Цели урока : познакомить с терминами подлежащее и сказуемое', на¬учить находить подлежащее и сказуемое в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и на¬ходить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента «светофор».
Урок 15. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения
Цели: познакомить с терминами подлежащее и сказуемое', научить
находить подлежащее и сказуемое в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в
тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; находить
второстепенные члены предложения; аргументирование отвечать, доказывать
свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
И. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске записано предложение.)
Пришла осень птицы не поют они улетели в теплые страны.
— Разделите текст на предложения. Спишите, правильно обозначьте границы
предложений. (Проверка.)
— Прочитайте. Голосом покажите границы предложений.
— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте первое предложение. (Пришла осень.}
— О чем говорится в этом предложении? (Об осени.)
— Что говорится об осени? (Она пришла.)
— Это основа предложения. (Аналогично разбирают остальные предложения.)
У каждого члена предложения есть свое название. Сегодня на уроке мы
узнаем, как называются главные члены предложения.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 32. Прочитайте темуурока. (Подлежащее и
сказуемое — главные члены предложения.)
— Как думаете, что мы будем на уроке делать? (Учиться находить основу
предложения — подлежащее и сказуемое.) Упр. 35 (с. 32).
— Прочитайте задание, скажите: что нужно сделать в этом упражнении?
(Сказать, к какому предложению подходит каждая схема.)
— Какие предложения подходят к первой схеме?(/7)яш<ы летят. Дети
играют.)
— Обоснуйте свое мнение. (Слова птицы и дети отвечают на вопрос кто?,
это одушевленные существительные. Слова летят и играют отвечают на
вопрос что делают ?.)
— Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь
льет.)
— Докажите. (В первом предложении говорится о ветре. Слово ветер
отвечает на вопрос что?. Во втором предложении говорится о дожде.Слово дождь отвечает на вопрос что?. Слова дует и льет отвечают на
вопрос что делает?.)
— Эти слова — основа предложения? (Да. Без основы предложения не
бывает..) ~ Прочитайте правило на с. 32 и скажите, что такое подлежащее.
— Найдите в предложениях, которые мы записали, подлежащее. Как
подчеркнете подлежащее?
— Прочитайте правило на с. 33 и скажите, что такое сказуемое.
— Найдите в предложениях, которые мы записали, сказуемое. Как
подчеркнете сказуемое?
— Спишите предложения первого столбика, подчеркните подлежащее и
сказуемое.
V, Физкультминутка
Вышли уточки на луг,
Крякрякря!
(Шаги на месте.)
Пролетел веселый жук,
Жжж!
(Взмахи руками.)
Гуси шеи выгибают,
Гагага!
(Круговые вращения головой.)
Юповом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал: ррр!
(Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)
Зашептал в воде камыш: шшш!
(Руки вверх, потянуться.)
И опять настала тишь: шшш.
(Сесть за парту.}
VI. Закрепление изученного материала Упр. 36 (с. 33).
— Прочитайте стихотворение.
— О чем это стихотворение ? (О дожде в лесу.)
— Что означает выражение банный день? (День, когда люди моются, ходят
в баню.)
— Озаглавьте стихотворение. (Банный день.)
— Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое,
(Образец разбора дает учитель. Второе предложение разбирает ученик.)
Образец разбора Загремел веселый гром...В этом предложении говорится о громе. Что? (кто?) гром. Это подлежащее,
подчеркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое,
подчеркиваем двумя чертами,
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое? Упр. 37(с. 34). (Фронтальная работа.) Упр. 38 (с. 34).
(Работа в парах.)
VII. Рефлексия Карточка
Пользуясь схемой, найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.
' На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит зигзагами
большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и
теплу.
(Сверка с образцом. Самооценка.)
— Оцените себя с помощью «светофора».
Зеленый цвет — я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.
Желтый цвет — я еше не все понял.
Красный цвет— я пока еще не понял, как находить подлежащее и сказуемое.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали о предложении? (Главные члены предложения
называются подлежащим и сказуемым.)
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
Домашнее задание
1. Выучить правила.
2. Выполнить упр. 36 (с. 33). Найти основу в последнем предложении.