
Ребята, отгадайте загадку:
Дом на улице стоит.
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки.
Девчонки и мальчишки. (Школа)
С какой целью родители привели, вас в школу? Какие правила поведения в школе, вы, знаете?
Правила поведения в школе. Слайды 4, 5
Давайте вспомним правила, как:
вести себя в классе;
надо сидеть за партой;
выходить к доске;
обращаться к учителю;
отвечать на заданные вопросы.
3. Работа по теме урока. Постановка темы урока.
А знаете ли вы, что помогло нам высказать свои мысли?
Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя
такое слово вы слышали. Помогла нам общаться наша речь.
В связи с этим скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте
тему урока.
Вы знаете чтонибудь о слове «речь»?
Как надо говорить, чтобы нас понимали? (Речь должна быть красивой, понятной).
Послушайте, стихотворение Агнии Барто «Сильное кино»
Домой придет
И вот он начал
Они ей — раз!
Мой старший брат,
Свой рассказ:
Он мне расскажет
— Они ползут,
Все подряд,
А он им — раз!
Он объяснит мне,
А тут как раз
Она ползла,
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Что к чему.
А я большая!
Я пойму
Почему девочка ничего не поняла?
А он как даст ему
Ух, сильное кино!
Со зла! Как надо говорить, чтобы нас понимали? (Речь должна быть красивой, понятной).
Упражнение в артикуляции. Слайды 6,7
Постараемся научиться сделать нашу речь четкой и выразительной.
Создание ситуации поиска.
А как вы думаете, хорошо или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?
Давайте будем учиться доказывать свой ответ.
Поставим опыт: постараемся несколько минут обойтись без речи.
(Вызвать ученика, шепнуть ему на ухо ситуацию, которую он должен изобразить с
помощью жестов «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», но выполните
условие: нельзя пользоваться речью)
Работа начнется по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы?
Возможно ли, обойтись без речи? (Можно изобразить героя книги на бумаге, показать с
помощью жестов, но речь нам необходима).
Почему же речь так нужна?
Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их
окружает. С помощью речи можно рассказать обо всем.
Всё, что мы произносим, слушаем, — это устная речь.
Мы произносим слова с помощью органов речи, ртом (устами).
Когда человек говорит, то хорошо видна работа губ, языка, зубов.
Где и когда приходилось вам слышать устную речь? (По радио, телевизору, телефону,
в кино, спектакль в театре...)
Могут ли люди жить без устной речи? (Нет)
Почему? (Устная речь помогает нам общаться с окружающими людьми.)
4. Работа по учебнику
Рассмотрите иллюстрацию на странице 4 Слайд 8
Какие предметы отвечают на вопрос кто? (Дети, ученики...)
Что? (Цветы, книги.)
Куда? (В школу, на урок.) Что вы можете сказать о первом дне в школе?
Сегодня мы много говорили, слушали друг друга, высказывали свои мысли. Какой
речью мы пользовались? (Устной речью.)
С помощью чего мы произносим слова? (С помощью рта, губ, с помощью речевого
аппарата.)
В «Азбуке», кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Клик 8 слайд
С их помощью записаны рассказы, стихи. Это тоже речь.
Как она называется? (Письменная речь. Её можно читать, писать, видеть.)
Рассмотрите иллюстрацию на странице 5
Какую сказку вы вспомнили, глядя на первую иллюстрацию? («Гусилебеди)
Что делает Алёнушка? Составьте предложение, изобразим его с помощью схемы.
(Алёнушка несёт братца) Слайд 9 Схема
Какое ещё предложение можно составить по этой иллюстрации? Составьте его схему.
(Налетели гусилебеди) Схема
Чтобы отделить одно предложение от другого, ставится точка.
Чтобы выделить заглавную букву, поставим вертикальную чёрточку.
Почему под иллюстрацией нарисованы две схемы?
Кто сможет вспомнить и прочитать по схеме составленные предложения.
К кому обращалась девочка в сказке за помощью? (К печке, яблоньке, речке.)
Рассмотрите вторую иллюстрацию
Вспомните название этой сказки.
Назовите главного героя. («По щучьему веленью», Емеля.)
Куда пришёл Емеля? (Емеля пришёл на речку.)
С помощью чего мы ответили на вопрос? (С помощью предложения.) Кого поймал Емеля? О чём просила щука Емелю?
С помощью чего мы можем сейчас записывать свои мысли? (Схемой.)
Для чего нам нужны предложения? (С помощью предложений мы можем выражать
свои мысли, о чёмто рассказать собеседнику.)
5. Физминутка «Солнышко» видео
Рассмотрите иллюстрацию на странице 6. Слайд 10
Что это за сказка? («Теремок».)
Послушайте отрывок сказки. Читает учитель
А теперь рассмотрите книгу «Теремок».
Где вы видите письменную речь?
Какой речью пользовалась я?
Каких героев сказки вы видите?
Составьте предложения про каждого героя сказки. (Петушок чинит крышу.)
Сколько слов в предложении?
Какая схема подходит к этому предложению?
Каждое слово произносите чётко и отдельно друг от друга.
Составьте следующее предложение. (Ёжик сидит.)
Сколько в этом предложении слов?
Какая схема подходит? (Если дети составят предложение с большим количеством
слов, схема составляется на доске)
Послушайте пословицу «Берись дружно...» (с. 6) (на доскесоставлена из букв)
Как вы думаете, подходит ли пословица к этой сказке? Рассмотрите рисунки.
Что на них изображено? (Лопата и т.д.)
Назовите группу предметов одним словом (Орудия труда и инструменты.)
Какие ещё орудия труда знаете? (Тяпка, вилы, топор.) Картинки
Рекомендация родителям: Д/З Какую работу выполняют с помощью этих орудий
труда? Составьте предложения, запишите их схемы.
6. Рефлексия учебной деятельности
Закончите предложения:
Всё, что мы говорим, — это... (Речь)
Речь бывает... (Устная и письменная).
Речь состоит из... (Предложений).
Что выражает предложение? (Законченную мысль.)
– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.
– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.
– Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет
Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Устная и письменная речь" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.